- Как почистить коллектор якоря в бытовых условиях
- Как чистить коллектор якоря
- Проверка и ремонт якоря болгарки своими руками 1
- Устройство якоря
- Коническая пара — места, на которые стоит обратить внимание:
- Неисправность якоря
- Как проверить якорь на болгарке?
- Правила визуального осмотра
- Осмотр с помощью тестера
- Контроль при помощи лампочки
- С чего начать?
- Как найти короткое замыкание в роторе
- Перемотка якоря
- Проверка подшипников
Как почистить коллектор якоря в бытовых условиях
Зачастую, на этапе необходимости замены графитовых щеток, электроинструмент «выхаживает» достаточно весомые моточасы. Будет уместно, снять якорь электродвигателя и провести чистку коллектора, а заодно сделать профилактику и более тщательно продефектовать состояние подшипников, основных узлов и смазки. Правильно подготовленный коллектор, на порядок повыщает возможность полноценного ресурса угольных щеток, снижает искрение щеток и обеспечивает работу инструмента при номинальных параметрах.
Для примера (и как раз пришло время профилактики моей Ferm FAG-125 N), я привел в порядок якорь болгарки. Если брать во внимание чистку бытовыми методами и подручными средстами, то нам понадобится:
- Наждачное полотно, абразивным числом 1000 — для первоначального восстановления поверхности и грубой отчиски
- Наждачное полотно, абразивным числом 2000 — для финишной чистки и подготовки к полировке
- Надфиль, прямоугольной формы — для удаления фаски с ламелей
- Войлочный круг с цилиндрическим хвостовиком — для полировки
- Паста ГОЙЯ — для полировки
- Дрель / Шуруповерт — для оптимизации процесса
- Иголка (крупная) — для удаления остатков материала между ламелей
- Щетка / Сжатый воздух — для окончательной чистки коллектора и ротора целиком.
Как чистить коллектор якоря
- Для начала необходимо вывести геометрию поверхности, убрав неровности, царапины и следы графита с ламелей. На данном этапе, более чем достаточно наждачного полотна абразивным числом 1000. Якорь следует удобно разместить на твердой и ровной поверхности, прокручивая, круговыми движениями (не надавливая) снимать деффекты оборот за оборотом. По пятну контакта, можно судить о общем состоянием коллектора, если повреждения глубокие, следует лишь убрать самые серьезные охрехи, следуя разумному балансу «толщина ламели-состояние» (руководствуясь принципу «не навреди!»).
- Слудующем решением, как на мой взгляд, стоит убрать острую фаску с ламели. В противном случае, подобну резцам, будет уничтожать щетки, буквально за считаные часы.ПРИМЕЧАНИЕ — угол прямоугольного надфиля с алмазным напылением, мне показался идеальным. В одно легкое движение, от намотки до края удирая буквально 0,1 мм одновременно с двух соседних ламелей, учитывая ровность угла и равномерность снятия (также работает принцип «не навреди!»)
- Отлифовать можно наждачным полотном, абразивным числом 2000. Для простоты и укорения процесса, я использовал привод шуруповерта, закрепив в патроне вал ротора, а пальцами ладони повторил окружность коллектора удерживая наждачку. Буквально пол минуты и результат уже виден и даже можно было бы остановится на данном этапе, но это не для НАС!
- Установив войлочный круг на дрель и зафиксировав обороы, прокручивая якорь, я окончательно довел коллектор, заполировав поверхность с применением пасты ГОЙЯ.
- В идеале, убрать остатки материалов после чистки и накопившеюся пыль между витками и с каркаса, сжатым воздухом через насадку. Но у меня пока компрессора нет, и я ограничелся механическим путем при помощи щетки и иглы.
Буквально несколько минут (не считая времени на снятие и установку), и колектор даже лучше чем у некоторых новых роторов, и можно быть спокойным за состояние и работу данного узла, ВАЖНОГО узла. Повторюсь, заодно это лишний повод (который совсем не лишний, извините за тавтологию) провести профилактику, а как известно, ухоженному инструменту — НЕТ СНОСУ!
Источник
Проверка и ремонт якоря болгарки своими руками 1
Болгарка используется для выполнения многих задач в хозяйстве. Регулярное применение может привести к поломке устройства. Наиболее часто ломающимся элементом является якорь. На него действует высокая тепловая нагрузка, а также сказывается механическое и электромагнитное влияние. В итоге многим умельцам приходится думать о ремонте этой детали.
Устройство якоря
Якорь болгарки состоит из обмотки, которая проводит ток, и магнитопровода. В магнитопроводе находится вал, осуществляющий кручение. Конструкция магнитного провода образована пластинками и пазами, которые изолированы меж собой посредством покрытия лака. Разработана определенная последовательность укладки проводников якорной обмотки в пазы. Проводники образуют виток. Окончания его связываются на ламелях. Схема расположения начала стартового витка и окончания последнего составляется таким образом, что они замыкаются на одну ламель.
При постоянном перегреве мотора болгарки происходит оплавление якоря. В результате высокой температуры могут отпасть контакты проводов, которые соединяют первичную обмотку с коллектором. Все это приводит к тому, что ток не подается.
Коническая пара — места, на которые стоит обратить внимание:
Целостность зубьев — при тангенциальном профиле (наклонный), утрата фрагмента одного зуба не критична, т.е. работать будет, но в идеале, заменить, особенно пары с прямыми зубьями. Обратите внимание на износ поверхности зубов. Со временем, зуб «вытягивается», заостряясь к верхушке. Края обычно работают меньше, можно грубо ориентироватся на них. Такие дефекты сопровождаются повышенным шумом при работе.
Как вариант бюджетного решения (ВРЕМЕННОГО, хотя вечного вообще нет ничего…), я практикую смену установки шайбы разбега с верхней части (под стопорным кольцом) в нижнюю (под планетарную шестерню). Данное действие, уменьшит зазор между ведомой и ведущей шестернями, чем увеличивает пятно контакта. В некоторый болгарках, особенно у Bosch, между фланцем и корпусом редуктора, есть металиическая прокдадка (толщинной несколько десятых доль мм), убрав ее, достигается тот же эффект.
Паз под шпонку. Со-временем, появляется износ шпонки, вала и посадочного отверстия большой шестерни. Номинальный зазор должен быть в пределах нескольких десятых мм (так называемый тепловой). Проверяется просто, надетау на валу шестерню, радиальными движениями из стороны в сторону. Обычно, первой изнашивается сама шпонка и достаточно заменить копеечную деталь. Но стоит внимательно изучить и пазы на шестерне и валу. Призамене подшипника вала шпинделя в фланце корпуса, также рекомендую проверить состояние меднографитовой втулки, которая также отвечает за соосность механизма и номинального положения вала шпинделя. Снятый вал, удобно установить во втулку и использовать в качестве рычага, оценить износ. На «холодную», втулка всегда имеет небольшой тепловой зазор (порядка 0,1-0,4 мм), кторой частично уменьшается при рабочей температуры (особенность меднографитовых втулок, в категории описанно подробнее). Если смещение вала во втулке заметно превышает диапазон, замена в данной ситуации (разобран механизм и происходит замена смазки и подшипника вала) будет более чем уместной, учитывая малую стоимость втулки.
При сборке корпуса редуктора и установки фланца, стоит провернуть механизм за вал шпинтеля. Данное действие исключает попадание «зуб на зуб». В противном случае, закручивая винтами фланец, буквально прессом можно выдавить фрагменты алюминиевого сплава корпуса. Также, не перезатягивайте гайку фиксирующую ведущую шестерню, в силу направления вращения, она стремится к самозатягиванию в большинстве болгарок с тангенциальным профилем зубьев (косые)
Смазку рекомендуется заменить, именно заменить а не добавить или частично поменять (это как поменять грязные носки с левой на правую ноги или наоборот). Интервалом, на который легко ориентироваться: две замены щеток — замена смазки. Наверняка всем известно, при износе смазка теряет свои свойства, и механизм будет изнашиваться быстрее. Также, результатом любой работы редуктора — металлическая микростружка. Конструкция корпуса не герметична, мельчайшая пыль также проникает и оседает в смазке, что в сумме создает абразивную среду, а она свою работу выполняет на все 100%, беспощадно изнашивает даже самый высококачественный закаленный металл. Стоит тщательно вычистить остатки старой смазки со всех поверхностей, не ленясь добраться до труднодоступных мест. Фрагмент отколотого зуба, стопорного кольца, шпонки, корпуса и т.д. и вышеупомянутый абразив, может смешаться в новую смазку и будет досадно, когда такая мелочь как маленький фрамент, попав между зубьми конической пару, нанесет непоправимый вред.
Смазку стоит приобретать, руководствуясь рекомендациям производителя (в интрукции к болгарке или сайте производителя …), в большинстве случаев будет уместна смазка на литиевой основе. Лично я, в механизм редуктора собираю на высококонсистентую пластичную смазку на литиевой основе NL Gi 2 для высокооборотистых зубчастых передач. Она липкая, чем удерживается на пятне контакта, даже при высоких температурах, не стекая как большинство аналогов. Современный рынок предлагает множество вариантов, каждый найдет подходящий под свои требования. Также руководствуйтесь правилом «золотой середины» для определения количества смазки (недостаток ведет к износу, а чрезмерность к перегреву при работе (стоит закладывать, приблизительно 1/2 свободного пространства))
Неисправность якоря
Существуют критерии, на основании которых можно сделать вывод, что требуется ремонт якоря:
- увеличивается количество искр, исходящих от щеток на коллекторе двигателя;
- появляется вибрация при небольшой скорости;
- рабочий вал начинает перемещаться в разных положениях.
Наличие этих признаков свидетельствует о поломке якоря. Последующее пользование может быть опасным.
Известны следующие повреждения якоря:
- обрыв проводников электрического тока;
- замыкание между витками;
- нарушение изоляции, что приводит к замыканию обмотки на металлическую поверхность ротора;
- распаивание окончаний коллектора;
- неодинаковое истирание коллектора.
В итоге этих неисправностей двигатель постепенно перестает работать. Чтобы выяснить причину отказа работы углошлифовальной машины, следует провести диагностику. Она может быть осуществлена визуально или с применением соответствующих приборов.
Как проверить якорь на болгарке?
Правила визуального осмотра
Стандартная диагностика предполагает зрительный анализ устройства. Нужно проанализировать целостность провода и подачу тока на коллектор мотора. При нормальной подаче питания следует осмотреть болгарку изнутри. Разобрать устройство не составит большого труда. Лучше всего при разборе сфотографировать расположение основных модулей устройства. После разборки провести зрительную проверку якоря на такие свойства:
- ход якоря должен быть свободным;
- отсутствие черных пятен и запаха, которые могут говорить об оплавлении обмотки, изоляционный лак которой оставляет следы;
- отсутствие скомканных витков и остатков припоя, что приводит к короткому замыканию;
- на контактах ламели не должно быть выгорания, иначе следует проверить связывание петушка ламели и шинки обмотки;
- отсутствие изношенных или выгоревших пластинок;
- пространство между ламелями не должно содержать графитовые остатки от щеток.
Если при зрительном осмотре не выявлены недостатки, то необходимо провести проверку приборами. Якорь на болгарке можно проверить как при помощи тестера, так и воспользовавшись обычной лампочкой.
Осмотр с помощью тестера
Мультиметр выставляется в положение омметра. Задается сопротивление 200 Ом. Щупы подсоединяются к ламелям, находящимся рядом друг с другом. Если значение на приборе меньше 1 Ом, то присутствует короткое замыкание. При значении больше среднего возможно наличие обрыва витков. При высоком значении сопротивления или отсутствии какого-либо значения (в случае применения цифрового прибора) также можно судить об обрыве.
Бывают ситуации, когда обрыв не обнаруживается. Тогда делается пробой на массу. При максимальном сопротивлении один из щупов ставится на вал, а другой перемещается по пластинкам. Если значение нулевое, то повреждения нет. Потом мультиметром таким же образом проверяется ротор. Щуп в этом случае перемещается по ламелям. При невозможности выполнить проверку тестером применяется лампочка.
Контроль при помощи лампочки
При отсутствии под рукой прибора многих интересует вопрос, как проверить болгарку на возможные поломки якоря. Подающий питание провод разрывается, и в место разрыва одного провода помещается лампочка. Затем вращается вал. По смене яркости лампочки можно судить о замыкании между витками. В случае отсутствия горения, возможны такие выводы:
- расположение щеток не соответствует работающему положению, вследствие срабатывания подпорной пружины;
- разрыв питающего контура;
- замыкание либо разрыв в обмотке статора.
Можно прозвонить индикатором коротко замкнутых витков и прибором проверки якорей. Это может сделать опытный человек.
С чего начать?
Поскольку устройство перфоратора несложное, то ремонт перфоратора makita надо начинать с его разборки. Разборку перфоратора лучше всего выполнять по уже проверенному порядку.
Алгоритм разборки перфоратора:
- Снимаете заднюю крышку на ручке.
- Извлекаете электрические угольные щетки.
- Отсоединяете корпус механического блока и корпус статора.
- От механического блока отсоединяете ротор.
- Из корпуса статора извлекаете статор.
Запомните, корпус статора зеленого цвета, корпус механического блока с ротором черного цвета.
Отсоединив ротор от механического блока, переходим к определению характера неисправности. Ротор Makita HR2450 поз.54; артикул 515668-4.
Как найти короткое замыкание в роторе
Поскольку вы производите самостоятельный ремонт перфораторов, вам необходима электрическая схема перфоратора Makita 2450, 2470.
В перфораторах Макита 2470, 2450 применяются коллекторные электродвигатели переменно тока.
Определение целостности коллекторного двигателя начинается с общего визуального осмотра. У неисправного ротора поз.54 видны следы подгорелой обмотки, царапины на коллекторе, следы гари на ламелях коллектора. Короткое замыкание можно определить только у ротора, в цепи которого отсутствует обрыв.
Для определения короткого замыкания(КЗ) лучше всего воспользоваться специальным прибором ИК-32.
Проверка якоря на КЗ при помощи самодельного индикатора
Убедившись, с помощью указанного прибора или прибора самодельного, в том, что у ротора между витками короткое замыкание, приступайте к его разборке.
Роторы перед разборкой
Перед разборкой обязательно зафиксируйте направление намотки. Это делается очень просто. Взглянув в торец ротора со стороны коллектора, вы увидите направление намотки. Направлений намотки бывает два: по часовой и против часовой стрелки. Зафиксируйте и запишите, эти данные вам обязательно понадобятся при самостоятельной намотке. У ротора перфоратора Makita направление намотки по часовой стрелке, правое.
Перемотка якоря
Якоря для болгарок УШМ поддаются перемотке в домашних условиях. Для этого нужно иметь определенные умения при работе с паяльником. Чтобы осуществить перемотку якоря своими руками, потребуется:
- провод с медной жилой, которая соответствует предыдущему проводнику;
- диэлектрическая бумага, чтобы изолировать обмотку;
- лак для заливки катушек;
- паяльник.
Важно перед началом намотки якоря подсчитать число витков в старой намотке и выполнить столько же на новой катушке.
- убирание предыдущих обмоток – стараться не испортить поверхность корпуса. При появлении повреждений произвести шлифовку наждаком или напильником;
- осмотр коллектора – значение сопротивления контактов ламели в сравнении с оболочкой не должно превышать 0,25 Мом;
- подчищение коллектора от старых проводов – разработка пазов для вставки концов новых проводов;
- постановка гильз – они изготавливаются из материала, не проводящего ток, например, электротехнический картон. Размер их равен 0,3 мм;
- перемотка катушек – окончание нового провода присоединяется к концу ламели. Перематываем по направлению против часовой стрелки. Вблизи коллектора закрепить провода хлопчатобумажной ниткой;
- контроль на отсутствие замыканий – замерить сопротивление тестером;
- нанесение лака или эпоксидки для закрепления намотки – произвести сушку в духовке или использовать средства, которые быстро высыхают.
Если выполнить подобные действия не удается, то можно произвести замену якоря болгарки.
Проверка подшипников
Для объективной диагностики подшипников, каждый узел мы разобрали до детали. Оцениваем состояние по нескольким факторам:
- Осевой люфт — для проверки достаточно смещать внешнюю обойму относительно внутренней по диагонали из стороны в сторону, относительно оси (или наоборот, в зависимости от установки), а также параллельно оси.
- Радиальный люфт — смещайте внешнюю обойму относительно внутренней перпендикулярно оси
- Шум при работе — импульсным движением заставить быстро вращаться подшипник, прислушиваясь к дефектам.
Даже при очень малых отклонениях от нормы, рекомендуется заменить подшипники, причем все одновременно. Дефект, выявленный в вручную, на порядок усиливается при работе. Замененный новый подшипник, стремится к уровню износа равному не замененному подшипнику, в рамках одного вала.
В исключительных случаях, когда отсутствует люфт (больше номинального), а по всем признакам шум появился совсем недавно, подшипнкики с металлорезиновыми манжетами (обозначаются RS) можно обслужить, заменив смазку, что немного отсрочит их замену. Манжет можно поддеть иглой или лезвием ножа (очень легко деформируются). Высокопроникающей смазкой (WD-40 или аналоги) очистить внутренние поверхности, продуть и положить новую смазку для подшипников, желательно с кондиционером металла или ревитализантом. Количество смазки также важно. Недостаток ведет к износу, а чрезмерность к перегреву при работе (стоит закладывать, приблизительно 1/2 свободного пространства). Важно понимать ответственность данной процедуры, моментально реагируя в дальнейшем на малейшее изменение звука работы.
Источник