Как чистить зубы при рамадане
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Вопросы, касающиеся личной гигиены постящегося в светлое время суток
Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту? Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку? Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?
Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту?
Как известно, мусульмане имеют такое средство для очистки зубов, как сивак (мисвак), использовать который (согласно ханафитскому мазхабу) не порицается. Один из сподвижников сказал: «Я видел, что не считал возможным, — Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чистящим рот сиваком во время поста».
Что же касается чистки зубов простой щеткой, то, вероятно, по аналогии с сиваком это не порицается.
Другое дело – использование зубной пасты. В этом случае необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер (либо на раннее утро). Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний говорит в Коране: «. На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, — Аллах Прощающ, Милосерд!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».
(Совет Исламской академии фикха при Организации Исламская Конференция)
(Духовное управление мусульман Нижегородской области)
Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку?
Все богословы однозначно придерживаются отрицательной позиции, поскольку при ее жевании выделяются вкусовые элементы, которые жвачка, несомненно, содержит. К тому же употребление жевательной резинки (особенно длительное) наносит организму немалый вред, т.к. при ее жевании выделяется желудочный сок, призванный способствовать процессу пищеварения. Не находя же в желудке еды он начинает разъедать сам желудок. Таким образом, после жвачки следует принимать какую-либо пищу, и, следовательно, во время поста ее употребление особенно опасно.
(Духовное управление мусульман Нижегородской области)
Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?
Это разрешается. В этом нет ничего плохого. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), постясь поливал голову водой, спасаясь от жажды. Постясь же один из сподвижников смачивал свою одежду водой, чтобы ослабить воздействие жары или жажды. Влага не влияет на пост – ведь она не вода, попадающая в желудок.
(шейх Ибн Усаймин)
Добавим, что, применив суждение по аналогии (кыяс), следует, что можно принимать не только прохладную ванну, в целях противодействия жаре, но и теплую, чтобы ослабить воздействие холода (в особенности, в холодные дни). Однако, при этом следует отметить, что ходить в баню или сауну, где человек будет сильно потеть, во время поста порицается. Если же баня служит для того, чтобы просто помыться, то это, как уже было отмечено выше, разрешается. То есть, под запрет попадают не места для мытья, а процесс потения, который при соблюдении поста оказывает на организм негативное влияние. Также следует отметить, что не рекомендуется во время поста ходить в бассейн с целью купания там, поскольку во время купания сложно предохраниться от попадания воды внутрь. Если же этого удастся избежать, то это не запрещается.
(Духовное управление мусульман Нижегородской области)
Если женщина очистилась после месячных непосредственно после восхода зари, должна ли она воздерживаться и поститься в этот день? Засчитывается ли этот день или за него она должна совершить внеурочный пост?
Если крововыделение прекратилось во время восхода зари или несколько раньше, то ее пост считается правильным и вознаграждается также, как выполнение обязанности, даже если она и совершила полное омовение (гусль) лишь после того, как наступило утро. Если же крововыделение прекратилось лишь тогда, когда наступило утро, то она должна в этот день воздерживаться от запрещаемого. Она не вознаграждается за него, более того – совершает внеурочный пост после Рамадана, а Аллах знает лучше.
Источник
Можно ли лечить зубы во время уразы?
Человек должен постоянно следить за своим здоровьем, чтобы полноценно совершать все поклонения. На общее здоровье человека часто влияет здоровье его зубов. Поэтому многие вынуждены лечить свои зубы и в месяц Рамадан, несмотря на то, что соблюдают пост.
Верующему предпочтительнее остерегаться всего того, в чём заключается риск нарушения его поста. Поэтому, если у постящегося не сильно болят зубы, ему предпочтительнее отложить их лечение к вечеру, до разговения, если это не повредит его здоровью.
Если постящийся не может отложить лечение зубов до вечера, ему разрешается сделать это и днём, и в этом нет ничего предосудительного. Он может лечить и удалять зубы, вставлять пломбу, проводить чистку и прочие процедуры, если будет выплёвывать воду вместе с медицинским раствором и веществами, используемыми при лечении, которые собираются во рту, не проглатывая ничего из этого.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ
(смысл): «Не желает Аллах создавать для вас трудности». («Сафватат-тафасир», сура аль-Маида, 6)
Пост также не портит укол обезболивающего раствора, потому что этот раствор не является ни едой, ни питьём или чем-нибудь подобным. Более того, раствор не попадает в желудок.
Учёные-богословы утверждают, что любой укол, внутримышечный или внутривенный, не нарушает поста. Потому что пост нарушается только при проникновении чего-либо внутрь исключительно через естественные отверстия в теле человека. Естественными отверстиями являются: рот, нос, уши, половые органы и задний проход.
Однако если укол был сделан внутривенно, и введённая жидкость заменяет питание или дополняет его (например, питательные уколы, капельницы с глюкозой), пост нарушается.
Стоит отметить, что современные учёные разошлись во мнениях относительно нарушения поста путём введения в вену посредством укола или капельницы чего-либо, заменяющего питание, но большинство учёных считают, что это не нарушает поста.
Поэтому исходя из того, что некоторые учёные утверждают, что это нарушает пост, будет лучше, если люди, у которых нет причины, оправдывающей несоблюдение поста, откажутся от таких уколов, а если всё же им сделали такой укол, то возместят пост этого дня.
В любом случае, если у постящегося есть возможность без вреда для здоровья перенести инъекции (внутримышечные и внутривенные), особенно внутривенные уколы и капельницу, на вечер или ночь, то ему предпочтительнее отложить их, чтобы сделать после разговения.
Посту также не вредит небольшое кровотечение во рту, возникшее вследствие лечебных процедур, если постящийся не проглотит кровь. Если же вследствие обильного кровотечения постящийся почувствует слабость, недомогание или затруднение, требующее прекращения поста, он может прервать его. Но он должен возместить этот пост в другой день, ибо в отношении него действительно такое же решение, какое действительно относительно больного человека. Следовательно, ему за прерывание этого поста не будет записан грех, ибо Всевышний Аллах не возлагает на человека ничего сверх его возможностей.
Чтобы пост не нарушился, надо прополоскать рот водой и выплюнуть её всю без остатка, чтобы ни одна капля воды не перешла границу глотки. Постящемуся непозволительно проявлять усердие в полоскании рта, запрокидывая голову и спуская воду к горлу (булькая ею).
От Лякита бин Сабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды он попросил Посланника Аллаха ﷺ рассказать ему о том, как следует совершать омовение, и он сказал:
أَسْبِغِ الوُضُوءَ، وَخَلِّلْ بَيْنَ الأَصَابِعِ، وَبَالِغْ فِي الِاسْتِنْشَاقِ، إِلَّا أَنْ تَكُونَ صَائِمًا
«Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься». (Тирмизи, 788; Абу Дауд, 142)
В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Бишр Ад-Дуляби и которую посчитал достоверной Ибн Каттан, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إذَا تَوَضَّأْتَ فَأَبْلِغْ فِي الْمَضْمَضَةِ، وَالِاسْتِنْشَاقِ مَا لَمْ تَكُنْ صَائِمًا
«Когда ты совершаешь омовение, тщательно промывай рот и нос, если ты не соблюдаешь пост». (Ас-Суюти, «Аль-Джами‘ Аль-Кабир», 1589/664)
Посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе подчёркивает, что если человек соблюдает пост, то во время омовения он должен стараться не втягивать воду в нос слишком глубоко и не проявлять усердие, полоща рот, чтобы она не проникла внутрь.
Если у постящегося, который совершает омовение, при полоскании рта или носа вода достигла горла и попала внутрь, то если он втягивал воду глубоко в нос или усердствовал в полоскании рта, запрокидывая голову и спуская воду к горлу, его пост нарушается. Если же он не втягивал воду глубоко в нос, не усердствовал в полоскании рта и не спускал воду к горлу, запрокидывая голову, то его пост не нарушается.
Необязательно, чтобы такие действия совершались только при омовении, для нарушения поста достаточно и других действий (например, лечения зубов), если это было подобно усердию в полоскании. Такое же решение действительно относительно глотания чего-то при лечении зубов. Вынужденное лечение зубов во время поста подобно омовению.
Следовательно, если постящийся полагает, что при лечении зубов есть вероятность, что ему в горло попадёт известковый спрей, кусочек цемента и частицы других веществ, используемых при лечении зубов, и он не сможет извлечь и выплюнуть это, то он не имеет права прибегать к такой процедуре, кроме случаев, когда он страдает болезнью, которая позволяет ему прерывать пост.
Если такой постящийся всё-таки прибегнул к этой процедуре и проглотил что-либо из этого, его пост нарушается, даже если у него были боли, позволяющие прерывать пост. Следовательно, он должен возместить этот пост в другой день.
Если же постящийся полагает, что нет вероятности глотания им частиц цемента для пломбирования зубов и других веществ, используемых при лечении зубов, ему можно прибегнуть к этой процедуре с условием, что он будет стараться сделать так, чтобы ничего не попало ему в горло.
Если постящийся принял все меры предосторожности и проявил в этом усердие, но при этом что-то достигло его горла без его воли и намерения, и он не смог его извлечь это и выплюнуть, то его пост не нарушается, подобно тому, как он не нарушается при случайном глотании воды во время полоскания рта при омовении.
Из всего вышеприведённого мы понимаем, что можно лечить зубы во время поста и что лечение, пломбирование или удаление зубов в принципе не нарушает пост. Однако если во время лечения зубов в желудок постящегося попала вода, кровь или какое-либо вещество, используемое при лечении, то пост будет нарушен.
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Нарушается ли пост при чистке зубов мисваком или зубной щёткой?
Желательно чистить зубы (ротовую полость) мисваком (зубочисткой) в любое время, в том числе и во время поста. Но есть случаи, когда чистка зубов мисваком крайне желательна (сунна муаккад). К таким случаям относится чистка зубов перед намазом, малым и полным омовением и другими поклонениями.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي أَوْ عَلَى النَّاسِ لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ مَعَ كُلِّ صَلَاةٍ
«Если бы не считал я, что для моей общины (или для людей) это будет тяжело, то обязательно велел бы им чистить зубы мисваком (зубочисткой) перед каждым намазом». (Бухари, 887; Муслим, 252)
В другой версии этого хадиса, которую передаёт имам Аль-Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ وُضُوءٍ
«Если бы не считал я, что для моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им чистить зубы мисваком (зубочисткой) перед каждым малым омовением».
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) также передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
السِّوَاكُ مَطْهَرَةٌ لِلْفَمِ مَرْضَاةٌ لِلرَّبِّ
«Использование мисвака для чистки зубов очищает рот и вызывает довольство Господа». (Ан-Насаи, 5; Ибн Хузайма, 135; Ибн Хиббан, 1067)
Эти хадисы указывают на желательность постоянной чистки зубов (ротовой полости) мисваком. Ведь в этих хадисах Посланник Аллаха ﷺ не делает исключения для тех, кто соблюдает пост. Более того, обобщение в этих хадисах охватывает и постящихся, и тех, кто не соблюдает пост.
Это мнение также подтверждает хадис, который передаёт ‘Амир ибн Раби’а (да будет доволен им Аллах) от своего отца:
رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا لَا أُحْصِي يَتَسَوَّكُ وَهُوَ صَائِمٌ
«Я несчётное количество раз видел, как Пророк ﷺ чистит зубы мисиваком, когда он постился». (Тирмизи, 725; Абу Дауд, 2364; Ибн Хузайма, 2007)
Однако учёные шафиитского мазхаба посчитали, что постящемуся нежелательно (караха) чистить зубы мисваком во второй половине дня. Доводом в пользу этого мнения они приводят хадис, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الصِّيَامُ جُنَّةٌ؛ فَلا يَرْفُثْ وَلا يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّي صَائِمٌ مَرَّتَيْنِ؛ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ الله تَعَالَى مِنْ رِيحِ المِسْكِ، يَتْرُكُ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِي، الصِّيَامُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، وَالحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا
«Пост является щитом, и пусть (постящийся) избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет: “Поистине, я пощусь!” Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса, [и Аллах говорит]: “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”». (Бухари, 1894; Муслим, 1151)
Посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе восхвалил запах изо рта постящегося, поэтому верующему не следует, используя зубную щётку, устранять такой благодатный запах, который приятнее для Всевышнего, чем благоухание мускуса.
Известный учёный шафиитского мазхаба Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Нет нежелательности (караха) в том, чтобы чистить зубы мисваком в любых обстоятельствах, за исключением послеполуденного времени (до захода солнца) для тех, кто соблюдает пост, даже если это желательный пост.
Такое решение принято, исходя из хадиса, который передаётся в обоих сборниках достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима: «Поистине, халуф изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса«.
Халуф – это изменение запаха изо рта, здесь подразумевается халуф (запах), который исходит изо рта постящегося после полудня, ведь в другом хадисе сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Моей умме в месяце Рамадан дарованы пять благ, которые не были дарованы предыдущим общинам…» и добавил: «Что касается второго блага, то это запах изо рта постящегося, который ко времени масаъ (к вечеру) приятнее Аллаху, чем запах мускуса«.
Масаъ – это время после полудня. Тот факт, что этот запах приятнее мускуса, требует его сохранения, следовательно, устранение этого запаха нежелательно (караха). Нежелательность же прекращается после захода солнца, потому что после захода человек не считается соблюдающим пост.
Из всего вышеприведённого вытекает, что для человека, который по какой-то причине должен воздержаться от всего, что нарушает пост (но на самом деле не соблюдает пост), например, забыл сделать намерение на пост, нет нежелательности чистить зубы мисваком после полудня. Потому что такой человек на самом деле не является постящимся. Смысл нежелательности чистить зубы мисваком именно после полудня заключается в том, что изменение запаха изо рта происходит именно в это время».
Всё вышеприведённое касается случаев, когда при чистке зубов мисваком постящийся не проглотил кусочек мисвака или влагу от смоченного в воде мисвака – в таком случае пост нарушается, поэтому постящемуся лучше не использовать мисвак, если есть опасение нарушения поста.
Такое же решение действительно и относительно чистки зубов щёткой. Если зубы чистятся только щёткой, без использования зубной пасты, то пост не нарушается. Если зубы чистятся щёткой и с пастой, то пост также не нарушается, если постящийся не проглотил пасту, однако чистить зубы пастой нежелательно, так как существует вероятность нарушения поста, ибо при чистке зубов велика вероятность проглатывания пасты или воды.
Если каким-то образом паста, вода или кровь были проглочены, то пост нарушается. Поэтому во время поста для гигиены полости рта лучше и безопаснее всего использовать мисвак.
Из всего вышеприведённого следует, что использование мисвака во время поста разрешено и не нарушает пост, если постящийся ничего не проглотил, но рекомендуется использовать его только утром и днём до наступления времени полуденного намаза. А после полудня постящемуся нежелательно чистить зубы мисваком.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Источник