Артикуляционная гимнастика «Зубки все мои видны»
Гусейнова
Артикуляционная гимнастика «Зубки все мои видны»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Карточка№4. Чередование «Хоботок» — «Улыбка» —
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у — и», «и – у — а»,удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Карточка№5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
«Что он скачет взад-вперед?» —
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
Карточка№9. «Язык здоровается с подбородком»
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
— Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Карточка№10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Карточка№13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» — «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Карточка№16. Чередование «Толстячки — худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка –щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Карточка№17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
Карточка№19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами,произносить: «па-па-па».Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
пошлёпать губами кончик языка;
пошлёпать губами середину языка;
пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
Карточка№21. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
Карточка№22. «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на
верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
Карточка№23. «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Артикуляционная гимнастика — что это? Что такое артикуляционная гимнастика или гимнастика для язычка? Гимнастика для рук и ног – дело для каждого привычное. Благодаря гимнастике.
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков 1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы,.
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [Р], [Р’, [Л], [Л’] 1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы,.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц] 1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи). Описание: Поставить.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы.
Артикуляционная гимнастика «Веселый лягушонок» и зрительная гимнастика «Ловим муху» в рамках декады здоровья С 9 по 19 апреля в нашем детском саду проходила декада здоровья. В рамках декады была проведена артикуляционная и зрительная гимнастика.
Что такое артикуляционная гимнастика Подготовка артикуляционного аппарата – это первый и, пожалуй, самый важный этап в формировании правильного произношения. Ребенка нужно научить.
Консультация «Что такое артикуляционная гимнастика?» Консультация «Что такое артикуляционная гимнастика?» Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего она нужна? Мы правильно произносим различные.
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.
Источник
Артикуляционная гимнастика для малышей
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с «кашей во рту»?
Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.
Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.
Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или «сделать что-то не так».
Попробуйте! У вас получится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_gimn.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель : вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание : Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке : у-у-у.
Цель : вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
Описание : Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой» . Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель : научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание : Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а» , подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Вот и вышел на порог
«Что он скачет взад-вперед?» —
Цель : укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель : отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание : Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Язык здоровается с подбородком»
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка :
— Эй, какая там погодка?
Цель : отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) .
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель : отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание : Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель : развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание : Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель : развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание : Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой) . Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Чередование «Толстячки — худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали :
Видно, есть ему не дали.
Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание : Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава :
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание : Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Улыбаюсь, рот открыт :
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель : научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель : отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку» .
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри :
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель : развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
Описание : Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель : добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости) .
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты : 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить : «та-та-та» . Произношение слогов ( «та-та-та» ) помогает ребёнку выполнять задания.
«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель : отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание : Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
Поперек улыбки лег –
Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель : научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» . Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
Цель : развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание : Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо ( «потолок» , делая движения языком вперёд-назад.
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Цель : отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р» . Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка) .
Описание : Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя : «д-д-д» . Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка) . Темп убыстряется постепенно.
Варианты : 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося : «дын-дын-дын» ( «звоночек» ).
Стучим и произносим : «т-д-т-д» ( «скачет лошадка» ).
Многократно произносим : «а-д-д-д» , «а-д-д-д» , «а-д-д-д» ( «песенка» ).
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Цель : отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку) . Укреплять мышцы языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
Улыбаюсь : вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель : научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание : Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель : укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Как же он не устает?
Цель : развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание : Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад
Источник