Для чего вывели беседа

Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей

Татьяна Беляева
Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

Содержанием беседявляется формирование представлений у дошкольников об окружающей жизни: о быте и труде людей, о событиях общественной жизни, о деятельности детей в детском саду.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом сведений, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Выделяют следующие группы тем для бесед с детьми:

1. Темы,отражающие явления общественной жизни: «»Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о труде людей и т. п.

Читайте также:  Как вывести эпического подельщика

2. Беседы на бытовые темы: Об игрушках, о школьных и умывальных принадлежностях, об одежде, о посуде, об использовании техники в домашнем труде и др.

3. Беседына природоведческие темы: «Времена года», «Фрукты и овощи», «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние животные», «Комнатные растения», «Весна», «Осень» и т. д.

4. Беседына литературную тематику: «О сказках», «С. Я. Маршак – детям», «Книги о животных», о художниках-иллюстраторах.

5. Беседына морально-этические темы: о культуре поведения, «Будь хорошим товарищем», «О добрых делах и поступках».

По назначению беседы классифицируются на:

— вводные (предваряющие, цель которых – создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;

— сопутствующие (сопровождающие). Цель таких бесед – поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления о слове;

— заключительные (итоговые, обобщающие, цель которых – уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема «Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Конспект познавательного развития «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1-2 занятие – мониторинг. 3. Занятие Т. И. Гризик.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Источник

Что такое беседа? Правила, цель и тема беседы

Как выглядят интеллигентные люди? В качестве подсказки к ответу на заданный вопрос можно привести образы героинь и героев, представленных в литературе. У Пушкина это прекрасно воспитанная, образованная, скромная, умная, обладающая чудесными манерами и знающая правила этикета девушка по имени Татьяна. Она описана в «Евгении Онегине» — романе в стихотворной форме. Там же подробно раскрыт и образ современного (на момент выхода данного произведения в свет) денди — самого Евгения Онегина.

Что отличает их обоих от крестьян, например?

Не статус и не обилие денег, а уже упомянутые ранее образованность, знание правил и норм этикета и еще один ключевой момент. Это умение правильно вести диалог.

Со времен Пушкина прошло немало лет, однако в современном мире по-прежнему считаются интеллигентными людьми те, кто обладает данными способностями.

Именно поэтому в статье мы подробно изучим, что такое беседа и каковы ее правила и основы.

Значение слова «беседа»

Знакомство с любым непонятным термином, определением и т. д. следует начинать с выяснения того, что оно собой представляет. Чтобы получить точное и максимально подробное толкование, следует прибегнуть к помощи словарей.

Согласно определению, представленному русским лингвистом и языковедом Татьяной Федоровной Ефремовой, что такое беседа, можно объяснить тремя словами-синонимами:

Причем под беседой подразумевается непременно спокойный словесный обмен информацией между людьми, а также передача чувств и эмоций в словесной форме. Причем ключевым моментом в таком разговоре считается тихая и приятная атмосфера, никаких споров, криков, оскорблений и взаимных упреков.

Что происходит во время беседы

Выяснив, что такое беседа, перейдем к изучению того, что происходит между людьми во время подобного обмена репликами. А в следующем пункте данной статьи разберемся, где этот метод общения применяется.

Итак, во время беседы между людьми происходит некое волшебство, сближающее их, помогающее понять как друг друга, так и самих себя. Однако далеко не каждая беседа может протекать в свойственном ей ключе. Во многих случаях люди, напротив, ожесточаются, озлобляясь друг на друга.

Именно поэтому для хорошей индивидуальной беседы важно не только умение говорить и выражать свои мысли, эмоции, чувства словами, но и слушать, то есть понимать, о чем говорит собеседник.

Где применяется беседа

Подобная способность восприятия других людей называется эмпатией. Особенно важна она в работе психолога. Ведь люди, приходя к человеку этой профессии за помощью, словно исповедуются. Но порой говорят не прямым текстом, а некими метафорами, образами, намеками, а иногда и вовсе утаивают информацию. Догадаться об этом можно лишь читая между строк. Однако в этом случае существует угроза неправильной трактовки слов клиента. Поэтому задача настоящего психолога — расположить человека к себе, помочь ему открыться. И это можно сделать, зная, что такое беседа и как именно она должна структурироваться.

Помимо широкого применения психологией подобного рода общения, беседы используются в повседневной жизни и деловой: в семье, в школах и университетах, при приеме на работу, на переговорах и т. д. Поэтому, если сказать, что такая форма общения встречается везде, это не будет преувеличением.

Виды беседы

Психологи делят беседы на формальные и неформальные. Формальная беседа подразумевает следование этикету, нормам и правилам. Например, подчиненные должны обращаться к своему начальнику на «вы» или учителю в присутствии учеников нельзя говорить коллеге «ты».

Другое дело неформальное общение. Его можно услышать, например, во время беседы друзей. В этом случае эмоции и чувства берут верх, и участникам не требуется формулировать свои реплики в официальной форме. Именно этот вид беседы мы используем в повседневной жизни: в разговоре с друзьями, знакомыми или родственниками.

Правила и нормы беседы

Любая беседа должна в первую очередь приносить радость собеседникам. И для выполнения этого условия следует структурировать общение в особом ключе, то есть соблюдать правила беседы, причем для каждого вышеперечисленного вида они свои.

Основы деловой беседы:

Обращаться к участникам только на «вы».

Никаких слов-паразитов («ну», «эээ», «как бы» и других).

Говорить по сути.

Не допускать пустых или бестактных высказываний.

Четко аргументировать свою точку зрения.

Нормы неформального общения отличаются от делового тем, что в нем участники могут говорить практически все, что им приходит в голову, при этом обращаясь друг к другу на «ты». Однако в этом виде беседы также важно уважать своего собеседника, слушать его, не пытаться унизить или оскорбить, и не позволять этого другим участникам.

Как начать разговор и о чем вести беседу

Чтобы ответить на вопрос, что же можно обсуждать, или как выбрать тему беседы, следует учитывать следующие критерии:

Исходя из этого, следует выбирать такую тему, в которой ее организатор будет сам хоть что-то смыслить и понимать, а также ту, что будет интересна не только ему, но и всем участникам процесса.

У деловой беседы практически всегда есть обозначенная тема, поэтому с ней проблем не возникнет. Главное, не бояться высказывать мысли, комментарии и аргументировать свою точку зрения.

Неформальная же беседа не обязывает людей начинать и продолжать общение. Поэтому, чтобы завести разговор, человека следует заинтересовать.

При желании заговорить с незнакомыми или малознакомыми людьми важно найти, к чему можно «прицепиться» и начать диалог. Например, для девушки очень важен ее внешний вид. Следовательно, у молодого человека, что как бы ненароком похвалит ее черты лица, какой-либо аксессуар, прическу и т. д., будет шанс не просто получить отклик, но и продолжить общение.

Также хорошим поводом начать или поддержать неформальную беседу будут такие извечные темы, как: погода, домашние животные (в современном мире преимущественно коты), фильмы, музыка и т. п.

Как правильно беседовать с детьми

Дети — самые сложные и нестабильные люди, именно поэтому так важно правильно строить беседу с ними. Особенно если разговор на какую-либо серьезную тему, например о разводе родителей или половом созревании.

Итак, беседа с детьми (будь то малыши или школьники) имеет существенные различия. А все потому, что на ее построение влияет возраст ребенка. Исходя из этого, можно представить следующие рекомендации:

Беседа с малышом. В раннем возрасте дети живут чувствами, эмоциями, а не логикой или разумом. Поэтому давать малышу «умные» советы бессмысленно, он все равно пропустит их мимо ушей. В этом возрасте дети учатся в форме игр, соответственно, объяснить что-либо им разумнее игровым, несколько несерьезным способом.

Беседа с подростком. Дети в подростковый период наиболее уязвимы, а потому чрезвычайно болезненно воспринимают любую критику, оскорбления, унижения и т. п. Поэтому важно с первой секунды беседы не угрожать или обвинять ребенка, а продемонстрировать ему, что отношение к нему не изменилось. Потом уже спокойно объяснить, что данный его поступок (или поведение) неприемлем.

Беседы с родителями необходимы детям абсолютно в любом возрасте. Но и для родителей разговоры со своими детьми крайне полезны. Однако структурировать их необходимо грамотно. Как именно, рассмотрим далее.

Какое значение беседа с родителем имеет для ребенка

Для каждого родителя его ребенок превыше всего. Но в современном мире, когда семья перестала быть традиционной (малыша воспитывает только один родитель, преимущественно мама), родительское желание дать ребенку хорошее будущее не всегда соответствует их возможностям, уровню достатка.

Поэтому некоторые мамы и папы, проводя чрезмерно много времени на работе, в связи с усталостью (или по иным причинам) редко находят время для простого общения со своими детьми. А ведь именно беседа с родителями может в корне изменить самую тяжелую и нерешаемую ситуацию в жизни ребенка.

Совсем не обязательно, что родитель даст какой-нибудь дельный совет. Одни лишь его поддержка, ободряющее слово, диалог, в ходе которого ребенок проговорит свою сложную ситуацию и словно взглянет на нее со стороны, покажут маленькому человеку, что он важен для родителей и они помогут ему справиться со всем. Неважно, словом или делом. Кроме того, возможно именно благодаря беседе, ребенок поймет, что проблемы и вовсе нет.

Что важно знать родителям

Ключевые особенности беседы отцов и детей:

Каждый родитель должен интересоваться жизнью своего ребенка.

Никогда не насмехаться над его проблемами, какими бы пустячными они ни казались.

Уважать точку зрения своего чада, прислушиваться к ней.

Пытаясь убедить ребенка, ни в коем случае не кричать на него и не обзывать.

Важно позволить малышу выговориться. Больше слушать, поощряя его к продолжению и большей откровенности.

По вопросам правильной беседы с детьми написано немало книг, поэтому родители могут отыскать ответы практически на любые вопросы, касающиеся этой темы. Но каждые мама и папа должны интересоваться своим ребенком и подбирать подход и особенность беседы, подходящие именно ему.

Источник

Оцените статью