Обслуживание цепи и звезд велосипеда
Цепь и звёзды
При регулярном использовании велосипеда износу подвержены цепи, передние и задние звёзды. Эти детали находятся в постоянном трении между собой — цепь растягивается, а звёзды стачиваются. Как следить за цепью, давайте разберемся.
На скорость износа цепи и звёзд влияют условия катания.В лесах и в грязи детали изнашиваются быстрее чем на шоссе и в парковом катании по велодорожкам. Зимой в городской среде с реагентами и грязью у этих деталей возникает повышенный износ.
Следите за чистотой цепи и звёзд, регулярная мойка/чистка/смазка увеличит ресурс всей вашей трансмиссии. Регулярность чистки и смазки в нормальных условиях 100-150 км, в тяжёлых условиях 50-70км. Всегда можно определить визуально необходимость данной процедуры: сухая цепь, налипший песок, засохшие комочки смазки, ржавчина или свист(скрип) цепи при катании.
Очистка трасмиссии без снятия цепи
Как помыть цепь:
1. Лучше всего снять цепь при помощи специального инструмента – выжимки цепи или разомкнуть специальный замок цепи. Смотрите наш ролик, как разомкнуть цепь в домашних условиях;
2. Положить грязную цепь в баночку с растворителем (типа уайт-спирита или использовать бензин), подержать пару минут и встряхнуть баночку. Вся грязь с цепи и между звеньями уйдёт в осадок на дно баночки;
3. Если ваша цепь не имеет замка или у вас нет выжимки цепи, то можете для очистки использовать специальные спреи. Они так и называются – спреи для очистки цепи. Можно пользоваться очистителями дисковых тормозов или карбюраторов для автомобилей;
4. Чистим звёзды и пространство между ними щётками с грубым ворсом, но не металлическим. В продаже есть специальные велосипедные щётки для кассет, которые снимают всю грязь между звёзд;
5. Одеваем чистую цепь на чистые звёзды и смазываем только цепь. Смазку наносим на каждое звено в небольшом количестве. Смазывать можно как специальными спреями, так и жидкими маслами (идеально подходит маслёнки для швейных машин). Выбор смазок на рынке огромный:
- Есть смазки для влажной погоды и зимы (липкие, не вымываются, остаются слоем на цепи и требуют регулярного обновления каждые 50км, так как к остаткам смазки прилипает абразив-пыль и грязь);
- Для сухой погоды (не притягивает пыль, не остаётся на цепи, после смазывания надо дождаться пока высохнет и образуется плёночка, легко вымывается при катании в дождь и по лужам);
- Силиконовые смазки (не пачкают одежду, снижают трение и шум, отлично отталкивают влагу);
- Для цепи преимущественно выбирают тефлоновые смазки (высокий показатель сопротивления к стиранию, долгая выработка и содержание антистатических компонентов отталкивающих пыль, долго надо сушить перед использованием).
Велосипедные щётки для кассет
Надо сказать, что wd-40 не подходит для смазки, это не масло. Им можно только промывать цепь (отлично разжижает высохшую старую смазку, вытесняет влагу и размягчают ржавчину). Если не хотите снимать цепь для очистки, отличный вариант, как альтернатива растворителю. Для этого надо сделать «пшик» на каждое звено цепи.
Не заливайте цепь машинным или подсолнечным маслом и помните, что все густые смазки используются для подшипников и резьбовых соединений, но никак не для цепей! При смазывании капаем на каждое звено цепи. Важно смазать ролики и внутренние части цепи. Внешнюю сторону звеньев смазывать не надо. Если вы используете спрей, то дозируйте нажатие аккуратно, чтобы частицы смазки не разлетелись на другие узлы велосипеда, т.к. попадание смазки на обода или дисковые тормоза чревато скрипом колодок и неэффективным торможением! После смазки всей цепи делаем несколько оборотов шатунов, чтобы смазка проникла равномерно по всей цепи, лишнюю смазку необходимо убрать тряпкой. Повторять несколько раз. Цепь не должна пачкаться, на ней должен остаться тонкий слой смазки, к которому не будет прилипать песок и пыль во время катания.
В последнее время популярно парафинить цепь, что мы советуем делать особенно в грязевых условиях и влаге. Износ парафинированной цепи минимален, к ней ничего не липнет, песок отскакивает, цепь всегда в чистом виде, да-да, совсем не пачкается — отсюда повышенное КПД цепи и редкое её обслуживание (при правильной процедуре парафин на цепи будет держаться около 500км) ✊
Из минусов можно отнести смывание водой, если в дожди и по болотам катать, ну и процедура подготовки к такой смазке очень долгая и не простая – вряд ли подойдёт для обычных пользователей. Надо проваривать цепь в расплавленном парафине, а еще лучше, делать это на водной бане. В нижней банке вода, в верхней парафин, вода не нагревается выше 100 градусов, не давая подгорать парафину. Варить следует минут десять, «помешивая», чтобы парафин проник в полном объеме туда, куда надо. Перед вывариванием, цепь и вся трансмиссия разумеется должны быть вычищены до идеала (иначе не прилипнет) , а еще лучше начать парафинирование на новой трансмиссии. Процедура может быть проведена дома, на кухне, потому что расплавленный парафин не имеет неприятного запаха, не токсичен и не пачкает поверхности.
Важно обращать внимание на частоту и правильность переключения:
- Если Вы постоянно используете любимые звезды, помните, что на кассете и шатунах они будут изношены в первую очередь;
- Меняйте соотношения звёзд для долгой службы;
- Не допускайте перекоса цепи (см картинку ниже);
- Увеличить срок службы дорогих звёзд можно используя три цепи попеременно каждые 500 км.
Помните, что всегда можете доверить нам все эти процедуры или получить бесплатную консультацию по уходу за байком!
Источник
Пошаговое руководство, как очистить байк от вездесущей грязи
Погода «радует» и удивляет. И хотя сейчас лежит снег, совершенно не факт, что завтра будет он же. А, скорее всего, будет грязь, лужи и прочее. В общем, всё, что так «нравится» велосипедистам.
Мы решили Вас поддержать как морально: «Держитесь», так и, надеемся, полезными для вас советами. Эта статья для Вас! 🙂
Пошаговое руководство, как очистить байк от вездесущей грязи
Являетесь поклонником езды по грязи или волей случая стали заложником сильного ливня? Это совершенно неважно. В обоих случаях ваш велосипед потеряет презентабельный внешний вид. Он уже не будет напоминать вам того красавца, которого вы с чувством полного удовлетворения покупали в магазине.
В таком случае вырисовывается только один вариант решения проблемы. Это незамедлительная мойка. Обычно легкомысленная русская душа воспринимает мойку велосипеда как-то так: «всплесну водой с пенкой, протру как-нибудь, а высохнет, мол, уже сам». Это в корне неправильно. И если рама, седло и руль по большому счету не требуют какого-либо особого ухода, то различные механизмы вроде цепи или кассеты, где очень часто пыль или грязь оседает лучше всего, нуждаются в тщательной очистке.
При должной заботе велосипед лучше и дольше сохраняет свой внешний вид. Постоянный и, главное, правильный уход продлевает жизнь байка. Предлагаем вашему вниманию пошаговое руководство того, как правильно вымыть механизмы велосипеда от грязи. И все это можно сделать всего лишь за час. Мало того, что выглядеть ваш железный конь будет как новый, так еще и прослужит гораздо дольше.
Свободного времени : до 1 часа.
Сложность : легко.
Цена вопроса : обезжиревающее и смазочное вещества, смазка для цепи (приблизительно 600 рублей)
Для мойки велосипеда вам потребуется:
- ведро
- резиновые перчатки
- очень теплая вода, но не кипяток
- моющее средство
- губка и щетка
- старая зубная щетка
- шлицевая отвертка
- обезжиривающее средство
- полировочная ткань
- смазочное вещество
- смазочное средство для цепи
- различные тряпки
1. Промойте металлическую цепь
Чистота цепи является необходимым элементом в правильной работе трансмиссии, потому на её состояние всегда необходимо обращать особое внимание. Прежде всего, вам необходимо «вооружиться» резиновым перчатками. Далее наполнить заранее подготовленное ведро теплой водой, добавив небольшое количество моющего средства (можно того, что используется повседневно в мойке посуды). Затем взболтать и дать смешанной массе вспениться.
Тщательно протрите цепь щёткой, не забывая, конечно же, периодически макать её в ведро с теплой водой и химией. Это важно, поскольку не вычищенная грязь может привести к разрушению элементов механизма из-за повышения трения деталей в нем. Смойте все водой. После этого вы сможете увидеть, насколько преобразится цепь вашего велосипеда — она станет яркой и блестящей на вид! Итак, первый шаг на пути к чистому велосипеду сделан!
2. Нанесите на цепь обезжиривающее средство
Внешне цепь вашего велосипеда и без этого уже может выглядеть нормально, но это отнюдь не означает, что она является совершенно чистой. Впрочем, позже станет понятно, что предубеждения о ее чистоте крайне преждевременны. Потому нанесите обезжиривающее средство прямо на металлическую цепь, а затем подождите несколько минут, чтобы химическое вещество как можно лучше впиталось.
Выдержав паузу, далее можно прокрутить цепь, чтобы химическое средство прошло через все ее детали (пластины, втулки, валики и тд), тем самым не дав возможности грязевой массе где-либо остаться. И уже через несколько мгновений вы станете свидетелем того, как вся грязь сойдет на нет, а вместе с тем пропадает липкость и жирность. Окрыленные успехом, можете смело смывать все чистой водой.
3. Вытрете цепь насухо
Используя мягкую тряпку, тщательно протрите цепь. По возможности, вытирать нужно не только поверхностно, но и в трудно доступных (а также в скрытых от глаз) местах металлической цепи. Обычно как раз там и концентрируется остаточная влага. Не ленитесь, в конечном счете вы будете приятно удивлены результату своей работы.
4. Нанесите на цепь специальное смазочное средство
Важно помнить, что делать это нужно только в том случае, когда цепь чистая и полностью высушенная. В этом процессе предпочтительнее использовать капельный метод. Потребуется специализированная бутылка-капельница, похожая на ту, что представлена на фото. Это удобно. Равномерно нанесите смазку по всей длинне цепи, не забывая постепенно прокручивать последнюю. Только не перестарайтесь — избыток смазки здесь будет совсем не к месту. Лишнюю химию можно аккуратно вытереть тряпкой.
Между тем, отметим для общего развития, что независимо от того, грязная цепь или нет, ее нужно регулярно мыть и смазывать, а через определенное количество пройденных километров — менять на новую, так как во время эксплуатации она стирается, диаметр звездочек из-за износа становится меньше.
5. Вытрите защиту тросиков
Сделать это можно влажной тряпкой. Кроме того, можно также немного отодвинуть защиту и посмотреть на состояние самого троса. Тщательно протереть и в том месте, но уже сухой тряпкой или специальной салфеткой. В случае того, если будут найдены части троса, покрытые ржавчиной — замените их. В подавляющее число тросов можно вдохнуть новую жизнь, использовав умеренное количество специальной смазки.
6. Смажьте тросики
Для того, чтобы смазать тросики максимально равномерно, необходимо для начала добавить смазки на заведомо подготовленную тряпку. Затем взять ее в одну руку таким образом, чтобы было удобно местом, на котором сконцентрирована смазка, скрупулезно протащить по ширине всего тросика. Идея заключается в следующем: дать возможность смазке впитаться среди жил кабеля.
7. Почистите передний переключатель
Уже по сложившейся традиции данный переключатель страдает от недостаточного к нему внимания. Он практически всегда весь в грязи, а его подшипник высох до неприличия. К нему сложно подобраться, потому исправить что-либо быстро не представляется возможным.
Для приведения переключателя в нормальное состояние, необходимо, прежде всего, помыть его теплой водой. Затем аккуратно почистить его, применив подготовленную зубную щетку.
8. Вытрите передний переключатель
Вытрите механизм тканью, в том числе и в местах, где сложно протереть. Сворачивайте тряпку таким образом, чтобы доставать до внутренних частей лапки, поскольку она всегда очень грязная из-за регулярного трения с металлической цепью и на самом деле очень важно вычистить все, что видно. Всего несколько минут и передний переключатель вашего велосипеда заблестит по-новому!
9. Почистите задний переключатель
В том случае, если в области заднего переключателя образовалась пыль, земля или любая другая грязь, то, конечно же, нет какого-либо смысла в беспрепятственном движении цепи. Используйте, к примеру, шлицевую отвертку или не нужную спицу, чтобы убрать всю ту грязевую массу, которая забилась в местах посреди ролика и пластин механизма.
10. Помойте ролики переключателя
После того, как большая часть грязи будет вычищена, применяйте обезжиривающую химию вместе с зубной щеткой, чтобы удалить оставшуюся грязевую массу с ролика. По большому счету, можно и выкрутить ролик натяжения с лапки, но это чревато столкновению с определенными трудностями: когда будете возвращать болты подшипника на место, то без клея (для фиксирования резьбы) будет трудно обойтись. Печально осознавать, но приходилось лицезреть немалое количество поездок, которые заканчивались одинаково: откручиванием низкого ролика натяжения цепи.
11. Нанесите смазывающее вещество на ролик переключателя
Смажьте ролик переключателя. Распределять масло нужно умеренно, поскольку даже небольшое количество синтетики имеет свойство проникать во все места очень быстро и в необходимом количестве. Важно помнить, что на ролики обычно оседает много пыли или земли, и при определенном количестве масла, она может прилипать еще сильнее, что увеличит общую нагрузку на механизм. Постарайтесь убрать тряпкой не нужное масло. Ролики обязаны быть сухими.
12. Снимите трос
Расположите переключатель передач на уровне топовой задней звездочки, после чего, не позволяя заднему колесу крутиться, передвиньте переключатель на наименьшую звезду. Это позволит ослабить определенную часть троса и достать тросовую рубашку с его упора на раме. В тот момент, когда тросы будут находиться отдельно от рамы, вы сможете совершенно и без каких-либо проблем помыть и смазать все его части. После чего все нужно вернуть к прежнему состоянию.
13. Смажьте передний переключатель
Смажьте шарниры данного переключателя, воспользовавшись бутылкой-капельницей с обезжиривающем средством. Эти детали всегда находятся под сильной нагрузкой, потому очень желательно регулярно поддерживать их в соответствующем состоянии. Подвиньте рукой раму велосипеда, предварительно передвинув лапку на наименьшую звездочку, чтобы масло прошло через все подшипники.
14. Очистите кассеты от грязи
Звездочки (задние) станут последним барьером в вопросе решения глобальной проблемы по очистке механизмов велосипеда. Они обеспечивают быстрое переключение передач, однако, к сожалению, не защищены от обилия концентрации в них пыли, земли и другой грязи. Достаньте оттуда всю грязь в любом ее проявлении, воспользовавшись, к примеру, шлицевой отверткой или старой и уже не нужной спицей. Вашему удивлению не будет предела, когда вы увидите, сколько всякой грязи будет обнаружено в подобных тесных местах.
15. Помойте задние звездочки
Разбавив горячую воду с моющим средством, а также «вооружившись» щеткой, начните протирать звездочки велосипеда. Воспользовавшись дополнительно обезжиривающем средством, можно взяться за борьбу с наиболее загрязненными участками. Откровенно говоря, до обратной стороны звездочек добраться будет не так просто, но попробуйте, все-таки, вымыть их как можно лучше. В дальнейшем это позволит избежать обильной концентрации грязи в этих местах.
16. Вытрите насухо задние звездочки
Используя тряпку, протрите насухо задние звездочки. Помните: ровно насколько хорошо вы протрете звездочки, ровно настолько хорошо они будут работать и большее время прослужат. Различного рода грязь играет роль наждачной бумаги, когда соприкасается с трансмиссией, потому избавиться от нее просто необходимо.
Совет №1: помните о генеральной чистке вашего байка
Можно сделать точечную чистку только наиболее значимых деталей, но процесс комплексной мойки и тщательной чистки обязан стать неотъемлемой и систематической частью вашей занятости после той или иной поездки. Снимайте колеса и мойте все, начав с седла и дальше по порядку.
Совет №2: смажьте маслом шарниры
Шарниры тормозных рукояток, конечно же, тоже высыхают, потому добавьте туда несколько каплей масла, что позволит механизму работать лучше. То же самое нужно сделать и с манеткой. В случае того, если манетка у вас SRAM X.9/X.0, то достаточно капнуть пару капель на пружину и часть тросика, открутив предварительно крышки. В случае с Shimano — необходимо открутить винт, точно так же капнув внутрь некоторое количество капель.
Совет №3: не забывайте о полировке
Если вы неравнодушны к своему велосипеду, то продемонстрируйте это на деле. Взяв мягкую тряпку и полировочное средство, займитесь полировкой крашенных частей вашего велосипеда. После этого ваш байк будет не только блестеть, но и благодаря этому процессу уменьшится оседание пыли на раме во время вашей следующей поездки.
Совет №4: использование теплой воды и моющего средства может гарантировать результат
В магазинах предлагается большое количество разных моющих средств для велосипедов, подавляющее большинство которых целиком и полностью выполняют свою задачу. Некоторые из этих веществ продаются в баллончиках, использовав которые можно в течение 30 секунд нанести химию на все механизмы байка, а затем просто смыть грязевую массу при помощи щетки.
По большому счету — все виды химических средств пригодны для использования. Можно добиться приблизительно того же результата, используя автошампунь и теплую воду. Обыкновенное моющее средство тоже может прийтись ко двору, но здесь есть один нюанс. В его составе имеется соль, потому данное химическое вещество нужно смывать очень тщательно и ответственно. Резюмируя, стоит признать, что моющее средство в союзе с теплой водой является самым эффективным помощником в борьбе с грязью и ничего лучшего на сегодняшний день по-просту нет. Берите губки, тряпки и щетки в необходимых количествах, применяйте разного рода моющие средства и в таком случае у грязи просто не будет шансов задержаться на вашем велосипеде.
После капитальной мойки вытрите насухо свой велосипед. Для этого воспользуйтесь мягкой тканью или специальной салфеткой, хорошо впитывающей влагу. Важно вытереть на совесть, избегая халтуры, поскольку неравномерно высохшая вода может стать причиной нежелательной коррозии.
В целом же, старайтесь не пачкать грязью свой велосипед, а вместе с тем и его важные механизмы! А если ваш байк все-таки испачкался, то отнеситесь к его мойке как можно более ответственно. Даже и не сомневайтесь, он обязательно ответит вам взаимностью!
Источник