Что чистит задний дворник

Содержание
  1. Улучшаем прижим дворников к стеклу без снятия поводков за 5 минут
  2. Дворники плохо чистят? 5 способов восстановления
  3. Наточить?
  4. Вымыть?
  5. Растворить?
  6. Смазать?
  7. Смягчить?
  8. Овчинка и выделка
  9. Плохо трут щетки стеклоочистителя: куда смотреть и что делать
  10. Физика работы «дворников»
  11. Плохо трут щетки: ключевая причина
  12. Как избавиться от неплотного прилегания «дворника»?
  13. Чем обработать щетки стеклоочистителя для лучшей очистки?
  14. Автомобильный справочник
  15. для настоящих любителей техники
  16. Система очистки стекла автомобиля
  17. Системы очистителей ветрового стекла
  18. Привод стеклоочистителей
  19. Конструкция двигателя стеклоочистителя
  20. Традиционные приводы стеклоочистителя
  21. Реверсируемые приводы
  22. Система рычагов стеклоочистителя
  23. Концепция системы рычагов стеклоочистителя
  24. Крепление стеклоочистителя к кузову
  25. Рычаги стеклоочистителей
  26. Рычаг стеклоочистителя с 4 тягами с возвратно-поступательным движением
  27. Рычаг стеклоочистителя с управляемой щеткой
  28. Параллелограммный рычаг стеклоочистителя
  29. Позиционирование щетки стеклоочистителя
  30. Щетки стеклоочистителей
  31. Элемент щетки стеклоочистителя
  32. Традиционная щетка стеклоочистителя
  33. Плоская щетка
  34. Датчик дождя
  35. Система стеклоочистителей заднего стекла
  36. Приводы задних стеклоочистителей
  37. Система омывателей ветрового и заднего стекол
  38. Электронная система управления омывателем
  39. Система омывателей фар
  40. Очищающий эффект

Улучшаем прижим дворников к стеклу без снятия поводков за 5 минут

В ходе эксплуатации автомобиля многие водители сталкиваются с проблемами при работе системы омывания лобового стекла. Со временем щётки дворников хуже справляются со своей задачей, оставляя неочищенные полосы и издавая неприятные звуки. Причина подобного явления не всегда таится в износе рабочей поверхности щёток. Столкнуться с некачественной работой системы можно даже после замены резинового материала на новый. В такой ситуации стоит обратить внимание на силу прижима поводков стеклоочистителя к стеклу.

Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал!

Давайте посмотрим на проблемную систему более подробно. Дворники на всех автомобилях состоят из поводков и щёток. Качественную очистку стекла обеспечивает пружина, создающая необходимый прижим рабочего материала к поверхности. Со временем пружина изнашивается и растягивается, что ухудшает эффективность работы системы . Катализатором этого процесса является оставление дворников в поднятом состоянии во избежание их обледенения зимой.

Читайте также:  Жесткий диск для ноутбука как чистить

Сила прижима щёток к стеклу зависит не только от состояния пружины. Конструкция самих изделий также играет большую роль. Бескаркасные щётки лучше подходят для нашей зимы и обеспечивают качественную очистку стеклу на высокой скорости. Но при стоянке и медленном движении каркасные конструкции на 40-50% лучше прижимаются к поверхности . Устранить проблему некачественной очистки стекла можно путём смены типа используемых щёток, но я посоветую ещё более простой и доступный способ, который можно воплотить при помощи подручных средств.

Далеко не на все автомобили пружина для поводков дворников продаётся отдельно. В теории её можно подобрать в крупном магазине запчастей. Однако, процедура замены пружины достаточно трудоёмкая , требует снятия поводков дворников, использования тисков и других инструментов. Временно решить проблему недостаточно прижима щёток стеклоочистителя можно даже без снятия конструкции с крепления.

Для начала можно попробовать замерить силу прижима дворников к лобовому стеклу. Сделать это не составит труда при помощи кухонных весов. Оптимальный показатель на легковом автомобиле составляет порядка 1 килограмма силы, точные показатели для конкретной модели можно найти в Сети . Эта процедура позволит определить необходимость в манипуляциях с пружиной. Тем не менее, можно обойтись и без неё, сразу воспользовавшись способов.

Поднимаем поводки в сервисный режим, для удобства можно снять щётки. Нам открывается доступ к пружине, с которой мы и будем взаимодействовать. Для выполнения процедуры потребуется металлическая проволока или стяжка. Нехитрым образом стягиваем два-три витка на каждом дворнике между собой , за счёт чего увеличиваем силу прижима на стекле. При необходимости можно скрепить больше витков.

Источник

Дворники плохо чистят? 5 способов восстановления

​Щетки стеклоочистителей — это расходный материал. Причем проведенные «За рулем» испытания показали, что заметной разницы в эффективности работы разных дворников нет, хотя цены могут различаться в двадцать раз. Комплект нормально работающих щеток можно купить за несколько сотен рублей. Однако желающих сэкономить на своей безопасности хоть отбавляй — лайфхаками, как восстановить изношенные щетки стеклоочистителей, переполнены форумы.

Наточить?

Использование различных девайсов для заточки рабочей кромки дворников мы проверяли вот здесь. Инструменты были разные, а итог один: улучшения работоспособности не наблюдалось. Однако идея оказалась живучей: многие авторы предлагают провести аналогичную операцию подручными средствами. На кусок деревяшки наклеивают мелкозернистую наждачную бумагу и двигают по кромке с небольшим усилием назад-вперед. Так, по их мнению, можно восстановить прямоугольную форму кромки и тем самым вернуть ленте дворника ее очищающие качества.

Процедура напоминает заточку ножей, а потому требует сноровки. В любом случае, отличить работу обработанного стеклоочистителя от необработанного не удалось — и тот, и другой чистили плохо.

Вердикт: не годится.

Вымыть?

Предлагается опустить резинки в горячую воду и подержать их там минут сорок. Это, по мнению авторов идеи, растворит грязь и жирный налет на рабочей поверхности ленты и вернет резинкам эластичность. Жир в горячей воде действительно растворяется. Но износ кромки останется, поэтому эффект от этого мытья окажется кратковременным.

Вердикт: частично годится.

Растворить?

Для более эффективного удаления жиров предлагают использовать уайт-спирит и даже бензин. Эффект будет, причем разнополярный. Химия удаляет жиры с поверхности щетки лучше, чем горячая вода, но одновременно уничтожает и заводское графитовое напыление, повышающее ресурс изделия. В итоге работа щетки только ухудшается.

Вердикт: не годится.

Смазать?

Обычно рекомендуют силикон: многие считают, что улучшение скольжения повлияет на очистку стекла. Однако цель непонятна: дворник должен чистить, а не скользить по грязной поверхности. На практике ничего дельного не выходит: стекло пачкается, причем отмыть его тяжело. Куда лучше заняться стеклом — как следует вымыть, отполировать. Грязь не будет так сильно приставать к поверхности, да и дворникам станет чуть легче.

Вердикт: не годится.

Смягчить?

Вернуть эластичность задубевшей ленте, издающей скрипы, предлагают с помощью глицерина: купить в аптеке, смазать резинки, дать время впитаться, затем вытереть насухо. Но вернуть резине былую мягкость не удается. Тем более, глицерин очень быстро смывается дождем и омывайкой.

Вердикт: не годится.

Овчинка и выделка

На все подобные операции не нужно тратить ни секунды, ни копейки. Максимум, что стоит время от времени делать, — осторожно удалять с резинок налипшую грязь вроде древесных почек. А изношенные дворники надо заменять новыми — это в общем недорого. Лучше даже один — два раза в сезон.

  • Что делать, если в машине запотели стекла? Об этом читайте тут.

Источник

Плохо трут щетки стеклоочистителя: куда смотреть и что делать

Физика работы «дворников»

  1. Поводок . Мощная пружина, имеющаяся в конструкции, создает усилие прижима дворника к стеклу.
  2. Пружина щетки . Распределяет усилие от поводка по резиновому лезвию так, чтобы давление резины на стекло было одинаковым по всей длине щетки.
  3. Резиновое полотно . Выполняет чистку стекла. Если присмотреться, то резинки две рабочие поверхности. Пока щетка делает первый взмах, работает одна сторона, затем происходит «перекладка» (смена рабочих сторон) и дворники возвращаются в исходное положение уже другой стороной.

Плохо трут щетки: ключевая причина

Можно пенять на трещины в лобовом стекле , покупать дорогие щетки, но если дворник не выполняет «перекладку», то дела не будет. Можно позабыть о качественной чистке стекла в принципе. В этот момент «дворник» не убирает грязь одной из рабочих сторон. Он всплывает над ней и буквально скользит поверху, разнося загрязнение по всей площади стекла.

Нетрудно предположить, что подобное явление может настигнуть даже новый комплект щеток. И в этом случае «копать» стоит в направлении поводков. Вполне может быть, что усилие прижима уже давно не то. Ведь пружина имеет свойство терять упругость по мере эксплуатации.


Ежели с поводками все в порядке, то дело явно в самих щетках:

  • Некачественный или состарившийся материал резинового полотна. Элементарный перепад температур со временем добивает резинку на раз. Чего уж там говорить о стеклоомывающей химии, дорожных реагентах и солнечном ультрафиолете, снижающих показатели эластичности и упругости уже с первых дней работы.
  • Каркас щетки. Шарниры каркасных стеклоочистителей ныне слабоваты. Несколько часов кропотливой работы и конструкция уже начинает люфтить. И это не учитывая вариант с грязью, когда последняя проникает в сочленения и приводит к клину. При таком раскладе качество чистки будет только падать. К пружинам некоторых «бескаркасников» также есть что предъявить. Например, металл часто обладает низкой коррозионной стойкостью, а ржавчина быстро снижает жесткость пружины, читай, прижим резинового полотна к стеклу.
  • Переходной адаптер. Есть люфт в месте соединения «дворника» с поводком? Тогда забудьте о качественной и бесшумной уборке. Нормальной «перекладки» из этого не выйдет, а неважный результат способна выдать даже новая щетка отнюдь не бюджетного происхождения.

Как избавиться от неплотного прилегания «дворника»?

Явление «перекладки» указывает на причину дестабилизации работы стеклоочистителя с позиции теории. А что на практике? Каковы симптомы приближающейся проблемы с дворниками?

К примеру, вот элементарная проблема. Автомобиль свеж, щетки новые, а чистят с пробелами посередине, да ещё и подпрыгивают местами. Добавим сюда несколько тысяч, потраченных на альтернативные резинки. В итоге результат один: качество чистки остаётся на удручающем уровне, а деньги – потраченными зря.


Между тем, решение этого вопроса в принципе возможно и без рубля. Достаточно проверить угол прилегания поводка к стеклу. Сделать это проще простого:

  • Снять щётку.
  • Опустить поводок на стекло.
  • Удостовериться, что место контакта адаптера с поводком прижимается к стеклу серединкой.

Если глаз узрел отклонение от нормы, то геометрия правится обычной плоской отвёрткой. Желательно брать инструмент помощнее, поскольку материал поводка плохо поддается деформированию. Не исключено, что выправленная лапка вновь может принять прежнюю форму. Именно из этих соображений процедуру рекомендуют повторять примерно через день-два.

Как вернуть пружине былую жесткость? На этот счет разработано целых три метода:

  • Сменить пружинку, а поводок оставить. Решение особо актуально для иномарок с заоблачными ценами на оригинальные поводки. Когда новая сборочная единица стоит около 5 000 рублей, а пружинка – в районе 100-300 рублей, задуматься есть над чем. Тем более, если заводские детали сохранились в приемлемом виде.
  • Удлинить одну часть поводка. Обычно конструкция держателя дворника предусматривает клепаное соединение. Его можно расклепать и выдвинуть одну часть относительно другой. Пружина же в это время немного подтянется и сила прижима восстановится.
  • Заменить поводок. Самый простой вариант решения проблемы. Массово практикуется владельцами ВАЗов и бюджетных иномарок из массового сегмента С-класса.

Чем обработать щетки стеклоочистителя для лучшей очистки?

Факт остаётся фактом: добротный дворник при должной силе прижима никаких смазок не требует. Вообще говоря, лучше обработать лобовое стекло составом класса «Антидождь», нежели нацелиться на поиск смазочного состава для резинового полотна стеклоочистителя. Это мероприятие не несёт никакой ценности. Специализированных смазок нет, а универсальные здесь ни к чему.

Да, некоторые автолюбители обрабатывают резинки силиконом. Они же и отмечают, что никакого прироста в качестве чистки нет. Единственный плюс от подобной обработки заметен зимой, когда снег временно прекращает липнуть к резиновому полотну.

Ежели качество очистки заметно ухудшилось прямо в пути, то временный выход есть. Откиньте поводок, снимите дворник, вытяните резинку и вставьте ее наоборот. Эффект новья вернётся, но ненадолго.

И напоследок, меняйте щетки хотя бы раз в год. Тогда крупные пробелы в работе стеклоочистителей не застанут вас врасплох, да и убирать царапины со стекла не придется.

Источник

Автомобильный справочник

для настоящих любителей техники

Система очистки стекла автомобиля

Задача системы очистки ветрового и заднего стекол и фар — обеспечение водителю доста­точной видимости в автомобиле. Вот о том, что представляет современная система очистки стекла автомобиля, мы и поговорим в этой статье.

Использу­ются следующие типы систем:

  • Системы стеклоочистителей ветрового стекла;
  • Системы стеклоочистителей заднего стекла;
  • Системы омывателей в сочетании с систе­мами очистителей;
  • Системы стеклоомывателей фар.

Системы очистителей ветрового стекла

Задача систем стеклоочистителей — удаление воды, снега и грязи (минеральной, органиче­ской и биологической) с ветрового и заднего стекол. Граничные условия:

  • Работает при высокой (+80 °С) и низкой (-40 °С) температуре;
  • Коррозионная стойкость к кислотам, осно­ваниям, солям, озону;
  • Прочность под нагрузкой (например, из-за большого количества снега);
  • Защита пешеходов;
  • Чистящий эффект на высоких скоростях;
  • Низкий уровень шума.

Законодательные органы перевели потреб­ность в адекватной видимости в стандартизи­рованные зоны видимости на ветровом стекле (например, EEC для Европы и FMVSS для США). Они подразделяются на несколько зон и должны очищаться системой очистите­лей до фиксированного уровня в %. Самые важные системы очистителей для ветровых стекол легковых автомобилей, отвечающие этим требованиям, показаны на рис. «Система очистки ветрового стекла«.

Системы очистителей для грузовиков по­хожи на системы для легковых автомобилей, но должны отвечать другим требованиям, особенно в плане скорости движения и формы ветрового стекла.

Привод стеклоочистителей

Системы стеклоочистителей ветрового стекла состоят из электродвигателя и меха­низма с червячной передачей, системы со­единений, подшипников стеклоочистителей, рычагов и щеток.

Конструкция двигателя стеклоочистителя

Электродвигатели постоянного тока с посто­янным магнитом и встроенными механизмами с червячной передачей (рис. «Двигатель стеклоочистителя с червячной передачей» ) используются для привода систем стеклоочистителей. Дви­гатели по конструкции высокоскоростные, что обусловлено стоимостью, массой и про­странственными ограничениями. Необходи­мые скорость и крутящий момент в системе стеклоочистителей достигаются с помощью механизма с червячной передачей.

Главная задача приводов стеклоочистите­лей — гарантировать видимость на дороге при ожидаемых условиях, т.е. достаточно частое протирание ветрового стекла. Для систем стеклоочистителей ветрового стекла — это по­рядка 40 раз в минуту, а при экстремальных условиях — около 60 раз. В стандарте SAE J903 регламентированы скорость вращения 45 мин- 1 и скачок скорости не менее 15 циклов в минуту.

Часто используемая для электрических ма­шин классификация по выходной мощности не подходит для приводов систем стеклоочи­стителей. Системы стеклоочистителей обычно работают на мокром ветровом стекле; в этом случае требуется минимальный крутящий мо­мент двигателя на высоких оборотах. С другой стороны, в состоянии большой нагрузки, на­пример, при примерзании дворников, требу­ется большой крутящий момент при низких оборотах. В обоих случаях выходная мощность (произведение крутящего момента и скорости вращения) мала. Поскольку переменная при­вода зависит от необходимого крутящего мо­мента в точке большой нагрузки, этот момент используется в качестве классификационной особенности.

Традиционные приводы стеклоочистителя

Традиционные приводы (роторные) характе­ризуются тем, что выходной вал двигателя постоянно вращается в одном направлении. Фактический момент на лобовом стекле определяется системой рычагов очистителя и его кинематической схемой (рис. «Традиционный роторный привод» ).

Различные настройки скорости в таких системах достигаются благодаря наличию третьей угольной щетки, подключенной к плюсу аккумуляторной батареи в дополнение к угольным щеткам, соединенным с массой и плюсом аккумуляторной батареи. Эта третья угольная щетка находится под определенным углом к другим щеткам и в результате этого коммутационного угла происходит измене­ние характеристики двигателя (рис. а, «Характеристики приводов стеклоочистителей» ).

Приводы очистителей имеют систему дат­чиков, следящих за тем, как щетки очистите­лей принимают правильное исходное поло­жение. Поскольку положение выходного вала традиционного привода имеет соотношение 1:1 с углом очистки, то эта функция может быть гарантирована с опорным положением на выходе. Для определения исходного по­ложения используются микровыключатели с кулачковой активацией, ползуны с контакт­ными дисками или датчики Холла с магнитом.

Приводы очистителей имеют защиту от перегрузки и блокировки. Эта защита может обеспечиваться традиционно — термостатиче­ским выключателем, или датчиком блокиро­вания / перегрузки.

Реверсируемые приводы

В случае с реверсируемыми приводами вы­ходной вал колеблется под определенным углом, обычно менее 180°. Крутящий момент на валах очистителей, как и в случае с тради­ционными системами, обеспечивается через систему рычагов.

Реверсируемые приводы, в отличие от традиционных роторных, имеют только две угольные щетки. Необходимое на­пряжение для различных частот очистки (рис. Ь, «Характеристики приводов стеклоочистителей» ) подается через встроенную управ­ляющую электронику.

Положение и скорость выхода имеют отношение к управлению приводом. Эти переменные фиксируются датчиками (на­пример, датчиками Холла с магнитом) и обрабатываются управляющей электро­никой. Сигналы от системы датчиков обычно используются для обнаружения ис­ходного положения. Защита от перегрузки и блокировки также гарантируется встроен­ной электроникой.

Система рычагов стеклоочистителя

Система рычагов служит для соединения при­вода с одним или более стеклоочистителями. Она передает крутящий момент привода че­рез коленчатый рычаг с шаровой пятой на шарнирные тяги, и через них — на шаровую пяту стеклоочистителя (рис. «Традиционный роторный привод» ). Решающей переменной здесь является угол очистки, т.е. угол между верхним упором щетки ря­дом с передней стойкой и нижним упором рядом с нижним краем ветрового стекла. В сочетании с длиной рычагов и щеток сте­клоочистителей и положением подшипников стеклоочистителей относительно ветрового стекла это дает поле обзора.

Концепция системы рычагов стеклоочистителя

Применительно к системам рычагов раз­личают чисто механические системы очистителей (роторные приводы) и элек­тронно управляемые системы на базе реверсивной технологии. Ниже перечис­лены четыре наиболее важных концепции современных систем стеклоочистителей.

  • Роторный привод: привод вращается, и система рычагов преобразует круговое движение в возвратно-поступательное движение стеклоочистителей (рис. «Традиционный роторный привод» ).
  • Реверсивная технология: электронно управляемый привод поворачивается ме­нее чем на один оборот. Система рычагов передает усилие привода на стеклоочи­стители. Преимущество таких систем над роторным приводом состоит в том, что для системы рычагов требуется примерно вдвое меньше места.
  • Система стеклоочистителей с двумя электродвигателями: каждый сте­клоочиститель приводится в дей­ствие собственным электродвигателем с системой рычагов.
  • Прямой привод стеклоочистителя: стекло­очиститель напрямую соединен с валом привода; система рычагов не требуется.

Крепление стеклоочистителя к кузову

В зависимости от концепции системы сте­клоочистителей возможны разные способы крепления системы к кузову. На угол очистки влияет положение привода относительно сте­клоочистителей и положение подшипников стеклоочистителей относительно автомо­биля. Этот угол, в свою очередь, является одной из решающих переменных для обе­спечения поля зрения, регламентируемого законодательством.

Для упрощения установки на автомобиль и ограничения допусков угла очистки система стеклоочистителей выполняется с фасонной трубкой или фасонным литьем в качестве компактной системы, и крепится к приводу и подшипникам.

В качестве альтернативы этой компактной конструкции привод и подшипники стеклоо­чистителей могут также приворачиваться непосредственно к кузову (соединение с незакрепленной связью); фасонная трубка не требуется. Это позволяет избавиться от ряда деталей в системе стеклоочистителей, но увеличивает объем монтажных работ из­готовителя, так как с автомобилем нужно соединить больше деталей. Кроме того, это повышает требования к жесткости кузова и обуславливает повышенную точность при установке компонентов для обеспечения точ­ности угла очистки.

В зависимости от положения привода отно­сительно подшипников стеклоочистителей используется либо параллельное соединение (т.е. оба стеклоочистителя приводятся в дей­ствие непосредственно электродвигателем, рис. а, «Традиционный роторный привод» ), либо последовательное соединение (т.е. привод приводит в действие только один стеклоочиститель, а второй стеклоочисти­тель соединен с первым, рис. Ь, «Традиционный роторный привод» ).

В случае с двухмоторными системами и прямым приводом стеклоочистителей при­воды крепятся непосредственно к кузову.

Важно оптимизировать систему рыча­гов так, чтобы система стеклоочистителей работала согласованно, т.е. чтобы скребок стеклоочистителя двигался по стеклу равно­мерно. Плавная работа и уменьшение шума при реверсировании стеклоочистителей до­стигаются максимальными значениями угло­вого ускорения и углов передачи силы рядом с точками реверсирования стеклоочистите­лей на внешнем и нижнем краях ветрового стекла.

Большие углы очистки или сложные пере­даточные отношения в определенных ситуа­циях означают сильное изменение скорости движения стеклоочистителей в углах ветро­вого стекла, вызванное изменением соотно­шений рычагов. По этой причине в некоторых автомобилях используются перекрестные рычаги (рис. «Рычажный механизм системы стеклоочистителя» ).

Электронно-управляемые системы сте­клоочистителей учитывают современную тенденцию к снижению массы и выбросов С02. Электронное управление приводами значительно уменьшает пространство, зани­маемое тягами системы рычагов. Монтажное пространство можно уменьшить еще больше, если использовать два электропривода, зна­чительно меньших по размеру.

При прямом приводе стеклоочистителей можно также отказаться от системы рычагов двухмоторной системы.

Электронно-управляемые системы стеклоо­чистителей позволяют реализовать дополни­тельные функции — например, расширенное исходное положение, защиту от перегрузки (например, для снега), бесконечно регули­руемую скорость очистки и равномерно ши­рокая очищаемую полосу при изменяющихся условиях эксплуатации (например, скорости движения).

Рычаги стеклоочистителей

Рычаг стеклоочистителя — это связующее звено между системой тяг и щеткой. Он при­ворачивается к валу конического подшип­ника стеклоочистителя своим монтажным концом, который обычно изготавливается из литого алюминия или листовой стали. Дру­гой конец обычно представляет собой сталь­ную полосу, к которой прикреплена щетка (рис. «Рычаг стеклоочистителя» ). Различают крюковое, боковое и фронтальное крепления (рис. «Крепление щетки к рычагу стеклоочистителя» ).

Подшипник стеклоочистителя приворачива­ется к кузову. Положение рычага стеклоо­чистителя относительно ветрового стекла определяется положением подшипника стеклоочистителя относительно лобового стекла. Поле зрения зависит от длины щетки и угла очистки.

Наряду со стандартной конструкцией су­ществует ряд ее вариантов. Имеются также специальные конструкции рычагов стеклоо­чистителей, выполняющие, например, сле­дующие дополнительные функции:

Рычаг стеклоочистителя с 4 тягами с возвратно-поступательным движением

Рычаг стеклоочистителя с 4 тягами с возвратно-поступательным движением осо­бым образом смещает рисунок чистки на ветровом стекле, обычно со стороны пасса­жира. Это уменьшает размер невытираемой зоны в верхнем углу ветрового стекла.

Рычаг стеклоочистителя с управляемой щеткой

Рычаг стеклоочистителя с управляемой щеткой обеспечивает дополнительное вра­щение скребка относительно рычага, чтобы, к примеру, можно было вытирать стекло па­раллельно передней стойке у систем только с одной щеткой (рис. с, «Система очистки ветрового стекла«).

Параллелограммный рычаг стеклоочистителя

Параллелограммный рычаг стеклоочисти­теля — это особый тип рычага с управляемой щеткой. Он удерживает щетку в фиксирован­ном положении на протяжении всего цикла очистки (например, в вертикальном положе­нии у городских автобусов).

Позиционирование щетки стеклоочистителя

Вторым шагом по оптимизации работы меха­низма стеклоочистителя является выбор рабо­чего положения кромки щетки стеклоочистителя относительно поверхности ветрового или заднего стекла. Положение щеток определяется угловым положением подшипников стеклоочистителя по отношению к ветрового стеклу и дополнительным кручением рычагов стеклоочистителей. Цель — наклонить рычаги стеклоочистителей сбоку в точках реверсирования в сторону биссектрисы угла чистки. Это помогает элементам щеток по­вернуться в свое новое рабочее положение. Это, в свою очередь, уменьшает износ щеток и шум при возврате в исходное положение.

Щетки стеклоочистителей

Элемент щетки стеклоочистителя

Самым важным компонентом системы сте­клоочистителей является резиновый элемент щетки. Резиновый элемент удерживается зажи­мами кронштейна (рис. «Традиционная щетка стеклоочистителя» ) или поддерживается пружинными пластинами. Кромка резинового элемента касается ветрового стекла на ширине 0,01-0,015 мм. Во время движения по поверх­ности ветрового стекла элемент преодолевает сухое трение (коэффициент равен 0,8-2,5 в зависимости от влажности воздуха) и мокрое трение (коэффициент трения равен 0,6-0,1 в зависимости от скорости скольжения). Пра­вильное сочетание профиля «стеклоочисти­тель — резиновый элемент» и характеристика резины должны быть выбраны таким образом, чтобы очищающая кромка стеклоочистителя могла стирать пыль или грязь с полной по­верхности зоны очистки ветрового стекла под углом, приблизительно равным 45° (рис. «Элемент щетки в рабочем положении» ).

Двойная щетка, с двухкомпонентным эле­ментом из синтетического каучука состоит из специально задубленного, стойкого к истира­нию элемента, соединенного с очень мягкой основой. Мягкая основа обеспечивает опти­мальные характеристики реверсирования чистящего элемента и мягкую чистку.

Традиционная щетка стеклоочистителя

Щетка стеклоочистителя (рис. «Традиционная щетка стеклоочистителя» ) несет на себе двойной элемент, направляя его движение по ветровому стеклу. Используются щетки дли­ной 260-1000 мм. Их установочные размеры (например, для крюкового или защелкиваю­щегося крепления) стандартизированы. Мини­мальный износ во время работы достигается путем устранения люфта в опорах и сочлене­ниях. Верхние части центральных кронштейнов перфорированы в целях предупреждения сду­вания щетки при высоких скоростях. В отдель­ных случаях аэродинамические дефлекторы объединяются вместе с рычагами стеклоочи­стителя или щетками для создания прижимаю­щего усилия щеток к ветровому стеклу.

Плоская щетка

Плоская щетка (щетка аего) — современная тенденция в дизайне щеток стеклоочистителей (рис. «Плоская щетка « ). Контактное давление на элементе

распределяется уже не зубцами кронштейна стеклоочистителя, а двумя подпружиненными полосами, специально адаптированными к форме ветрового стекла. Они более равномерно придавливают элемент щетки к ветровому сте­клу. Это уменьшает износ элемента и повышает качество чистки. Кроме того, избавление от системы с кронштейнами означает отсутствие износа тяг, существенное уменьшение общей высоты системы стеклоочистителей, уменьше­ние массы и менее шумную работу стеклоочи­стителей (уменьшается также шум ветра).

Верхняя кромка щетки имеет форму спой­лера (воздухоотводящего элемента) и позво­ляет использовать щетку без модификаций даже на очень высокой скорости. Также на­много уменьшается вероятность травмирова­ния пешеходов гибким материалом спойлера при ДТП (защита пешеходов).

Адаптированное, упрощенное соединение с рычагом стеклоочистителя обеспечивает надежное крепление щетки при работе сте­клоочистителей и удобную замену при ее не­обходимости.

Датчик дождя

Датчик дождя (см. «Датчики») определяет интенсивность дождя и отправляет соот­ветствующий сигнал на двигатель стеклоо­чистителя. Двигатель включается и работает в прерывистом режиме или на 1-й или 2-й скорости, в зависимости от ситуации.

Полный потенциал датчика дождя полно­стью реализуется с электронно-управляемой системой стеклоочистителей, скорость ра­боты которых можно непрерывно адаптиро­вать к интенсивности дождя.

Система стеклоочистителей заднего стекла

Системы стеклоочистителей заднего стекла используются тогда, когда заднее стекло, в силу угла наклона или формы кузова склонно к сильному загрязнению и ухудшению за­днего обзора. Принцип очистки заднего стекла в общем аналогичен принципу очистки ветрового стекла.

К системе очистки заднего стекла предъ­являются гораздо меньшие требования, чем к очистке ветрового. Поэтому система очистки заднего стекла часто работает в прерывистом режиме, и поле зрения здесь не регламенти­руется законодательно. Угол очистки, как правило, варьируется от 60° до 180° (рис. «Рисунки очистки заднего стекла» ).

Приводы задних стеклоочистителей

Приводы задних стеклоочистителей, по сути, такие же, как и приводы передних. Система задних стеклоочистителей обычно приво­дится электродвигателем со встроенным механизмом возвратно-поступательного движения, выполняющим функцию системы тяг в системах очистки ветрового стекла и обеспечивающим возвратно-поступательное движение выходного вала (рис. «Привод заднего стеклоочистителя с механизмом возвратно-поступательного движения» ). Рычаг стеклоочистителя напрямую соединен с вы­ходным валом привода.

Чтобы увеличить угол очистки, одновре­менно занимая минимальное пространство, разработаны решения, где классический механизм с четырьмя тягами увеличивает угол возвратно-поступательного движе­ния до 180° посредством дополнительного поворотного относительного движения.

Система омывателей ветрового и заднего стекол

В целях обеспечения достаточной видимости через очищаемую зону необходимо обяза­тельное наличие омывателя. Центробежные насосы с электроприводом подают воду с мо­ющим средством из бачка через 2-4 форсунки точечными струями или через разбрызгиваю­щие форсунки в распыленном виде на ветровое стекло (рис. «Система омывания ветрового и заднего стекла и система фароомывателей высокого давления» ). Емкость бачка с омывающей жидкостью обычно составляет 1,5-2 л. Если из этого же бачка омываются и фары, то мо­жет потребоваться увеличение емкости до 7 л. Для системы очистки заднего стекла требуется отдельный бачок.

Электронная система управления омывателем

Система омывателей часто соединяется с системой очистки посредством электронной системы управления, чтобы вода разбрызги­валась на заднее или ветровое стекло, пока нажата кнопка. Затем система очистителей продолжает работать несколько дополни­тельных циклов после отпускания кнопки.

Система омывателей фар

Для очистки фар созданы чисто омывающие системы. Преимущества системы омывателей фар над использовавшимися ранее системами очистки или омывания — более про­стая конструкция и адаптация к дизайну ав­томобиля.

Система омывателей фар законодательно предписана в Германии для ксеноновых фар во избежание ослепления встречного транс­порта из-за рассеяния света.

Системы омывателей высокого давления (рис. «Система омывания ветрового и заднего стекла и система фароомывателей высокого давления» ) состоят из бачка для омывающей жид­кости (необходимая омывающая жидкость берется из системы омывания ветрового стекла), насоса, трубок с невозвратным кла­паном и держателей с одной или несколькими форсунками. Для крепления распылительных форсунок, кроме широко применяющихся неподвижных держателей на бампере авто­мобиля, также используются телескопические держатели. Телескопические держатели улуч­шают очищающий эффект, потому что могут принять оптимальное положение для разбрыз­гивания. Более того, когда система находится в нерабочем положении, держатель форсунки может быть утоплен — например, в бампер.

Очищающий эффект

Очищающий эффект в основном опреде­ляется импульсной подачей водяных струй на поверхность рассеивателя. Здесь ре­шающими факторами являются расстояние между форсунками и фарой, размер, угол падения капель омывающей жидкости и их скорость при касании фар, а также объем омывающей жидкости.

Сопла должны рас­полагаться так, чтобы струи воды охватывали фары при любых скоростях движения.

Источник

Оцените статью