Чем чистят часовые механизмы

Чистка часов в домашних условиях: советы и пошаговая инструкция- Обзор +Видео

Часы –аксессуар, который до сих пор очень актуален, не утративший своей популярности в наше время, несмотря на то, что сейчас каждый может узнать, который час на своем смартфоне. Ведь, кроме своего прямого назначения, часы являются показателем статуса их владельца.

Но чтобы механические часы показывали точное время и работали исправно, их необходимо чистить 2-3 раза в год. Если вы не можете воспользоваться услугами профессионала в часовой мастерской, мы вам расскажем, как почистить механические часы в домашних условиях.

Что потребуется для чистки часов?

Прежде всего, вам необходимо рабочее место с хорошим освещением.

Материалы для работы:

  • — медицинская резиновая груша;
  • — пинцет, для работы с маленькими деталями;
  • — пипетка;
  • — зубочистки;
  • — предварительно вымоченная в бензине или спирте кисточка с тонкими и мягкими щетинками;
  • — зубная щетка, также предварительно вымоченная;
  • — этиловый спирт;
  • — масло для часов;
  • — небольшая емкость;
  • — ватные диски и палочки;
  • — тканевые салфетки;
  • — чистые белые листы бумаги;
  • — березовые опилки;
  • — мягкая ткань без ворса.

Последовательность работ

Чтобы качественно выполнить работу по чистке часов, необходимо следовать определенному алгоритму действий. В первую очередь — очистить корпус, а затем остальные детали.

Разбор устройства

Прежде чем чистить внутренние поверхности часов, потребуется разобрать механизм. Для начала извлекают заводную головку, которая фиксирует внутри механические детали устройства. После чего раскрывают часы и вынимают механизм наружу. Затем извлеченные детали помещают на тканую салфетку.

Читайте также:  Как вывести пятна от собачьей мочи с дивана

Чистим корпус

Используя медицинскую грушу, очищаем корпус от пыли. Затем производим обработку стекла мягкой тканью. Остальные элементы корпуса чистим ватными палочками, пропитанными в спирте. Если имеются сложные загрязнения, воспользуйтесь зубной щеткой. После чего вытираем циферблат сначала влажной салфеткой, затем сухой.

Чистим механизм

Чистка механизма требует аккуратных действий, исключая сильного давления на детали, чтобы не допустить их деформации.

Последовательность выполнения работы:

— Приступаем с баланса, который сначала погружаем в емкость со спиртом или бензином. Для этого потребуется взять баланс за обод, погрузив его в емкость на пару сантиметров, затем прополоскать, поводить по воздуху, таким образом дать спирту или бензину испариться. После чего, помещаем баланс в березовые опилки, которые окончательно в себя впитают всю жидкость.

Чистим ремешок или браслет

Ремешок или браслет является неотъемлемой частью наружных часов. Изготавливаются из различных материалов: от традиционного металла, кожи до керамики, пластики и силикона и др.

Чтобы почистить ремешок/браслет обязательно требуется снять с часов.

Чтобы очистить керамический браслет требуется протереть его мягкой тряпочкой, смоченной жидкостью для стекол.

Кожаный и силиконовый ремешок очищается при помощи ватного диска, который требуется смочить в мыльном растворе, куда добавляют каплю нашатырного спирта. После чего мыльный налет удаляют влажной салфеткой.

Важно: нельзя замачивать кожаный ремешок, а также чистить его бензином и спиртом!

Светлую или белую кожу рекомендуется чистить смесью молока с яичным белком.

Пластиковые, резиновые или тканевые ремешки советуем чистить зубной пастой или раствором хозяйственного мыла.

Браслет из нержавеющей стали рекомендуется чистить смесью столового уксуса с содой, или нашатырного спирта с содой.

Серебряный браслет рекомендуем очищать шампунем или средством для мытья посуды, после насухо вытереть мягкой тряпочкой без ворса.

Золотой браслет можно очистить только при помощи детской присыпки, измельченного мела или пудры, ими полируют изделие с двух сторон, а затем насухо вытирают тряпочкой.

Как убрать запах с браслета/ремешка часов

Если человек часто носит часы, не очищая их от загрязнений, на ремешке скапливаются патогенные бактерии, пот.

Продукты жизнедеятельности этих микроорганизмов выделяют неприятный запах, избавиться от которого вам поможет следующий способ:

  • — детским мылом натираем внутреннюю, а затем и внешнюю часть ремешка;
  • — смачивает тканевые салфетки в теплой воде и протираем браслет;
  • — насухо вытираем салфеткой и оставляем на чистой ткани до полного высыхания.

Правила ухода за часами

Чтобы часы долго служили, за ними необходим регулярный и правильный уход:

  • — избегать попадания влаги в механизм;
  • — очищать от загрязнений стекло, корпус, браслет/ремешок;
  • — беречь от резких перепадов температуры;
  • — не допускайте удара механических часов, каждые два года отдавайте на чистку в мастерскую.
  • — кварцевые часы не стоит носить в жару, они подвергаются перегреву, в следствие портятся элементы питания;
  • — избегайте электромагнитного излучения, иначе часы могут замедлить ход или остановиться;
  • — кожаные и каучуковые ремешки не переносят жару, их необходимо обрабатывать специальным составом, предотвращающим намокание от контакта с водой.

Как видим из статьи, чтобы почистить часы и не испортить их, потребуется изрядно потрудится. Особенно если отсутствует опыт работы с мелкими механизмами. Поэтому вы можете рискнуть и попробовать почистить самостоятельно, используя вышеуказанные советы или обратиться в мастерскую к профессионалам.

Источник

Чем чистят часовые механизмы

ИЗ КНИГИ ЕЛИСЕЕВА Б. Л. «РЕМОНТ ЧАСОВ»

Чистить часы следует только после устранения всех дефектов и подбора заменяемых деталей. Детали разобранного механизма на несколько минут погружают в бензин. Рекомен­дуется применять бензин только высокой очистки марки «Га­лоша». В бензин сначала кладут платину, а затем все осталь­ные детали, переходят от более крупных и грубых к более мел­ким. Если в сосуде остался использованный однажды бензин, загрязненный незначительно, его можно использовать повторно. Нельзя заливать свежий бензин в сосуд с остатками загряз­ненного бензина. Перед заливкой нового бензина сосуд необ­ходимо тщательно протереть. Наполнять сосуд бензином до уровня более 1,5 см не рекомендуется. Сильно загрязненные детали механизма перед промывкой в бензине предварительно промывают в специальном составе. В случае если латунные детали имеют следы окисления, эти детали необходимо неко­торое время продержать в составе, нагретом до температуры 70—80° С, но ни в коем случае до кипения. Щетки, применяемые при очистке деталей, должны быть с жестким и мягким ворсом. Необходимо тщательно следить за чистотой щеток. Чистку щеток осуществляют периодически. Сильно загрязненные щетки промывают с мылом в теплой воде. Сушат щетки в естественных условиях, так как ускорен­ная сушка вблизи нагревательных приборов приводит к короблению рукоятки и порче ворса. При необходимости ускорения процесса сушки щетку после промывки прополаскивают спир­том. После сушки остатки грязи со щетки удаляют, протирая ворс по гладкой бумаге, положенной на край верстака (до тех пор, пока бумага не будет оставаться чистой). Обезжиривают ворс щеток, протирая его сухими крошками белого хлеба или обожженной костью. Протирать щетки мелом не рекомендуется, так как мел отрицательно влияет на покрытия деталей.

Очищать мосты и платины только щеткой недостаточно, так как в углах деталей и гнездах камней остается некоторое количество грязи, которую удаляют чуркой, заточенной на три грани. Плоские поверхности камневых опор и масленки прочи-1ак как в углах деталей и гнездах камней остается некоторое количество грязи, которую удаляют чуркой, заточенной на три грани. Плоские поверхности камневых опор и масленки прочи­щают чуркой, заточенной в форме перового сверла. Отверстия опор очищают остро заточенной чуркой с многократной заточ­кой последней, пока она не будет выходить из отверстия со­вершенно чистой.

К очищенным деталям можно прикасаться только пинцетом, так как следы от потных пальцев вызывают окисление поверх­ности деталей и вредно влияют на часовое масло. Если более крупные детали трудно удерживать пинцетом, их держат ру­кой в папиросной бумаге.

Никелированные детали с ярко выраженными штрихами следует чистить щеткой по направлению штрихов. Если штрихи расположены по кругу (ажуровка), щетку перемещают круго­выми движениями.

Цапфы осей очищают сердцевиной бузины, после чего туго натягивают в пальцах левой руки папиросную бумагу и цап­фой несколько раз прокалывают ее. Зубья трибов тщательно протирают чуркой, заточенной плоской лопаточкой. Зубья три­бов чистят жесткой щеткой. »

Анкер оставляют в бензине только на небольшое время, так как некоторые сорта шеллака не выдерживают воздействия бензина. Анкер кладут на верстак, подложив папиросную бу­магу, и, не вытирая от бензина, прочищают мягкой щеткой. Все плоскости палет осторожно протирают чуркой до полного удаления жировых следов. После очистки анкер обдувают грушей.

Балансы с зашеллаченными эллипсами также не следует долго держать в бензине. Чистят баланс мягкой щеткой с боль­шой осторожностью. Особой аккуратности требуют балансы с разрезными ободами.

Сушат спираль легким постукиванием мягкой щетки по па­пиросной бумаге, в которую закладывают спираль.

Винты и другие мелкие детали крепежа вынимают из бен­зина и еще мокрыми хорошо чистят. Протирать головки вин­тов о бумагу не рекомендуется, так как хлопья бумаги засо­ряют шлиц.

Накладные камни тщательно чистят с обеих сторон сердце­виной бузины, после чего протирают дочиста чуркой. Вычи­щенные детали хранят под стеклянным колпаком

Сборку часов производят на специальных подставках. В за­висимости от системы механизма определяют последователь­ность установки деталей. Обычно сборку начинают с установки центрального и промежуточного колес. Затем ставят заранее собранный и смазанный узел барабана, устанавливают минут­ный триб и все ремонтуарные колеса, предварительно смазав маслом мх зубья, прокладку заводного колеса и ось централь­ного триба (под минутным трибом). Собрав полностью ангре- наж, поворачивают заводную головку на 1—-2 оборота и прове­ряют скат колес. Если спуск не разлажен, то достаточно про­верить работу палет с ходовым колесом. В противном случае до установки ходового колеса необходимо проверить взаимодей­ствие анкера с балансом. Палеты заранее слегка смазывают маслом, для чего достаточно провести импульсной плоскостью палеты по пропитанной маслом бумаге.

Для проверки правильной работы анкера необходимо при малом заводе пружины медленно переводить анкер острой чур­кой, после чего установить баланс без спирали и завести пру­жину на пол-оборота. Взаимодействие баланса с анкером дол­жно быть отрегулировано таким образом, чтобы анкер свободно отбрасывал баланс на полный оборот. В хорошо слаженном механизме баланс может работать без спирали, не останавли­ваясь некоторое время. Необходимо тщательно проверить все зазоры между деталями анкера и двойным роликом.

Сборку завершают установкой спирали и регулировкой ее положения на балансе. В часах больших и нормальных калиб­ров перед установкой баланса смазывают цапфы анкера, про­калывая цапфой промасленную бумагу, положенную на кусочек сердцевины бузины. Опоры анкера малогабаритных (женских) часов смазывать нецелесообразно.

В практике ремонта еще встречаются малогабаритные часы с небольшим числом камней и металлическими опорами оси анкера. В этом случае смазка необходима.

В заключение сборки проверяют ход часов. Если при пра­вильно слаженном ходе часы остановились на импульсе или покое, надо найти причину и устранить ее. Остановку на им­пульсе и покое необходимо проверить на обеих палетах. Если окажется, что часы останавливаются только на одной палете, следует проверить правильность установки спирали, так как в большинстве случаев причиной такой остановки является боковая выкачка (неравенство амплитуд). Второй причиной может явиться излишне большой угол притяжки на проверяе­мой палете.

Цапфы баланса смазывают до установки узла баланса в механизм. Смазку подают маслодозировкой в отверстие сквозного камня. Цапфы ангренажа смазывают с подциферблатной стороны до установки деталей оформления. Заключи­тельную смазку производят со стороны мостов.

После пуска часов следует обратить внимание на чистоту хода. Шумы хода могут быть вызваны следующими причинами, которые необходимо устранить.

плохо отполированы цапфы и пятки оси баланса;

пятка оси баланса имеет неправильную форму;

отсутствует смазка в опорах баланса;

имеется трещина в одном из камней опоры баланса;

повреждена плоскость накладного камня;

спираль задевает обод центрального колеса, мост ба­ланса, колонку, штифт градусника, или витки спирали каса­ются друг друга;

обод баланса задевает анкерный мост, колонку или за­мок градусника;

качается один из камней в опорах или эллипс;

колодка спирали трется о мост баланса или задевает излишне длинный винт накладки;

эллипс касается платины или излишне длинного винта нижней накладки;

эллипс теснит в рожках вилки или трется о копье;

анкер трется о свой мост;

анкер задевает ролик баланса;

неравный радиальный зазор в верхней и нижней цап­фах баланса, перекос одного из накладных камней.

Окончанием сборки является установка циферблата, стре­лок и закрепление механизма часов в корпусе.

Ассортимент часовых масел и смазок, применяемых для смазывания часовых механизмов, весьма разнообразен. В нашей стране часовые масла насчитывают до 6 наименова­ний (из применяемых для бытовых часов). Это масла марок: МБП-12, МЗП-6, МЦ-3 (ГОСТ 7935-56), маслоМЧМ-5 (ВТУ) и смазки РС-1 и ПС-4 (ГОСТ 7936—56). (старая аббревиатура, сейчас не используемая. Но понять, где какое масло применялось и, соответственно, подобрать современный аналог не составляет большой сложности – Прим. Константин)

Индексы этих масел в некоторых случаях указывают на их назначение, а цифры — на номера рецептуры, по которым они изготовлены. Например, МБП-12: масло (М) для ба­ланса (Б) и палет (П); МЗП-6: масло (М) для зубчатых (3) передач (П); РС-1: ремонтуарная (Р) смазка (С) и МЧМ-5: масло (М) часовое (Ч) маловязкое (М) и т. д.

Крупногабаритные часы — настольные, настенные и наполь­ные, будильники и другие в основном смазывают маслом МЦ-3. В мужских наручных часах накладные и сквозные камни баланса, анкеры и палеты смазывают маслом МБП-12, камни ангренажа — более вязким маслом МЗП-6, пружину и ось ба­рабана— высоковязким маслом МЦ-3, а детали ремонтуара — густой смазкой РС-1. Масло МЧМ-5 применяют для смазки малогабаритных часов во всех их точках.

Все масла и смазки вносят в детали часового механизма при помощи специальных маслодозировок. Лопаточные маслодозировки при правильно выполненной рабочей части (лопа­точки) обеспечивают хорошее постоянство и правильность дозирования. При смазке необходимо следить за чистотой лопаточки и правильностью ее погружения в контейнер (под углом 60°к поверхности масла).

Масло должно храниться в плотно закупориваемых флаконах при комнатной температуре (от 15 до 25° С) и в темноте. Флаконы из светлого стекла следует хранить в светонепроницаемых картонных коробках, желательно в шкафу или другом затемненном помещении. Не следует хранить масла около источников тепла, а также в местах с повышенной влажностью.

Специально охлаждать масла нецелесообразно, но если в результате случайного охлаждения они застыли, то, подер­жав флакон в теплой воде (40—45° С) до тех пор, пока масло станет подвижным и прозрачным, его надо несколько раз сильно встряхнуть, чтобы масло было пригодно к употреб­лению.

Источник

Оцените статью