Как отмыть миллион kinogo by

«Как отмыть миллион» — трагикомедия об уходе от налогов по схеме Аристотеля

Продолжается в российском прокате под названием «Как отмыть миллион» новый фильм канадского классика Дени Аркана. Редактор сайта «Искусство кино» разбирается, чем примечательно это разговорное кино о быстро меняющейся общественной морали.

Канадский режиссер, представитель квебекской школы Дени Аркан — многократный лауреат Каннского фестиваля (правда, без «Золотой пальмовой ветви»), неудержимый исследователь поколенческих сломов. Его картины на эту тему можно объединить в квадрологию: «Закат американской империи» — «Нашествие варваров» (за него у Аркана есть «Оскар») — «Век помрачения» — «Падение американской империи» (то есть варвары и помрачение американскую империю таки добили). Стиль Аркана — в сочетании вудиалленовского остроумия и предельной концентрации актуальностей при кажущейся легкости, разогнанности полнословного действия. Его герои походя цепляют десятки злободневных тем, обшучивают их и оставляют на том же месте, где взяли: Аркан не претендует на статус пророка в любом отечестве, нарочно оперирует персонажами, оторванными от реальности. В, видимо, лучшем фильме Аркана «Закат американской империи» это была академическая элита, которая, выйдя из-за кафедры, где сурово рассказывала о смерти капитализма (или социализма, или коммунизма, неважно), радостно предавалась самому свободному сексу. Спустя больше чем 30 лет Аркан в картине «Падение американской империи» (российские прокатчики прозорливо переименовали ее в «Как отмыть миллион», обоснованно подозревая, что фильм с похожим названием 1986 года никто не помнит) фиксирует изменение отношения к плотским удовольствиям: они стоят денег, и в этом нет ничего страшного, так только честнее.

Читайте также:  Как вывести яйца индюшки

Новый аркановский протагонист — не героического толка, а рефлексивного: он классический невротик, вот-вот, кажется, заплачет ни с чего. Защитивший PhD по философии Пьер-Поль (Александр Ландри), работающий на момент начала сюжета курьером, руководствуется по большей части «Никомаховой этикой» Аристотеля, ее положениями о добродетелях, в том числе о добродетели щедрости, которая становится доступна только богатым, а также о так называемом «великолепии», то есть о красивых жестах, что могут позволить себе богачи, в данном случае внезапно разбогатевший к финалу герой обеспечивает бездомного праведника жильем на всю жизнь. В этическую систему Пьер-Поля, адаптированную из античности, также входит сущность фронезиса (способность принимать дианоэтические решения, следуя из соображений конкретных и практических, приложимых к реальности). И действительно, весь фильм Пьер-Поль, неудачник, случайно нашедший на улице две бандитские сумки с деньгами, претворяет в жизнь благодаря своим подельникам сугубо прагматичную схему исхода в налоговый рай. Впрочем, помогающий ему финансовый махинатор Ташеро (забавная пародия на Доминика Стросс-Кана местного разлива), грустно усмехнувшись, заявит, что на Земле рая все же нет.

Относительность устаревших уже представлений Пьер-Поля о справедливости подчеркивается тем, как внезапно он находит любовь всей жизни. Решившись потратить украденные деньги на себя, он ищет проститутку в интернете и выбирает одну из них по ее псевдониму. Зовут ее Аспасия (Мари Пьер-Морен), как возлюбленную древнегреческого Перикла, и она вдруг увидит в задохлике-моралисте человека другой формации, куда более честного и справедливого, чем все клиенты, что ей встречались.

Забавно, как Аркан играет с жанровым каноном фильма-ограбления: собственно, само ограбление занимает пару минут, в то же время настоящая кража длится весь оставшийся фильм. Пьер-Поль — анархо-капиталист, убежденный, что государство суть оседлый бандит, который кормится с отвоеванной территории, прикрываясь конституционной налоговой повинностью населения. Соответственно, нужно спасти случайно нажитый капитал прежде всего от налогового бремени, с которого собираются покормиться нечестные полицейские, которые ходят за ним по пятам. Этим герои и заняты: Пьер-Поль, Аспасия/Камилла, случайно встреченный ими экономический преступник Сильвен (Реми Жирар) и уже упомянутый Ташеро, профессиональный легализатор чужих доходов через анонимные фирмы в свободных экономических зонах.

Читайте также:  Чем чистить террасную доску

Проводя Пьер-Поля и его друзей по анекдотичным стадиям перевода грязного нала в нейтральный безнал, Аркан подчеркивает, что его несовременный, архаичный герой, конечно, благонамерен, он не ищет добра для всех, не имеет претензий на фундаментальное мировое изменение и, кажется, не слишком зависит от того богатства, что на него свалилось, ведь он начинает тратить его на благотворительность, на бездомных, с которыми дружил и которых поддерживал еще в бытность свою курьером. Но Пьер-Полевы перспективы все же туманны: локализаторы прозорливо отмечают, что фильм-то сводится не к крушению пресловутой американской империи, а только к построению ее филиала по отработанной франшизной схеме. Герою удается вывести деньги туда, где до него не доберется «оседлый бандит», а дальше он, кажется, так и останется обладателем состояния неясного происхождения, одним из тех, кто входит в те 10%, что владеют 90% мирового капитала. В предпоследней сцене открытого финала Аспасия красноречиво-разочарованно смотрит на своего Перикла, а в последней Аркан демонстрирует портреты бездомных, с которыми он, видимо, познакомился, пока готовился к съемкам и ходил по столовым для бомжей. Пьер-Поль может оставить все деньги себе и спустить их на новых Аспасий, а может потратить так, как завещал Аристотель. Аркан в одном из своих последних фильмов (режиссеру уже 78 лет, он уже порывался уйти из кино) оставляет судьбу нового поколения в его же руках.

Источник

«Как отмыть миллион»: Рецензия Киноафиши

Парадоксальная криминальная история с нетипичными героями, обернувшаяся критикой капиталистического общества.

Иногда переименование иностранного фильма в российском прокате выглядит почти самострелом. Конечно, прокатчики считают, что титул «Как отмыть миллион» привлечет аудиторию авантюрных комедий, но вряд ли это обеспечит рекорды сборов. Зато как смотрелось бы на постере настоящие название фильма: «Падение американской империи»!

Скорее всего, зрители фильма канадского классика Дени Аркана будут удивлены в любом случае. Это и криминальная комедия, и социальный памфлет одновременно. Регистры меняются неожиданно, мы даже не сразу понимаем, как относиться к главным героям, хотя их образы, в общем, архетипичны: наивный мечтатель и проститутка с золотым сердцем.

Мечтателя зовут Пьер-Поль. Он учился в университете на философа, но работает курьером. Может потому, что неудачник, а может, как он сам считает, чтобы устраниться от мира с его порочной классовой иерархией. В свободное время Пьер-Поль кормит бездомных и ведет с ними интеллигентские беседы. Подобно кьеркегоровскому рыцарю веры, незамеченному миром святому, Пьер-Поль живет с ощущением великой миссии, возложенной на него. Только денег все же хочется побольше.

И вот, выполняя очередной заказ, герой натыкается на ограбление. Между грабителями и охраной начинается перестрелка, почти все участники гибнут, а к ногам Пьер-Поля падает мешок с деньгами. Здесь не устоять и философу.

Как отмыть миллион

Завязка — в стиле фильмов нуар, но как дело развивается дальше? Конечно, здесь будет некоторое количество выстрелов в голову, погонь, любовных сцен, но скорее на периферии сюжета. Большую часть времени герои просто разговаривают, и в этом весь интерес. Основная коллизия в том, как жить с такими деньгами и не считать себя преступником. «Американская мечта» невинного обогащения уже не работает.

Доставшиеся философу деньги были «общаком» местной мафии, которая, вместе с полицией, начинает их искать. Но Пьер-Поль непостижимо выходит сухим из воды. Благодаря своему непрошибаемой наивности, ему удается очаровать элитную проститутку беседами о Сократе, убедить завязавшего мафиози помочь с отмывкой денег и спасти раненого бандита от его подельников. Параллельно нам чуть приоткрывается теневой Монреаль, где криминальные боссы носят вуду-обереги, на кладбищах захоронены клады, а провидение спасает бездомных. Здесь живут сердцем, а не разумом — как обозначено в первом диалоге фильме.

Чистые сердцем выживают непостижимо, проскочив между жерновами государства и криминала. Фильм намекает, что если несколько людей еще могут отмыть свои капиталы, системе и миру уже не отмыться. Пока сотни тысяч людей сидят без работы, а Монреаль наполняется бездомными, канадские банки лопаются от денег африканских диктаторов и лидеров мировой преступности, государства наживаются на теневом бизнесе при посредничестве разных околомасонских международных организаций. Самый неприятный человек в фильме — финансист, представитель местной элиты, который помогает богатым людям уходить от налогообложения. Но его помощь нужна героям, чтобы попытаться обмануть несправедливую систему.

За 24 года до «Падения американской империи» Аркан снял «Закат американской империи». Характерно, что все это — предсказания гибели Америки из франко-канадского Квебека, не слишком на Америку похожего. В 1986, незадолго падения берлинской стены, квебекские интеллектуалы в фильме беседовали о том, что всякие идеологии исчерпали себя, остались личные человеческие пристрастия. /

Сегодня, по мнению режиссера, Pax Americana доживает последние дни, но все большее значение имеют горизонтальные связи между людьми. Философы, бомжи, гангстеры, проститутки, полицейские хотят делать маленькие добрые дела в этом разваливающемся мире. Их объединяет то, что они, в отличие от американцев (как говорит наш философ) не верят в деньги, даже когда ими пользуются.

Фильм Аркана упоминает о некоторых проблемах «первого мира», причем затрагивает достаточно много вопросов. Это и кооперация полиции с мафией, и теневое управление, и подлинная сущность всяческих безликих благотворительных обществ. Но, как говорят цитирующие Витгенштейна герои фильма: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». «Как отмыть миллион», несмотря на свою необычность, прежде всего очень легкий фильм, интересный и смешной. При всей актуальности и философизме, снятый от сердца, а не от головы.

Источник

Как отмыть миллион

В центре фильма Как отмыть миллион — мужчина юных лет, наполненный легкомысленностью и огромным зарядом энергии. Он решается на ограбление магазина. Держа огромные сумки с деньгами в руках, он понимает, что совершенно не знает, что делать со столь кругленькой суммой. Молодой человек перед совершением преступления даже не задумывался, зачем ему столько денежных средств. Герою надо очень постараться, чтобы правильно распорядиться украденными деньгами и принять нового себя. Но он даже не представляет, какие ситуации подготовила ему жизнь.

Триллер канадского происхождения снят режиссером Дени Арканом. Сценарий кинокартины был написан им самим. Мужчина является одним из лауреатов академии киноискусства Америки и известного кинематографического Каннского фестиваля. Среди его работ — драматический детектив Нашествие варваров, комедийный драматический проект Закат американской империи, история юного архитектора Царство красоты и др. Кинолента Как отмыть миллион — непрямой сиквел к ранним фильмам режиссера — Закату американской империи и Нашествию варваров. Последняя картина получила множественные награды — Оскар как самый лучший фильм на иностранном языке и трижды премию Сезар.

Интересным есть тот факт, что в центре сюжета оказался реальный случай, который произошел на одной улице в Монреале — в 2010 году был ограблен один бутик модной одежды. Комедийная картина была представлена на международном кинофестивале в Торонто, который стартовал в 1976 году. Он рассчитан на 10 дней удивительных кинолент и начинается, как правило, в четверг, после Дня работника в Канаде.

Источник

«Как отмыть миллион» — трагикомедия об уходе от налогов по схеме Аристотеля

Продолжается в российском прокате под названием «Как отмыть миллион» новый фильм канадского классика Дени Аркана. Редактор сайта «Искусство кино» разбирается, чем примечательно это разговорное кино о быстро меняющейся общественной морали.

Канадский режиссер, представитель квебекской школы Дени Аркан — многократный лауреат Каннского фестиваля (правда, без «Золотой пальмовой ветви»), неудержимый исследователь поколенческих сломов. Его картины на эту тему можно объединить в квадрологию: «Закат американской империи» — «Нашествие варваров» (за него у Аркана есть «Оскар») — «Век помрачения» — «Падение американской империи» (то есть варвары и помрачение американскую империю таки добили). Стиль Аркана — в сочетании вудиалленовского остроумия и предельной концентрации актуальностей при кажущейся легкости, разогнанности полнословного действия. Его герои походя цепляют десятки злободневных тем, обшучивают их и оставляют на том же месте, где взяли: Аркан не претендует на статус пророка в любом отечестве, нарочно оперирует персонажами, оторванными от реальности. В, видимо, лучшем фильме Аркана «Закат американской империи» это была академическая элита, которая, выйдя из-за кафедры, где сурово рассказывала о смерти капитализма (или социализма, или коммунизма, неважно), радостно предавалась самому свободному сексу. Спустя больше чем 30 лет Аркан в картине «Падение американской империи» (российские прокатчики прозорливо переименовали ее в «Как отмыть миллион», обоснованно подозревая, что фильм с похожим названием 1986 года никто не помнит) фиксирует изменение отношения к плотским удовольствиям: они стоят денег, и в этом нет ничего страшного, так только честнее.

Новый аркановский протагонист — не героического толка, а рефлексивного: он классический невротик, вот-вот, кажется, заплачет ни с чего. Защитивший PhD по философии Пьер-Поль (Александр Ландри), работающий на момент начала сюжета курьером, руководствуется по большей части «Никомаховой этикой» Аристотеля, ее положениями о добродетелях, в том числе о добродетели щедрости, которая становится доступна только богатым, а также о так называемом «великолепии», то есть о красивых жестах, что могут позволить себе богачи, в данном случае внезапно разбогатевший к финалу герой обеспечивает бездомного праведника жильем на всю жизнь. В этическую систему Пьер-Поля, адаптированную из античности, также входит сущность фронезиса (способность принимать дианоэтические решения, следуя из соображений конкретных и практических, приложимых к реальности). И действительно, весь фильм Пьер-Поль, неудачник, случайно нашедший на улице две бандитские сумки с деньгами, претворяет в жизнь благодаря своим подельникам сугубо прагматичную схему исхода в налоговый рай. Впрочем, помогающий ему финансовый махинатор Ташеро (забавная пародия на Доминика Стросс-Кана местного разлива), грустно усмехнувшись, заявит, что на Земле рая все же нет.

Относительность устаревших уже представлений Пьер-Поля о справедливости подчеркивается тем, как внезапно он находит любовь всей жизни. Решившись потратить украденные деньги на себя, он ищет проститутку в интернете и выбирает одну из них по ее псевдониму. Зовут ее Аспасия (Мари Пьер-Морен), как возлюбленную древнегреческого Перикла, и она вдруг увидит в задохлике-моралисте человека другой формации, куда более честного и справедливого, чем все клиенты, что ей встречались.

Забавно, как Аркан играет с жанровым каноном фильма-ограбления: собственно, само ограбление занимает пару минут, в то же время настоящая кража длится весь оставшийся фильм. Пьер-Поль — анархо-капиталист, убежденный, что государство суть оседлый бандит, который кормится с отвоеванной территории, прикрываясь конституционной налоговой повинностью населения. Соответственно, нужно спасти случайно нажитый капитал прежде всего от налогового бремени, с которого собираются покормиться нечестные полицейские, которые ходят за ним по пятам. Этим герои и заняты: Пьер-Поль, Аспасия/Камилла, случайно встреченный ими экономический преступник Сильвен (Реми Жирар) и уже упомянутый Ташеро, профессиональный легализатор чужих доходов через анонимные фирмы в свободных экономических зонах.

Проводя Пьер-Поля и его друзей по анекдотичным стадиям перевода грязного нала в нейтральный безнал, Аркан подчеркивает, что его несовременный, архаичный герой, конечно, благонамерен, он не ищет добра для всех, не имеет претензий на фундаментальное мировое изменение и, кажется, не слишком зависит от того богатства, что на него свалилось, ведь он начинает тратить его на благотворительность, на бездомных, с которыми дружил и которых поддерживал еще в бытность свою курьером. Но Пьер-Полевы перспективы все же туманны: локализаторы прозорливо отмечают, что фильм-то сводится не к крушению пресловутой американской империи, а только к построению ее филиала по отработанной франшизной схеме. Герою удается вывести деньги туда, где до него не доберется «оседлый бандит», а дальше он, кажется, так и останется обладателем состояния неясного происхождения, одним из тех, кто входит в те 10%, что владеют 90% мирового капитала. В предпоследней сцене открытого финала Аспасия красноречиво-разочарованно смотрит на своего Перикла, а в последней Аркан демонстрирует портреты бездомных, с которыми он, видимо, познакомился, пока готовился к съемкам и ходил по столовым для бомжей. Пьер-Поль может оставить все деньги себе и спустить их на новых Аспасий, а может потратить так, как завещал Аристотель. Аркан в одном из своих последних фильмов (режиссеру уже 78 лет, он уже порывался уйти из кино) оставляет судьбу нового поколения в его же руках.

Источник

Оцените статью