- Прочистка карбюратора Солекс с демонтажем и разборкой
- Прочистка карбюратора Солекс с частичной разборкой
- Очистка, прочистка карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс и 2105, 2107 Озон
- Наружная очистка карбюратора
- Прочистка карбюратора
- Регулировка и настройка карбюратора
- Карбюраторы «Солекс»: нюансы работы и советы для автолюбителей
- Чем «Солекс» отличается от «Озона» и «Вебера»
- На какие марки и модели авто устанавливались
- Таблица: модификации и применяемость карбюраторов «Солекс»
- Чем отличаются модификации 21081 и 21083
- Таблица: сравнение основных тарировочных данных карбюраторов «Солекс» 21081 и 21083
- Конструкция «Солекса»
- Основные системы, механизмы и устройства карбюратора «Солекс»
- Зачем провода на карбюраторе
- Признаки неисправности карбюраторов
- Двигатель не запускается вообще или запускается, но сразу глохнет
- Затруднённый запуск холодного двигателя
- Затруднённый запуск прогретого двигателя
- Неустойчивый холостой ход
- Слишком высокие или слишком низкие обороты на холостом ходу
- Повышенный расход топлива
- Снижение мощности двигателя
- Провалы, рывки
- Демонтаж, разборка и чистка карбюратора
- Снятие карбюратора «Солекс» с двигателя
- Видео: демонтаж карбюратора «Солекс»
- Разборка карбюратора «Солекс»
- Чистка и промывка карбюратора «Солекс»
- Замена неисправных элементов и сборка карбюратора «Солекс»
- Регулировка карбюратора после сборки
- Регулировка поплавкового механизма
- Проверка работы ускорительного насоса
- Регулировка пускового устройства
- Регулировка холостого хода
- Видео: регулировка карбюратора «Солекс»
- Как уменьшить расход топлива на «Солексе»
- Проверка расхода
- Уменьшение расхода топлива
Прочистка карбюратора Солекс с демонтажем и разборкой
Проведем полную прочистку и промывку снятого с двигателя автомобиля карбюратора Солекс 21083 (2108, 21081).
При этом частично разберем его для облегчения доступа к местам возможного засорения.
Прочистка карбюратора Солекс с частичной разборкой
— Прочищаем внешние поверхности карбюратора Солекс 21083 от загрязнения
Применяем расворитель (ацетон, уайт-спирит, солярку, керосин и т.п.). Кистью наносим растворитель на очищаемые поверхности, обильно смачивая их. Выжидаем минут 5-10 и снимаем разрыхлившуюся грязь той же кистью, зубной щеткой и щеткой по металлу. Протираем карбюратор сухой тряпкой.
— Частично разбираем «крышку» карбюратора Солекс
Снимаем ее с корпуса карбюратора, открутив пять винтов крепления. Частично разбираем «крышку» (необходимо снять все детали, которые могут разрушиться от соприкосновения с растворителем).
Что нужно снять? Поплавки с игольчатым клапаном (иглу с корпусом), картонную прокладку «крышки», топливный сетчатый фильтр карбюратора, диафрагму пускового устройства, рычаг воздушной заслонки, электромагнитный клапан (ЭМК).
Не нужно снимать штуцера, воздушную заслонку с осью и приводом (пружинка), трубки эконостата и переходной системы 2-й камеры, регулировочный винт пускового устройства.
Полностью разобранная верхняя часть («крышка») карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
Подробности и особенности разборки верхней части («крышки») карбюратора имеются в статье «Разборка крышки карбюратора Солекс».
— Прочищаем верхнюю часть («крышку») карбюратора
В разобранной крышке тщательно прочищаем все поверхности (при помощи растворителя, кисти и зубной щетки). Особое внимание посадочному отверстию электромагнитного клапана, посадочному отверстию под топливный фильтр и игольчатый топливный клапан, пазу под шток диафрагмы пускового устройства, воздушному жиклеру системы холостого хода (СХХ) с воздушным каналом, топливному эмульсионному каналам СХХ. Для их прочистки можно использовать тонкую деревянную палочку и медную проволоку.
Места наиболее тщательной прочистки в «крышке» карбюратора Солекс
Для более надежной прочистки можно на ночь замочить в ацетоне детали крышки карбюратора вместе с деталями корпуса. После чего продуть их.
— Частично разбираем корпус карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
Что нужно снять? Снимаем распылитель ускорительного насоса, диффузоры, эмульсионные трубки с воздушными жиклерами ГДС, топливные жиклеры ГДС, винты «количества» и «качества» топливной смеси, резиновое кольцо на трубке топливного канала СХХ, диафрагму ускорительного насоса, диафрагму экономайзера мощностных режимов.
Что не нужно снимать? Дроссельные заслонки вместе с осями и рычагами на них, трубки вакуумного регулятора и системы вентиляции картера. Если не удается вывернуть топливные жиклеры ГДС («прикипели»), оставляем их на месте.
Корпус карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 полностью разобран
Подробности самостоятельной разборки корпуса карбюратора Солекс можно посмотреть на странице: «Разборка карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083».
— Прочищаем корпус карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
Прочищаем внешние поверхности корпуса используя кисть, зубную щетку и растворитель.
Прочищаем каналы в корпусе карбюратора используя тонкую деревянную палочку и медную проволоку.
Например, отверстия и каналы в боковой части корпуса карбюратора, которые нужно прочистить с особой тщательностью. Так как экономайзер влияет на мощность двигателя, а чистая малая ветвь системы вентиляции картера не даст появиться черному нагару на свечах.
Каналы и жиклеры боковой части корпуса карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083, подлежащие наиболее тщательной прочистке
Или вот, отверстия, каналы и жиклеры в нижней части корпуса карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083, которые подлежат наиболее тщательной обработке, так как за счет них работают многие его системы.
Отверстия. каналы и жиклеры в корпусе карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083, которые нужно прочистить
Отверстия имеющиеся на изображении, но не подписанные, можно не прочищать, так как это проходные, сквозные или глухие отверстия, не влияющие на работу карбюратора.
Места в нижней части корпуса карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 на которые нужно обратить внимание в первую очередь. Особенно тщательно нужно очистить дно поплавковой камеры, так как имеющийся там мусор может повлиять на работу ГДС и ускорительного насоса карбюратора. Так же особое внимание эмульсионным колодцам, каналу под распылитель ускорительного насоса (на его дне установлен всасывающий клапан УН), каналам системы холостого хода и переходной системы второй камеры.
Места, требующие наиболее тщательной прочистки в верхней части корпуса карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
Прочищаем ускорительный насос, штуцер и канал отбора разрежения в корпус вакуумного регулятора опережения зажигания на трамблере. а так же канал винта регулировки «качества» топливной смеси.
Прочистка УН, вакуумного штуцера и канала под винт «качества» карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
Распылитель ускорительного насоса и эмульсионные трубки с воздушными жиклерами можно почистить отдельно. Их можно замочить на несколько часов в ацетоне, потом промыть и продуть сжатым воздухом. При встряхивании распылителя УН в его корпусе должен быть слышен стук от шарика клапана.
Примечания и дополнения
После прочистки смазывать детали карбюратора не нужно, необходимо лишь продуть его сжатым воздухом используя насос или компрессор.
Источник
Очистка, прочистка карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс и 2105, 2107 Озон
Техническое обслуживание карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс и 2105, 2107 Озон сводится в основном к наружной очистке и внутренней прочистке, а также проведению основных настроек и регулировок.
Периодичность этих процедур – раз в год и то при условии, что загрязнение достигло такой степени, что мешает работе систем и механизмов (затруднено перемещение подвижных частей, засорились каналы, жиклеры, поплавковая камера и т. д.) или в ситуации, когда внезапное засорение сказывается на эффективности работы карбюратора.
Наружная очистка карбюратора
Мойку наружных поверхностей карбюраторов Солекс и Озон можно проводить перед проведением регулировки или как уже писалось ранее перед ежегодным техническим обслуживанием.
Для проведения наружной чистки карбюратора необходимо иметь баллончик аэрозольной жидкости для очистки карбюраторов или 0,5 литра ацетона, кисточку небольшого размера и не ворсистую тряпку. Снимаем корпус воздушного фильтра, затыкаем карбюратор сверху, тряпкой, чтобы грязь не попала вовнутрь, последовательно наносим аэрозоль из баллончика или ацетон кисточкой на каждую наружную поверхность карбюратора. Выжидаем пару-тройку минут. Кисточкой же, аккуратно и тщательно, убираем растворившуюся грязь из углублений и плоских поверхностей. При желании можно дополнительно протереть наружные поверхности тряпкой, смоченной бензином или соляркой. После проведения очистки обдуваем карбюратор сжатым воздухом из насоса или компрессора.
Прочистка карбюратора
Прочищать мы будем каналы, жиклеры, поплавковую камеру, фильтр очистки топлива. Очень часто, особенно при больших сроках эксплуатации автомобиля в каналах и жиклерах карбюратора скапливаются смолистые отложения, уменьшающие их сечение, на диффузорах и стенках смесительных камер чёрные и коричневые лаковые отложения, в сетчатом фильтре и поплавковой камере осадки, принесенные из бензобака.
Прочистить все это хозяйство можно не снимая карбюратор с двигателя автомобиля, кроме случаев его полного закоксовывания. Для этого приобретаем в магазине баллончик аэрозольного очистителя карбюратора, снимаем корпус воздушного фильтра, запускаем двигатель. Пшикаем сверху в карбюратор, одновременно периодически рукой поворачивая рычаг привода дроссельной заслонки первой камеры чтобы карбюратор как следует «прогазовался». Повторяем эту операцию несколько раз стараясь попасть аэрозолем не только в смесительные камеры, но и в каналы воздушных жиклеров Главных дозирующих систем обеих камер (они сверху хорошо видны).
Места прочистки карбюраторов Солекс и Озон
Следующая на очереди — система холостого хода. На заведенном двигателе вытаскиваем «подсос», чтобы обороты были не менее 3-х тысяч. Полностью выкручиваем электромагнитный клапан или держатель топливного жиклера системы холостого хода (у кого как, в зависимости от модели карбюратора). И прямо в образовавшееся отверстие пшикаем аэрозоль. Стоит опять немного «погазовать» рукой. После процедуры продуть топливный жиклер в электромагнитном клапане или держателе и ввернуть обратно.
Электромагнитные клапаны Солекс и Озон
Далее — поплавковая камера. Для её прочистки стоит снять верхнюю часть карбюратора (его крышку). Тряпкой промокнуть весь бензин, находящийся в поплавковой камере. Налить туда ацетон и дать постоять некоторое время. Тряпкой аккуратно собрать основную грязь, кисточкой все остальное. На карбюраторе Солекс строение поплавковой камеры не очень удобное для прочистки поэтому можно в качестве дополнительного инструмента для прочистки углублений и неудобных мест использовать тонкую шлицевую отвёртку, лезвие которой обёрнуто тряпкой. После прочистки продуваем поплавковую камеру сжатым воздухом.
Поплавковые камеры Солекс и Озон
Так как крышка карбюратора у нас снята, то очень удобно вывернуть топливные и воздушные жиклеры, вынуть эмульсионные трубки Главных дозирующих систем карбюратора. Также снимаем распылитель ускорительного насоса. Замачиваем все снятое в ацетоне минут на пятнадцать, затем продуваем сжатым воздухом и устанавливаем обратно.
Прочищаем ГДС Солекс и Озон
И, наконец сетчатый фильтр очистки топлива на входе в карбюратор. Выворачиваем его пробку и извлекаем его из отверстия. Замачиваем ненадолго в ацетоне, а затем прочищаем зубной щеткой. Продуваем и ставим обратно, предварительно убедившись в том, что и в отверстии куда мы его вкручиваем нет грязи.
Фильтры и пробки Солекс и Озон
После очистки и прочистки карбюратора следует отрегулировать работу его основных систем и механизмов и в целом настроить его на нормальную работу.
Регулировка и настройка карбюратора
Регулируем и настраиваем карбюратор в такой последовательности, хотя это и не обязательно, но мне она кажется наиболее оптимальной.
— Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюраторов Солекс и Озон
— Регулировка привода воздушной заслонки карбюраторов Солекс и Озон
— Регулировка привода дроссельных заслонок карбюраторов Солекс и Озон
— Регулировка пускового устройства карбюраторов Солекс и Озон
— Регулировка холостого хода карбюраторов Солекс и Озон
Примечания и дополнения
— Для более полной и тщательной прочистки карбюраторов Солекс и Озон следует снять карбюратор с двигателя автомобиля. Разобрать, отложить в сторону все прокладки, диафрагмы и резиновые детали. Две части корпуса и крышку замочить на 10-12 часов в ёмкости с ацетоном. После чего продуть сжатым воздухом под давлением не менее 6-8 атмосфер, собрать все обратно и установить на двигатель.
— Существует еще один метод прочистки карбюратора, безразборный. Честно говоря он немного сомнительный, но применение его в целях профилактики вполне возможно. На 20 литров бензина в бензобаке заливаем 0,5 литра ацетона и ездим. Желательно такую заливку сделать перед активной эксплуатацией автомобиля, чтобы он не стоял, а ездил.
Источник
Карбюраторы «Солекс»: нюансы работы и советы для автолюбителей
Карбюраторы «Солекс» семейства 2108 выпускаются на Димитровградском автоагрегатном заводе с середины 1980 годов. Их разработка и производство были налажены специально под первую серию переднеприводных «восьмёрок». Благодаря уникальной конструкции, надёжности и ремонтопригодности, эти устройства и сегодня позволяют стареньким автомобилям чувствовать себя достаточно бодро, а их владельцам с лёгкостью и непринуждённостью осуществить сборку или прочистку карбюратора, уменьшить расход топлива, отрегулировать систему и многое другое.
Чем «Солекс» отличается от «Озона» и «Вебера»
Основное отличие карбюраторов «Солекс» от устройств предыдущих семейств заключается в возможности его установки на поперечно расположенные силовые агрегаты поплавковой камерой вперёд. Такой вариант монтажа позволил исключить переобеднение топливной смеси при вхождении автомобиля в поворот, подъёме, а также при резком ускорении.
Кроме этого, «Солекс» имеет абсолютно другую конструкцию поплавковой камеры. У него она двухсекционная, что позволяет использовать устройство как на переднеприводных автомобилях, так на машинах классической компоновки.
Карбюраторы «Солекс» отличаются надежностью и ремонтопригодностью
На какие марки и модели авто устанавливались
С завода карбюраторы «Солекс» устанавливались не только на ВАЗы. Другие автопроизводители также активно использовали их для своих машин.
Таблица: модификации и применяемость карбюраторов «Солекс»
Модификация | Применяемость | Объем двигателя, см 3 | Примечания |
ДААЗ-2108–1107010 | ВАЗ 2108, 2109 | 1,3 | |
ДААЗ-21081–1107010 | ВАЗ 21081, 21091, ЗАЗ 1102 | 1,1 | |
ДААЗ-21083–1107010 | ВАЗ 21083, 21093, 21099 | 1,5 | |
ДААЗ-21083–1107010–31 | ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 | 1,5 | Имеет полуавтоматическое пусковое устройство |
ДААЗ-21083–1107010–35 | ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 | 1,5 | Имеет двухуровневое полуавтоматическое пусковое устройство (зима/лето) |
ДААЗ-21083–1107010–62 | ВАЗ 2109, 2115 | 1,5 | Имеет электронное устройство управления составом горючей смеси |
ДААЗ-21083–1107010–05 | ВАЗ 2109 | 1,5 | |
ДААЗ-21412–1107010, ДААЗ-21412–1107010–30 | АЗЛК 2141, 2141–23 | 1,5/1,8 | |
ДААЗ-1111–1107010 | ВАЗ 1111, 11113 «Ока» | 0,65/0,75 | |
ДААЗ-21051–1107010 | ВАЗ 2103, 2105 | 1,5 | |
ДААЗ-21053–1107010 | ВАЗ 21074, 21061 | 1,6 | |
ДААЗ-21051–1107010–30 | ВАЗ 2104, 2105 | 1,3 | |
ДААЗ-21053–1107010–62 | ВАЗ 2107, 21072, 21074 | 1,3/1,5/1,6 | |
ДААЗ-21073–1107010 | ВАЗ 2121, 21213 «Нива» | 1,6/1,7 |
Чем отличаются модификации 21081 и 21083
Если сравнивать две основные модификации карбюраторов «Солекс» (21081 и 21083), применяющихся на переднеприводных «Спутниках» и «Самарах», то визуально никаких отличий между ними вы не обнаружите. Разница существует только в рабочих параметрах их некоторых элементов.
Таблица: сравнение основных тарировочных данных карбюраторов «Солекс» 21081 и 21083
21081 | 21083 | |||
Для 1-й камеры | Для 2-й камеры | Для 1-й камеры | Для 2-й камеры | |
Диаметр смесительной камеры, мм | 32 | 32 | ||
Диаметр диффузора, мм | 21 | 23 | 21 | 23 |
Воздушный жиклёр главной дозирующей системы | 165 | 135 | 155 | 125 |
Топливный жиклёр главной дозирующей системы | 95 | 97,5 | 95 | 97,5 |
Воздушный жиклёр системы холостого хода | 170 | 170 | ||
Топливный жиклёр системы холостого хода | 39–44 | 39–44 | ||
Воздушный жиклёр переходной системы второй камеры | 120 | 120 | ||
Топливный жиклёр переходной системы второй камеры | 50 | 50 | ||
Топливный жиклёр экономайзера | 40 | 40 | ||
Номер (размер) кулачка ускорительного насоса | 4 | 7 | ||
Пусковой зазор дроссельной заслонки, мм | 1,0 | 1,1 | ||
Пусковой зазор воздушной заслонки, мм | 2,7±0,2 | 2,5±0,2 | ||
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм | 1,8 | 1,8 | ||
Диаметр отверстия вакуумного регулятора, мм | 1,2 | 1,2 |
Конструкция «Солекса»
Карбюратор «Солекс» служит для точной дозировки топлива при образовании топливно-воздушной смеси, а также своевременной подачи этой смеси в камеры сгорания двигателя. Его конструкция предусматривает два канала для прохождения воздуха. В нижней части этих каналов установлены дроссельные заслонки. Их привод устроен так, что при нажатии на педаль акселератора заслонки открываются поочерёдно: сначала первая, а за ней вторая.
Каждая из камер внизу имеет сужение на конус — диффузор, в котором во время работы двигателя создаётся разрежение. Под его воздействием топливо из поплавковой камеры всасывается в камеру. Нужный уровень бензина в поплавковой камере поддерживается благодаря специальному механизму, состоящему из двух поплавков и запорной иглы.
Карбюратор «Солекс» состоит из двух основных частей: крышки и корпуса. В крышке установлены штуцеры для топливных шлангов, фланец и шпильки для крепления воздушного фильтра. Конструкция корпуса включает:
- поплавковую камеру;
- первичную и вторичную смесительные камеры с диффузорами;
- воздушные и топливные каналы;
- ускорительный насос;
- эмульсионные колодцы;
- экономайзер;
- эконостат;
- дроссельные заслонки и механизм их привода.
Части соединены между собой пятью винтами.
Карбюратор «Солекс» состоит из двух частей: крышки и корпуса
Основные системы, механизмы и устройства карбюратора «Солекс»
В карбюраторе «Солекс» предусмотрены следующие системы, механизмы и устройства:
- система холостого хода;
- дозирующие системы первичной и вторичной камер;
- переходные системы первичной и вторичной камер;
- поплавковый механизм;
- эконостат;
- экономайзер режимов мощности;
- экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ);
- пусковое устройство;
- насос-ускоритель;
- механизмы привода дроссельных заслонок.
Зачем провода на карбюраторе
Карбюратор «Солекс» не является исключительно механическим устройством. Одна из его деталей имеет электромеханическую конструкцию. Это электромагнитный клапан. Он служит для остановки подачи топлива к карбюратору при торможении двигателем, а также выключении зажигания. Такое решение позволяет сэкономить от 300 мл до 1л топлива на 100 км.
Клапан соединен проводом с блоком управления ЭПХХ
Электромагнитный клапан приводится в действие блоком ЭПХХ. Он подключён к выводу «К» катушки зажигания, а также к специальному контакту винта количества, замыкающегося на «массу» при отпущенной педали газа. Это позволяет ему считывать частоту вращения коленвала и отправлять соответствующий сигнал на клапан.
Блок ЭПХХ расположен в моторном отсеке
И клапан, и контакт винта количества подключены к блоку ЭПХХ при помощи проводов. Никаких других электрических устройств в карбюраторе нет.
Контакт винта количества соединен с блоком управления ЭПХХ
Признаки неисправности карбюраторов
Признаками неправильной работы карбюратора «Солекс» являются:
- невозможность запуска силового агрегата;
- усложнённый запуск холодного или горячего двигателя;
- неустойчивый холостой ход;
- слишком высокие или слишком низкие обороты ХХ;
- увеличенный расход бензина;
- снижение мощностных характеристик мотора;
- рывки и провалы во время резкого нажатия на педаль акселератора.
Рассмотрим более детально каждый из симптомов в разрезе возможных неисправностей.
Двигатель не запускается вообще или запускается, но сразу глохнет
Если двигатель автомобиля не запускается (при заведомо исправной системе зажигания), возможно, что топливо не попадает в его цилиндры. Чтобы проверить, поступает ли оно во впускной коллектор, необходимо снять корпус воздухофильтра и 2–3 раза повернуть сектор привода дроссельных заслонок, наблюдая за «носиками» распылителя. Топливо из них должно брызгать тонкими, но цельными струйками. Если этого не происходит, стоит проверить работу бензонасоса, а также состояние сетчатого фильтра карбюратора.
Также возможно заклинивание иглы топливного клапана в закрытом положении, перекрыв поступление бензина в поплавковую камеру. Для того, чтобы вернуть игле её нормальное положение, достаточно аккуратно ударить чем-нибудь (например, ключом) по корпусу карбюратора. В дальнейшем игольчатый клапан нужно будет обязательно заменить.
Если двигатель запускается и сразу глохнет, это может быть результатом обеднения топливной смеси или неисправностью электромагнитного клапана. В первом случае необходимо проверить впускной трубопровод на подсос постороннего воздуха, а также отрегулировать качество смеси.
Для проверки электромагнитного клапана в данной ситуации следует отсоединить от него провод питания, включить зажигание и наконечником провода коснуться несколько раз его контакта. При касании должен раздаваться характерный щелчок, свидетельствующий о том, что электромагнит срабатывает. Не будет лишним выкрутить клапан, осмотреть и прочистить струёй воздуха его жиклёр, а также проверить состояние резиновой прокладки.
Затруднённый запуск холодного двигателя
Обычно проблемы с запуском холодного силового агрегата возникают вследствие неправильной регулировки или неисправности устройства запуска. Если во время пуска воздушная заслонка перекрывает канал не полностью, это приводит к чрезмерному обеднению топливной смеси. Двигатель при этом «схватывает» местами, но все равно глохнет. Неполное открытие заслонки, наоборот, ведёт к переобогащаению горючей смеси, из-за чего увеличивается расход бензина, а также возможно возникновение детонации.
Устраняется подобная проблема путём регулировки пускового устройства.
Затруднённый запуск прогретого двигателя
Основной причиной затруднённого запуска мотора «на горячую» также является переобогащение смеси. Оно может быть вызвано неправильной регулировкой пускового устройства, а также чрезмерно высоким уровнем бензина в поплавковой камере. В последнем случае, горючее переливает, что, опять же, ведёт к увеличению его расхода.
«Перелив» — достаточно распространённое явление для «Солекса». Если, взглянув на прокладку между карбюратором и крышкой, вы обнаружите, что она мокрая, а в моторном отсеке присутствует устойчивый запах бензина – «перелив» налицо. Он может возникать из-за:
- неправильной настройки поплавкового механизма;
- проблем с иглой топливного клапана (залипание иглы в открытом положении);
- повреждения поплавка;
- задевания поплавка за стенку камеры.
Для устранения этой проблемы необходимо разобрать карбюратор, проверить клапан и произвести регулировку поплавкового механизма.
Неустойчивый холостой ход
Нормальный холостой ход силового агрегата — один из основных критериев для оценки работы карбюратора. Его нарушение может быть вызвано:
- загрязнением жиклёров и каналов ХХ;
- поломкой электромагнитного клапана;
- неисправностью блока управления ЭПХХ;
- повреждением резинового уплотнителя (кольца) винта качества топлива.
Засорение жиклёров устраняется путём их промывки и продувки. Неисправные клапан, блок ЭПХХ и уплотнитель подлежат замене.
Слишком высокие или слишком низкие обороты на холостом ходу
Слишком высокие или слишком низкие обороты двигателя при его работе на холостом ходу могут являться следствием:
- загрязнения каналов воздушного или топливного жиклёров;
- подсоса лишнего воздуха;
- неправильной регулировки оборотов холостого хода (качество-количество);
- слишком высокого или низкого уровня бензина в поплавковой камере;
- неполного открытия или закрытия воздушной заслонки.
Устраняется такая неисправность путём регулировки карбюратора после его прочистки и промывки.
Повышенный расход топлива
К превышению расхода топлива могут привести следующие неисправности карбюратора:
- неисправность системы экономайзера ПХХ;
- неправильная регулировка состава горючей смеси;
- засорение каналов воздушных жиклёров;
- неполное открытие воздушной заслонки;
- слишком высокий топливный уровень в поплавковой камере.
Проблема повышенного расхода горючего решается путём диагностики и регулировки карбюратора.
Снижение мощности двигателя
Снижение мощностных показателей силового агрегата вызывается обеднением топливной смеси. Машина при этом долго разгоняется, а при резком нажатии на педаль акселератора двигатель «захлёбывается», появляются кратковременные провалы.
Причинами такого явления могут быть:
- неправильная регулировка состава смеси;
- подсос воздуха;
- низкий уровень топливной смеси в поплавковой камере.
Провалы, рывки
Возникновение рывков и провалов при нагрузке на двигатель происходит вследствие:
- засорения сетчатого фильтра на входном штуцере карбюратора;
- засорения топливного жиклёра;
- подсоса воздуха;
- низкого уровня топлива в поплавковой камере;
- неисправности ускорительного насоса.
Демонтаж, разборка и чистка карбюратора
Для того, чтобы восстановить работоспособность карбюратора «Солекс», необходимо:
- снять устройство с двигателя;
- разобрать его;
- произвести чистку и промывку;
- заменить неисправные элементы;
- собрать и установить на двигатель;
- произвести регулировку.
Снятие карбюратора «Солекс» с двигателя
- шлицевая и крестовая отвёртки;
- ключи на 7, 8 (2 шт), 10, 13 (лучше накидной).
- Поднимаем капот.
- Используя ключ на 10, откручиваем гайку фиксации крышки воздухофильтра.
- Отщёлкиваем защёлки (4 шт).
Для снятия фильтра нужно открутить гайку и отжать защёлки
Для снятия корпуса фильтра нужно отвернуть 4 гайки
Отсоединяем наконечники проводов от клапана и от контакта винта количества
Отсоединяем вакуумный шланг от штуцера
Отсоединяем топливные шланги
Отсоединяем шланг вентиляции картера
Снимаем тягу привода воздушной заслонки
Отсоединяем трос привода дроссельных заслонок
Снимаем карбюратор со шпилек
Под карбюратором должно быть три прокладки: верхняя (самая толстая), средняя (теплоизолирующая) и нижняя (уплотнительная).
Видео: демонтаж карбюратора «Солекс»
Разборка карбюратора «Солекс»
- крестовая отвёртка;
- молоток;
- сверло (спица) диаметром 2,5 мм;
- ключи на 11, 13, 14;
- пинцет;
- шило;
- зубочистки.
- Выкручиваем пять винтов крепления крышки крестовой отвёрткой. Отсоединяем крышку.
Откручиваем 5 винтов
Отсоединяем ось поплавков
Аккуратно снимаем картонную прокладку
Выкручиваем игольчатый клапан
Выкручиваем клапан, снимаем с него жиклер, уплотнитель, чашку
Откручиваем пробку, вынимаем фильтр
Снимаем и разбираем пусковое устройство
Снимаем воздушную заслонку
Снимаем уплотнитель на трубке топливного канала
Выкручиваем воздушные жиклёры
Извлекаем распылитель, поддев его отвёрткой
Выкручиваем топливные жиклёры (при необходимости или, например, с целью уменьшить расход топлива, их можно впоследствие заменить)
Вынимаем диффузоры при помощи пассатижей
Разбираем ускорительный насос
Разбираем экономайзер мощностных режимов
Отсоединяем наконечник провода винта, потом выкручиваем сам винт
Снимаем сектор управления дроссельными заслонками
Снимаем кулачок привода ускорительного насоса
Отсоединяем и снимаем дроссельные заслонки — карбюратор полностью разобран. Сборка осуществляется в обратном порядке
Важно: не отсоединяйте заслонки и не снимайте их оси без необходимости! При неумелом монтаже возможен их перекос, что приведёт к неполному открытию или закрытию!
Чистка и промывка карбюратора «Солекс»
- компрессор или насос с сужающимся штуцером на конце шланга;
- жидкость для чистки карбюраторов в аэрозольном баллончике или ацетон;
- зубная щётка (лучше детская);
- тонкая деревянная лопатка;
- зубочистки;
- чистая тряпка.
Перед промывкой карбюратора рекомендуется замочить отсоединённые элементы в специальной жидкости для промывки на 8–10 часов. Это не относится к изделиям из резины и пластика!
Если у вас нет столько времени, обработайте детали с внешней и внутренней стороны жидкостью для промывки карбюраторов и выждите 30 минут.
Жидкость для чистки карбюратора
Наружные загрязнения удобнее всего удалять при помощи зубной щётки. Отложения грязи на внутренней поверхности крышки и корпуса карбюратора удаляются при помощи тонкой деревянной лопатки, обёрнутой чистой тряпкой.
После промывки детали, имеющие внутренние отверстия (жиклёры, диффузоры, трубки, а внутренние каналы крышки и корпуса карбюратора) нужно продуть струёй сжатого воздуха (желательно не менее 6 атмосфер).
Замена неисправных элементов и сборка карбюратора «Солекс»
При полной разборке карбюратора рекомендуется заменить все его элементы, которые имеют следы повреждения или деформации. Лучшим решением при самостоятельном ремонте устройства будет приобретение ремонтного комплекта, куда входят все детали, которые могут подлежать замене:
- жиклёры;
- пружины;
- уплотнители;
- диафрагмы;
- прокладки (крышки и корпуса карбюратора);
- игольчатый клапан;
- фильтр;
- винты (качества, количества);
- ремонтные шпильки и др.
Сборка/чистка или иные действия с карбюраторомпроизводятся с помощью ремкомплекта карбюратора «Солекс»
Заменив выбракованные элементы, приступаем к сборке карбюратора. Её производим в порядке, обратном к описанному выше. Крышку карбюратора к корпусу не прикручиваем!
Регулировка карбюратора после сборки
После сборки карбюратора необходимо произвести его регулировку. Необходимо настроить:
- поплавковый механизм;
- пусковое устройство;
- систему холостого хода.
Первый этап настойки карбюратора осуществляется на снятом с двигателя устройстве.
Регулировка поплавкового механизма
- плоскогубцы;
- сверло диаметром 1 мм;
- штангенциркуль;
- небольшая линейка.
- Собрав крышку карбюратора, переворачиваем её вверх ногами, чтобы поплавки были сверху.
Переворачиваем крышку поплавками вверх
Оцениваем положение поплавков относительно стенок поплавковой камеры
Расстояние должно быть 1±0,25 мм
Расстояние должно составлять 34 мм
Полный ход должен составлять 15 мм
Проверка работы ускорительного насоса
Прежде чем приступить к регулировке пускового устройства, не помешает проверить, как работает ускорительный насос. Проверка производится при установленном на двигатель корпусе карбюратора (без крышки).
- Рычагом ручной подкачки закачиваем топливо в поплавковую камеру.
- Взявшись рукой за рычаг дроссельной заслонки, резко открываем её несколько раз, наблюдая за соплами распылителя. Из них должны вырываться тонкие, но сильные и без разрывов струйки топлива. Они должны быть направлены точно на дно впускного колодца, не задевая стенок смесительных камер и заслонок.
- Если струйки слабые, необходимо дополнительно прочистить распылитель, или заменить его. Если же они падают на стенки камер или заслонки, следует аккуратно подкорректировать положение носиков распылителя при помощи круглогубцев.
Струйки топлива из сопел распылителя должны падать на дно впускного колодца, не задевая стенок камер и заслонок
Регулировка пускового устройства
После настройки поплавкового механизма и проверки насоса-ускорителя карбюратор собирается и устанавливается на двигатель без воздушного фильтра. Следующий этап — регулировка пускового устройства. Её цель — выставление пусковых зазоров воздушной и дроссельной заслонок для стабильного и уверенного запуска холодного двигателя.
Необходимые инструменты и средства:
- шлицевая отвёртка;
- ключи на 7 и на 8;
- тахометр (если в автомобиле тахометра нет, потребуется автотестер с возможностью измерения оборотов двигателя);
Также желательно присутствие помощника.
- Вытягиваем ручку «подсоса» на себя, полностью закрывая воздушную заслонку.
- Просим помощника запустить двигатель и наблюдаем за поведением воздушной заслонки. При запуске, после первых вспышек топливной смеси в цилиндрах, пусковое устройство должно немного приоткрывать её. Если этого не происходит, значит, пусковое устройство не отрегулировано.
При запуске двигателя воздушная заслонка должна приоткрываться
Тахометр подключаем к выводу «К» катушки и к массе
Полностью закрываем воздушную заслонку
Приоткрываем заслонку на 1/3
Вращаем винт для регулировки количества оборотов
Регулировка холостого хода
- шлицевая отвёртка;
- автотестер с тахометром.
- Подключаем щупы тахометра к катушке и «массе».
- Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры.
- Рукой вращаем винт количества топлива, добиваясь 750–800 оборотов в минуту.
Винтом количества устанавливаем обороты 750–800 об/мин
Винтом качества устанавливаем максимальные обороты
Видео: регулировка карбюратора «Солекс»
Как уменьшить расход топлива на «Солексе»
Если вы заметили, что двигатель стал потреблять больше топлива, чем положено, не поленитесь это проверить. Паспортный расход горючего для любого автомобиля можно узнать из руководства по его эксплуатации. Следует учитывать, что на количество потребляемого топлива может влиять множество факторов, начиная от качества самого бензина и заканчивая давлением в шинах, поэтому перед проверкой потрудитесь провести диагностику системы зажигания, а также отрегулировать клапаны.
Проверка расхода
- чистая пустая пластиковая бутылка (2 л);
- отрезок бензостойкого шланга (50–80 см) с хомутом соответствующего диаметра;
- бензин (1–2 л);
- маркер;
- крестовая отвёртка.
- Подыскиваем ровный участок дороги (3 км) с хорошим покрытием и малой интенсивностью движения.
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры, глушим его.
- Отвёрткой отпускаем винт хомута на всасывающем штуцере бензонасоса.
- На штуцер надеваем один конец заготовленного отрезка шланга. Фиксируем соединение хомутом.
- В бутылку наливаем определённое количество бензина, отмеряя его по 50 или 100 мл и делая соответствующие отметины маркером на бутылке. По ним мы будем определять расход.
- Другой конец шланга от бензонасоса опускаем в бутылку.
- Запускаем двигатель и движемся по участку дороги со скоростью 60–70 км/ч на четвёртой передаче.
- Проехав 3 км, останавливаемся, смотрим на бутылку, оцениваем расход и сравниваем его с паспортными данными.
Уменьшение расхода топлива
Уменьшить расход топлива можно путём замены штатных топливных жиклёров устройствами с другими характеристиками. Меняют, обычно топливный жиклёр главной дозирующей системы первичной камеры на аналогичную деталь с меньшим сечением, например, со «107,5» на «105».
После замены жиклёра карбюратор собирается, и производится «контрольный заезд» с измерением расхода. В случае если расход уменьшился, но при разгоне появились «провалы», необходимо заменить жиклёр холостого хода на такой же, но с большим сечением, например, с «40» на «42». После этого производится регулировка холостого хода с последующим определением количества потребляемого топлива.
Как видите, обслуживание, ремонт и настройку карбюратора «Солекс» можно проводить и самостоятельно, имея под рукой минимум инструментов. Все легко снимается, чистится, меняется, регулируется. Но все же если у вас недостаточно опыта в подобных делах — лучше довериться профессионалам.
Источник