Томас Мор (1478-1535) — биография, жизнь и произведения
Детские и юношеские годы
Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в столице Англии. Его отец Джон был известным судьей. Этот человек славился своими моральными ценностями, а также честностью. Во многом его воспитание предопределило мировосприятие Томаса. Первым образовательным учреждением для него стала школа Святого Антония. В 13 лет мальчику была доверена должность пажа при кардинале Мортоне.
Этому человеку сразу понравился любознательный и веселый парнишка. Мортон стал первым, кому удалось разглядеть большой потенциал Мора. В шестнадцатилетнем возрасте Томас становится студентом Оксфордского университета. Его наставниками были лучшие юристы Англии того времени:
В университете Томас изучал законодательство, а также его внимание привлекли труды гуманистов. По настоянию отца через 2 года с момента поступления в университет Томас возвращается домой. Сэр Джон хотел, чтобы его сын улучшил свои знания в области права. Томас быстро разобрался со всеми тонкостями законодательства Англии.
Одновременно он заинтересовался философией и социологией. В первую очередь его внимание привлекли работы древних классиков Платона и Лукиана. Для этого Мору пришлось улучшить знания латыни и греческого. Еще во время учебы в Оксфорде он начал собственную литературную деятельность, которая продолжилась и после возвращения в Лондон.
Ориентиром в мире гуманизма для него стал Эразм Роттердамский. Знакомство автора «Утопии» с этим человеком состоялось во время приема лорд-мэра. Именно в доме Моров Роттердамский написал сочинение «Похвала глупости». Историки считают, что период с 1500 по 1504 год Томас провел в картезианском монастыре Лондона. Однако молодого философа не привлекла идея посвятить всю оставшуюся жизнь служению Богу, поэтому он остается в миру.
Проведенное в монастыре время не прошло для Мора бесследно, поскольку многие привычки, полученные в этот период, не были им забыты. Философия Томаса Мора — христианский гуманизм и материализм — прослеживается во всех трудах автора.
Политическая деятельность
Вскоре после возвращения из монастыря Томас избирается в парламент страны. Уже в начале политической карьеры он предлагает снизить налоги в королевскую казну. Месть со стороны монарха оказалась быстрой — отец философа был арестован и заключен в тюрьму. Освободили его лишь после того, как Мор отказался от политической деятельности и выплатил большой выкуп.
Томас возвращается в политику лишь после смерти монарха в 1509 году. Спустя год он занимает должность младшего шерифа Лондона. Политические взгляды Томаса Мора и его честность приводили в восторг жителей столицы. Обратил внимание на него и Генрих VIII, занявший трон в то время.
В 1515 году Мор по приказу короля отправляется во Фландрию в качестве посла. Следующие несколько лет оказали серьезное влияние на его жизнь:
- В 1517 г. автор «Утопии» помогает усмирить бунт жителей Лондона.
- На следующий год Томас входит в состав Тайного совета — могущественного учреждения Британии.
- Через 2 года философ сопровождает монарха Англии во время его встречи с королем Франции.
- В 1521 году Мор был посвящен в рыцари благодаря своим заслугам перед Отечеством.
- В 1529 году автор «Утопии» назначен королем на пост лорд-канцлера. Мор оказался первым представителем класса буржуазии на этой должности.
Личная жизнь
В 1505 году состоялось бракосочетание Мора и Джейн Кольт. Эта женщина была старшей дочерью состоятельного и известного английского эсквайра. Историкам удалось найти информацию, что Томас был влюблен в младшую дочь семейства Кольтов. Но будучи учтивым человеком, он все же сделал предложение Джейн. Избранница Мора отличалась тихим нравом и получила неплохое домашнее образование. Эразм Роттердамский, близкий товарищ и единомышленник Томаса, предложил Джейн не бросать обучение. Обладая педагогическим талантом, он лично учил ее музыке и литературе.
У Томаса и Джейн родилось 4 ребенка — Маргарет, Сесиль, Джон и Элизабет. К сожалению, семейное счастье не продлилось долго. В 1511 году супруга Мора умерла от лихорадки. Томас не хотел, чтобы его дети оставались без матери и вскоре после похорон вступил в брак с Элис Мидлтон. Эта женщина оказалась прямой противоположностью Джейн. По мнению друзей Мора, несмотря на поспешность и расчетливость, второй брак философа стал счастливым. Супруги прожили в мире и согласии до последних мгновений жизни.
Отсутствие собственных детей с новой супругой совершенно не тяготило Мора. Он относился к дочери Элис от первого брака, как к родной, и дал ей отличное воспитание. Томас был хорошим и любящим отцом. Когда он уезжал из дома, то всегда писал детям письма и с нетерпением ждал их ответа. Мор в течение всей своей жизни особое внимание уделял вопросам образования женщин. Он был уверен, что они способны совершать такие же открытия, как и мужчины. Ему удалось воплотить в жизнь свою мечту — дать хорошее образование не только сыну, но и дочерям.
Арест и смерть
Серьезные разногласия с королем у Мора возникли из-за сильной религиозности Томаса. Когда английский монарх Генрих VIII решил расторгнуть свой брак, автор «Утопии» был уверен, что дать согласие на это может только Папа Римский. Однако Климент VII, руководивший в те времена Ватиканом, также возражал против расторжения брака. В результате Генрих VIII принял решение разорвать все связи с Ватиканом и начал создавать в своей стране новую церковь.
Вскоре новой супругой монарха стала Анна Болейн. Это переполнило чашу терпения Мора. Он оставляет пост лорд-канцлера и оказывает посильную помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении поступка монарха.
Однако парламент принимает новый «Акт о престолонаследии», согласно которому все рыцари страны должны признать детей Генриха VIII и Анны. Мор отказался давать присягу и попал в тюрьму. В 1535 году он был казнен за измену государству. Спустя ровно 400 лет Ватиканом было принято решение причислить Томаса Мора к лику католических святых.
Литературные произведения
Самой известной книгой писателя является «Утопия». В список работ Мора входят 280 небольших поэм, эпиграмм, а также переводов произведений других писателей. Он активно переводил труды философов Древней Греции. Главной темой всех произведений Томаса Мора является образ идеального правителя.
История Ричарда III
Все еще не утихают споры о том, историческое это произведение или все же художественное. Основные сюжетные линии книги совпадают с многочисленными хрониками и историческими изысканиями. В частности, «История Ричарда III» во многом соответствует запискам Кармилиано, Вергилия, Манчини, Андре.
Различия между работой Томаса и других хронистов наблюдаются в несущественных деталях. Автор «Истории Ричарда III» не ограничился описанием известных исторических событий, а дает им собственную оценку. Также специалисты в области литературы отмечают, что Мор довольно часто ссылается на весьма сомнительные источники.
Роман Утопия
Работать над своим главным произведением Томас начал во время поездки во Фландрию в составе английской делегации. Впервые книга была опубликована в 1516 году и предназначалась для просвещенных монархов, а также ученых-гуманистов. Сам автор называл ее «Золотой книжечкой, одинаково полезной и забавной».
Произведение состоит из 2 частей, содержание которых имеет существенные отличия, но логически они неотделимы. В первой книге автор высказывает свои мысли о несовершенстве политической и социальной системы. Мор подвергает критике смертную казнь, высмеивает тунеядство духовных деятелей, а также разврат, царящий в обществе. При этом автор предлагает собственную программу реформ, которые помогут изменить ситуацию.
Вторая книга «Утопии» содержит гуманистические черты учения Мора. По мнению автора, во главе государства должен стоять мудрый монарх, а труд должен стать обязательным для всех слоев общества, но при этом не быть изнуряющим. Философия Мора предполагает равноправие и демократию даже при наличии короля. Именно эта работа сыграла большую роль в дальнейшем развитии утопической теории. Среди основных идей «Утопии» Томаса Мора кратко можно отметить:
- деньги следует использовать только для торговли с другими государствами;
- частная собственность должна быть заменена общественным производством;
- монарх должен обладать мудростью;
- несмотря на наличие короля, в стране должны царить равноправие и демократия;
- все продукты следует распределять только в зависимости от потребностей людей.
Мор был одним из самых выдающихся людей своего времени. Написанные им литературные работы имели важное значение для становления последователей. Современники считали его умным и добрым человеком. Он мог быть веселым и радоваться каждому мгновению жизни, но при определенных обстоятельствах становился серьезным и сосредоточенным на деле. Мор до последнего мгновения жизни придерживался своих принципов и не отказывался от сказанных слов. Его влияние на развитие философии и литературы высоко оценивается современными учеными.
Источник
Наука и образование в утопиях Томаса Мора и Фрэнсиса Бэкона
Дата публикации: 10.06.2020 2020-06-10
Статья просмотрена: 604 раза
Библиографическое описание:
Мызгина, А. В. Наука и образование в утопиях Томаса Мора и Фрэнсиса Бэкона / А. В. Мызгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 378-380. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71506/ (дата обращения: 03.11.2021).
В исследовании анализируются взгляды на образование, воспитание и труд в произведениях утопического жанра: «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Определяется место и роль науки в утопических государствах.
Ключевые слова: утопия, Т. Мор, Ф. Бэкон, образование, воспитание, наука, труд.
В истории утопии возникали разные взгляды на идеальное устройство жизни человека. С момента появления «Утопии» Томаса Мора впервые были заложены традиции утопического жанра в литературе. В истории общественной мысли утопическая литература всегда привлекла внимание исследователей к проблемам государственного и общественного строя в утопиях. Однако исследователи уделяли мало внимания вопросам образования и воспитания. Усиление внимания к данной проблеме связано непосредственно с тем, что образование играет важную роль в жизни человека. Поиск идеальной системы образования и воспитания остается актуальным и в наше время.
В данном исследовании анализируются следующие английские утопии: «Утопия» Т. Мора и «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.
Томас Мор и гуманисты эпохи Возрождения выступали против схоластики и соответствующей ей системы образования, чтобы путем просвещения сделать жизнь людей гуманнее и справедливее, опираясь на идеи христианства [7; 36]. В «Утопии» Т. Мора образованию и воспитанию отведено особое место. По замыслу автора, оно включает в себя духовное и физическое развитие. Так, в разделе «О занятии ремеслами» Т. Мор пишет следующее: «У всех мужчин и женщин есть только одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают» [4; 66]. Кроме земледелия, жители Утопии должны изучать ремесло. В стране, в которой отсутствует частная собственность, жители трудятся на благо общества. Утопийцы осознали необходимость добиваться личного счастья совместным трудом, следуя новому принципу коллективизма — антиподу индивидуализма. [8; 66]. Труд обязателен для всех, но разные виды труда не равны друг другу по достоинству, так же как не равны и люди [4; 94]. Следовательно, труд в утопии обязателен для всех и труду обучают всех с детства при помощи игры.
Программа умственных занятий гармонически сочетается с физическими упражнениями и трудом. Предусматривается внешний контроль над выполнением обязанностей жителей утопии. Исключением является занятие науками в свободное время от ремесла и земледелия. «И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых» [4; 71]. Таким ученым автор дает возможность занимать должности «послов, духовенства, траниборов и глав государства» [4; 71]. Поэтому тем, кто желает войти в сословие ученых, необходимо проявить к этому способности и талант. Также, ученые могут обучать наукам любых других желающих в специально отведенные часы отдыха в Утопии. Однако, если ученый не оправдал надежду, то он обратно возвращается к занятию ремеслу [4; 134]. Кроме того, отдельно обучением мальчиков и юношей занимаются священники, по их рекомендации производится выделение граждан «для основательного прохождения наук» [4; 136]. Английский мыслитель выражал мечту гуманистов о том, чтобы обществом управляли люди наиболее образованные и добродетельные [3; 95].
А. Л. Мортон утверждает, что образование у Т. Мора представлено в виде непрекращающейся попытки постичь мир. В ней участвует весь народ. Если и выделялись люди, специально посвятившие себя наукам, то они не составляли замкнутой касты, отгораживавшейся от народа, но были передовым отрядом, вождями движения, к которому мог примкнуть любой и каждый. Ученость ценилась и уважалась не как нечто самодовлеющее или признак особой социальной принадлежности, но как средство для полного развития человеческих способностей [5; 34].
Следовательно, для Т. Мора, справедливо, то общество, в котором, чтобы стать ученым, необходимо проявить свои способности и талант. Только ученые получают доступ к власти и решают главные проблемы в идеальном государстве. Совместный труд — это счастье для людей, он объединяет всех, «и в итоге у них получается изобилие во всем» [4; 72]. В этом обществе люди равны и имеют равный доступ к занятию наукам, все с детства обучаются, и только самые способные получают дополнительные возможности.
Другая утопия, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона повествует об обществе, в котором образование и наука занимают центральное место. Название «Новая Атлантида» связана с трудом Платона «Атлантида», и главным ее отличием является жизненность и независимость Атлантиды от разрушительных сил природы [2; 137–138]. В этом произведении под видом описания утопического государства, излагается программа государственного колледжа экспериментальных наук [2; 144]. Сочинение Ф. Бэкона повлияло на общеевропейское движение за создание научных академий. [2; 138].
Гуманисты Нового времени отводили науке и образованию особую роль. В огромных успехах техники производства и в способности человека подчинять себе окружающий его мир и свою собственную судьбу гуманисты черпали уверенность в будущем прогрессе человечества. Гуманисты верили в то, что человек в состоянии собственными руками и разумом добыть счастье в этом мире. Человека и природу они рассматривали не в противопоставлении друг другу, а в их единстве [6; 91].
Автор воображаемого государства описывает «Соломонов дом», в котором избранные ученые располагают различными материалами и сооружениями для научных изобретений посредством опытов и экспериментов. «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным» [1; 263]. Замкнутость и элитарность сочетается в нем с универсальностью его функций. Общее число полноправных членов Дома невелико — 36 человек [2; 153]. Помимо основных членов Дома Соломона, имеется какое-то число новопосвященных и учеников, а также многочисленные слуги и помощники. [2; 154].
«Не каждое изобретение может быть обнародовано обществу и государству, некоторые из них должны храниться в тайне среди ученых» [1; 273]. Тем самым, разрешалась социально-этические проблемы, связанные с ответственностью за последствия научных открытий [2; 162].
Как и в «Утопии» Т. Мора, труд — это основа жизни и счастья людей. Однако в работе Ф. Бэкона уделено мало внимания социальной стороне жизни в утопии. Между тем, Ф. Бэкон рассматривал поиск знания как высшую цель человеческой деятельности и как высшее наслаждение человека. [2; 156]. Наука, прогресс знания выступают в «Новой Атлантиде» как единственный врачеватель язв и пороков общества и человека, как сила, способная самостоятельно преобразовать общество, сделать его счастливым и процветающим [2; 160].
«Бэкон больше всего расходится с Мором во взглядах на воспитание. Для Мора воспитание было делом общественным и коллективным, имевшим целью умножить счастье всего народа и обогатить его интеллект. Для Бэкона это было занятием коллегии специалистов, самым щедрым образом награждаемых государством и работающих в совершенной изоляции от масс» — утверждает историк А. Мортон [5; 40]. Но, как следует из работы Т. Мора, самые способные и талантливые имеют право входить с состав ученых, которые освобождаются от физического труда и получают доступ к управлению государством.
Следовательно, в утопии «Новая Атлантида» Ф. Бэкон отводит образованию и науке высокое положение в государстве. Наука определяется как движущая сила в развитии государства и общества. К занятию наукой допускается ограниченное количество лиц. Однако нам ничего не известно про обучение и воспитание детей. Работа Ф. Бэкона считается незаконченной, так как не все сферы жизни затронуты в утопии.
Таким образом, образование и воспитание на примере данных утопий имеет ряд схожих идей: единство духовного и физического развития жителей утопии; самые талантливые и способные допускаются к занятию науками; образование и воспитание начинается с детства; в каждой из утопий труд в почете. В утопии Т. Мора образование представляет собой обязательный институт, через который должны пройти все жители утопии. В то время как в утопии Ф. Бэкона доступ к образованию должны получать самые способные и талантливые. Однако авторы утопий рисуют государство, в которых наука и образование занимают почетное место. Благодаря этому в утопическом государстве процветает спокойствие и справедливость со стороны правителей. Авторы утопий не обходят вниманием деталей каждой стороны жизни в утопии и описывают преимущества воображаемых ими государств. Многие из этих идей остаются полезными и необходимыми для реализации в мире равенства и справедливости, к которым всегда стремились мыслители разных эпох.
- Бэкон Ф. Новая Атлантида // Мор Т. Утопия; Кампанелла Т. Город Солнца; Бэкон Ф. Новая Атлантида / Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Фрэнсис Бэкон; пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского / пер. с англ. З. Александровой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. С. 227–275
- Карев В. М. «Новая Атлантида» и «Утопия». Из истории утопической мысли в Англии в XVI-XVII вв. // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 133–166
- Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». — М.: Наука, 1991. — 288 с.
- Мор Т. Утопия // Мор Т. Утопия; Кампанелла Т. Город Солнца; Бэкон Ф. Новая Атлантида / Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Фрэнсис Бэкон; пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского / пер. с англ. З. Александровой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. С. 5–148
- Мортон А. Л. Английская утопия. — М.: Иностранная литература, 1956. — 277 с.
- Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота. М.: Прогресс, 1970. — 256 с.
- Осиновский И. Н. Томас Мор в истории ренессансного гуманизма // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 7–45
- Сапрыкин Ю. М. О гуманистическом индивидуализме в политической мысли Англии в XV — начале XVI в. // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 46–67
Должностное лицо по общественным делам в утопическом государстве.
Источник