Чем можно чистить зубы во время уразы

Чем можно чистить зубы во время уразы

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Вопросы, касающиеся личной гигиены постящегося в светлое время суток

Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту? Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку? Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?

Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту?

Как известно, мусульмане имеют такое средство для очистки зубов, как сивак (мисвак), использовать который (согласно ханафитскому мазхабу) не порицается. Один из сподвижников сказал: «Я видел, что не считал возможным, — Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чистящим рот сиваком во время поста».

Что же касается чистки зубов простой щеткой, то, вероятно, по аналогии с сиваком это не порицается.

Другое дело – использование зубной пасты. В этом случае необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер (либо на раннее утро). Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний говорит в Коране: «. На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, — Аллах Прощающ, Милосерд!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

(Совет Исламской академии фикха при Организации Исламская Конференция)

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку?

Все богословы однозначно придерживаются отрицательной позиции, поскольку при ее жевании выделяются вкусовые элементы, которые жвачка, несомненно, содержит. К тому же употребление жевательной резинки (особенно длительное) наносит организму немалый вред, т.к. при ее жевании выделяется желудочный сок, призванный способствовать процессу пищеварения. Не находя же в желудке еды он начинает разъедать сам желудок. Таким образом, после жвачки следует принимать какую-либо пищу, и, следовательно, во время поста ее употребление особенно опасно.

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?

Это разрешается. В этом нет ничего плохого. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), постясь поливал голову водой, спасаясь от жажды. Постясь же один из сподвижников смачивал свою одежду водой, чтобы ослабить воздействие жары или жажды. Влага не влияет на пост – ведь она не вода, попадающая в желудок.

(шейх Ибн Усаймин)

Добавим, что, применив суждение по аналогии (кыяс), следует, что можно принимать не только прохладную ванну, в целях противодействия жаре, но и теплую, чтобы ослабить воздействие холода (в особенности, в холодные дни). Однако, при этом следует отметить, что ходить в баню или сауну, где человек будет сильно потеть, во время поста порицается. Если же баня служит для того, чтобы просто помыться, то это, как уже было отмечено выше, разрешается. То есть, под запрет попадают не места для мытья, а процесс потения, который при соблюдении поста оказывает на организм негативное влияние. Также следует отметить, что не рекомендуется во время поста ходить в бассейн с целью купания там, поскольку во время купания сложно предохраниться от попадания воды внутрь. Если же этого удастся избежать, то это не запрещается.

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Если женщина очистилась после месячных непосредственно после восхода зари, должна ли она воздерживаться и поститься в этот день? Засчитывается ли этот день или за него она должна совершить внеурочный пост?

Если крововыделение прекратилось во время восхода зари или несколько раньше, то ее пост считается правильным и вознаграждается также, как выполнение обязанности, даже если она и совершила полное омовение (гусль) лишь после того, как наступило утро. Если же крововыделение прекратилось лишь тогда, когда наступило утро, то она должна в этот день воздерживаться от запрещаемого. Она не вознаграждается за него, более того – совершает внеурочный пост после Рамадана, а Аллах знает лучше.

Источник

Ответы на вопросы наших читателей

Вопросы, связанные с постом

Вопрос: Когда нужно делать намерение для поста? И как быть, если забыл сделать намерение?

Ответ: Согласно шафиитскому мазхабу намерение для обязательного поста необходимо делать в ночное время суток, т. е. его можно делать на протяжении всего промежутка времени с момента захода солнца до второго (истинного) рассвета, при котором и наступает время утренней молитвы. Поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пост того, кто не вознамерится соблюдать его до наступления времени утренней молитвы, недействителен» («Сунан ад-дарукутни», № 2/172; «аль-Байхаки», № 4/202).

من لم يبيت الصيام قبل الفجر فلا صيام له

Намерение для желательного поста можно делать до зенита, т. е. примерно за час до наступления времени обеденной молитвы. Разумеется, если не совершено что-либо, что нарушает пост. Подобный несостоявшийся пост в будущем необходимо возместить.

Пост того, кто не намерился поститься, пусть даже по забывчивости, не засчитывается. Но вместе с этим он обязан остерегаться всего того, что нарушает пост, проявляя почтение к священному месяцу. Согласно ханафитскому мазхабу намерение даже для обязательного поста месяца Рамадан можно делать даже за час до наступления времени обеденной молитвы. Некоторые богословы допускают возможность сделать намерение для поста согласно ханафитскому мазхабу тому, кто забыл сделать намерение до наступления времени утренней молитвы. Поэтому можно воспользоваться и этой возможностью.

Вопрос: Нарушается ли пост, если по забывчивости покушал что-то или выпил воду?

Ответ: Пост нарушает только целенаправленный и по своему желанию, а не припринуждению, приём пищи, какой бы малой она ни была. Приём лекарств тоже нарушает пост. Но если съел или выпил что-либо, забыв, что постишься, даже если досыта, пост не нарушается. Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто съест или выпьет что-либо, забыв, что он соблюдает пост, пусть продолжает поститься, поистине его накормил и напоил Аллах» («Сахих аль-Бухари», № 1831; «Сахих Муслим», № 1155).

من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه

Вопрос: Можно ли чистить зубы во время поста?

Ответ: Чистить зубы во время поста не запрещено. Однако во время чистки зубов надо быть предельно осторожным, чтобы не проглотить ни воду, ни пасту, иначе пост нарушается. Если у постящегося между зубами остались остатки пищи и их не удаётся извлечь, пост не нарушается, а если есть возможность очистить ротовую полость, в частности между зубами, от остатков пищи и постящийся не сделает этого, его пост нарушается. Пост не нарушается, если человека вынудили, например, под угрозой расправы, съесть или выпить что-либо.

Вопрос: Нарушается ли пост, если кровоточат дёсны?

Ответ: Глотание собственной слюны, разумеется, не нарушает пост. А у того, кто проглотит слюну, с которой смешалось ещё что-нибудь, например, кровь из дёсен, пост нарушается, даже если прошло время и слюна вновь приобрела свои специфические свойства, такие как вкус, запах и цвет. А чтобы пост не нарушился, надо прополоскать рот чистой водой и выплюнуть её всю без остатка, чтобы ни одна капля воды не прошла за границу гортани. У того человека, который страдает болезнью, при которой дёсны постоянно кровоточат, пост не нарушается, поскольку остеречься от проглатывания крови крайне затруднительно.

Вопрос: Как быть беременным и кормящим матерям, должны ли они поститься?

Ответ: Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке так, что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост.

Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например, язвы желудка, тоже разрешено разговляться. Поститься обязательно только тем, кто физически в состоянии делать это.

Вопрос: Нарушают ли пост уколы?

Ответ: Укол, будь он внутримышечный или внутривенный, не нарушает пост. Потому что пост нарушается при проникновении чего-либо внутрь (а именно в полость) исключительно из естественных отверстий человека. Естественными отверстиями человека являются: рот, нос, уши, половые органы и задний проход. Капельницы так же не нарушают пост. Однако есть богословы, которые утверждают, что если человек не по болезни, а просто для комфортного соблюдения поста ставит капельницы с глюкозой, пост нарушается.

Вопрос: Можно ли купаться во время поста?

Ответ: Купаться во время поста, конечно же, можно, но при этом надо быть предельно осторожным, чтобы вода не проникла в рот (не перешла границы гортани), нос (не дошла до гайморальных пазух) или уши. Если купание обязательное, например, после близости с супругой, то проникновение воды, без Вашего усердия для этого, к примеру, в уши, не нарушает поста. А также не нарушается если купание желательное как в пятничный день так как соблюдение данных видов чистоты с нас требует шариат.

Всё вышеперечисленное относиться к случаям, когда постящийся купается под проточной водой, например, под душем в ванной.

Однако, если человек, который соблюдает пост, погрузиться в воду во время купания, в бассейн к примеру, и вода попала в его уши, то его пост однозначно нарушается, будь то обязательное купание или желательное или просто для охлаждения тела.

На вопросы ответил Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Можно ли лечить зубы во время уразы?

Человек должен постоянно следить за своим здоровьем, чтобы полноценно совершать все поклонения. На общее здоровье человека часто влияет здоровье его зубов. Поэтому многие вынуждены лечить свои зубы и в месяц Рамадан, несмотря на то, что соблюдают пост.

Верующему предпочтительнее остерегаться всего того, в чём заключается риск нарушения его поста. Поэтому, если у постящегося не сильно болят зубы, ему предпочтительнее отложить их лечение к вечеру, до разговения, если это не повредит его здоровью.

Если постящийся не может отложить лечение зубов до вечера, ему разрешается сделать это и днём, и в этом нет ничего предосудительного. Он может лечить и удалять зубы, вставлять пломбу, проводить чистку и прочие процедуры, если будет выплёвывать воду вместе с медицинским раствором и веществами, используемыми при лечении, которые собираются во рту, не проглатывая ничего из этого.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ

(смысл): «Не желает Аллах создавать для вас трудности». («Сафватат-тафасир», сура аль-Маида, 6)

Пост также не портит укол обезболивающего раствора, потому что этот раствор не является ни едой, ни питьём или чем-нибудь подобным. Более того, раствор не попадает в желудок.

Учёные-богословы утверждают, что любой укол, внутримышечный или внутривенный, не нарушает поста. Потому что пост нарушается только при проникновении чего-либо внутрь исключительно через естественные отверстия в теле человека. Естественными отверстиями являются: рот, нос, уши, половые органы и задний проход.

Однако если укол был сделан внутривенно, и введённая жидкость заменяет питание или дополняет его (например, питательные уколы, капельницы с глюкозой), пост нарушается.

Стоит отметить, что современные учёные разошлись во мнениях относительно нарушения поста путём введения в вену посредством укола или капельницы чего-либо, заменяющего питание, но большинство учёных считают, что это не нарушает поста.

Поэтому исходя из того, что некоторые учёные утверждают, что это нарушает пост, будет лучше, если люди, у которых нет причины, оправдывающей несоблюдение поста, откажутся от таких уколов, а если всё же им сделали такой укол, то возместят пост этого дня.

В любом случае, если у постящегося есть возможность без вреда для здоровья перенести инъекции (внутримышечные и внутривенные), особенно внутривенные уколы и капельницу, на вечер или ночь, то ему предпочтительнее отложить их, чтобы сделать после разговения.

Посту также не вредит небольшое кровотечение во рту, возникшее вследствие лечебных процедур, если постящийся не проглотит кровь. Если же вследствие обильного кровотечения постящийся почувствует слабость, недомогание или затруднение, требующее прекращения поста, он может прервать его. Но он должен возместить этот пост в другой день, ибо в отношении него действительно такое же решение, какое действительно относительно больного человека. Следовательно, ему за прерывание этого поста не будет записан грех, ибо Всевышний Аллах не возлагает на человека ничего сверх его возможностей.

Чтобы пост не нарушился, надо прополоскать рот водой и выплюнуть её всю без остатка, чтобы ни одна капля воды не перешла границу глотки. Постящемуся непозволительно проявлять усердие в полоскании рта, запрокидывая голову и спуская воду к горлу (булькая ею).

От Лякита бин Сабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды он попросил Посланника Аллаха ﷺ рассказать ему о том, как следует совершать омовение, и он сказал:

أَسْبِغِ الوُضُوءَ، وَخَلِّلْ بَيْنَ الأَصَابِعِ، وَبَالِغْ فِي الِاسْتِنْشَاقِ، إِلَّا أَنْ تَكُونَ صَائِمًا

«Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься». (Тирмизи, 788; Абу Дауд, 142)

В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Бишр Ад-Дуляби и которую посчитал достоверной Ибн Каттан, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذَا تَوَضَّأْتَ فَأَبْلِغْ فِي الْمَضْمَضَةِ، وَالِاسْتِنْشَاقِ مَا لَمْ تَكُنْ صَائِمًا

«Когда ты совершаешь омовение, тщательно промывай рот и нос, если ты не соблюдаешь пост». (Ас-Суюти, «Аль-Джами‘ Аль-Кабир», 1589/664)

Посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе подчёркивает, что если человек соблюдает пост, то во время омовения он должен стараться не втягивать воду в нос слишком глубоко и не проявлять усердие, полоща рот, чтобы она не проникла внутрь.

Если у постящегося, который совершает омовение, при полоскании рта или носа вода достигла горла и попала внутрь, то если он втягивал воду глубоко в нос или усердствовал в полоскании рта, запрокидывая голову и спуская воду к горлу, его пост нарушается. Если же он не втягивал воду глубоко в нос, не усердствовал в полоскании рта и не спускал воду к горлу, запрокидывая голову, то его пост не нарушается.

Необязательно, чтобы такие действия совершались только при омовении, для нарушения поста достаточно и других действий (например, лечения зубов), если это было подобно усердию в полоскании. Такое же решение действительно относительно глотания чего-то при лечении зубов. Вынужденное лечение зубов во время поста подобно омовению.

Следовательно, если постящийся полагает, что при лечении зубов есть вероятность, что ему в горло попадёт известковый спрей, кусочек цемента и частицы других веществ, используемых при лечении зубов, и он не сможет извлечь и выплюнуть это, то он не имеет права прибегать к такой процедуре, кроме случаев, когда он страдает болезнью, которая позволяет ему прерывать пост.

Если такой постящийся всё-таки прибегнул к этой процедуре и проглотил что-либо из этого, его пост нарушается, даже если у него были боли, позволяющие прерывать пост. Следовательно, он должен возместить этот пост в другой день.

Если же постящийся полагает, что нет вероятности глотания им частиц цемента для пломбирования зубов и других веществ, используемых при лечении зубов, ему можно прибегнуть к этой процедуре с условием, что он будет стараться сделать так, чтобы ничего не попало ему в горло.

Если постящийся принял все меры предосторожности и проявил в этом усердие, но при этом что-то достигло его горла без его воли и намерения, и он не смог его извлечь это и выплюнуть, то его пост не нарушается, подобно тому, как он не нарушается при случайном глотании воды во время полоскания рта при омовении.

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что можно лечить зубы во время поста и что лечение, пломбирование или удаление зубов в принципе не нарушает пост. Однако если во время лечения зубов в желудок постящегося попала вода, кровь или какое-либо вещество, используемое при лечении, то пост будет нарушен.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Читайте также:  Как чистить нос грудничку от козявок 4 месяца
Оцените статью