- Как считают оценки за четверть в школе
- Что влияет
- Рекомендации Министерства образования
- Что такое средевзвешенный балл
- Особенности вычисления
- Правила выставления итоговых оценок в школе
- Беспощадная машина четвертных оценок
- Что думают о машинном округлении учителя и родители
- Как формируется школьная оценка: человек против машины
- Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам
- ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ, КАК ВЫВОДЯТ ЧЕТВЕРТНЫЕ?
Как считают оценки за четверть в школе
Четвертная отметка — это промежуточная оценка успеваемости ученика по итогам четверти. Она зависит от всех отметок, выставленных за это время, и от балла за итоговую контрольную работу.
В большинстве средних общеобразовательных учреждений в России принято деление учебного года на четыре части. Конечно, бывают учебные заведения, где год делят на триместры или семестры, в основном в старших классах. Обычно учебный год длится 9 календарных месяцев и делится на два полугодия, в каждом из которых еще по две части — четверти.
Правила выставления оценок в школе за четверть регулирует внутренний нормативный акт школы, который должен соответствовать Закону РФ «Об образовании». В первых классах оценки по баллам в школе не выставляются. Значит, и вопроса, как считается оценка за четверть в школе, в первый год учебы не возникает.
Что влияет
Начиная со 2 класса выставляют четвертные баллы в школе, как считать их, родители знают не всегда. Поэтому иногда появляются вопросы.
- Перед тем как вычислить средний балл оценок в школе, нужно сложить все текущие выставленные баллы и разделить на их количество: найти среднее арифметическое. Иногда уже на этом этапе все ясно: при 10 пятерках и 2 четверках в итоге выйдет 5. Есть также метод подсчета по средневзвешенному баллу. Об этом далее.
- Еще один критерий выставления оценок в школе за четверть — итоговая контрольная работа. Она более весомая, чем текущие. В спорных случаях ориентируются на нее.
Рекомендации Министерства образования
Письмо Минобразования РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 гласит, что средний балл в школе за четверть 2020 года или любого другого года — это один из инструментов итогового контроля.
В том же Письме содержатся и рекомендации для учителей:
- Как считают оценки за четверть в школе в спорном случае? Здесь стоит действовать в пользу ученика, то есть поставить более высокий балл.
- Если текущие показатели в журнале стабильны, и у школьника должна была выйти, скажем, четверка, то плохой итог контрольной за четверть не должен на это повлиять. То есть у уверенного хорошиста, написавшего четвертную контрольную на тройку, все равно должна получиться четверка.
- Система выставления оценок в школе за четверть такова, что если текущие баллы нестабильны и картина знаний школьника неочевидна, следует ориентироваться на итоги этой контрольной. То есть если учащийся имеет в журнале и тройки, и четверки, и пятерки, средний балл находится как раз между двумя отметками, то ему поставят более высокую четвертную при хорошо написанной четвертной работе.
Что такое средевзвешенный балл
Средневзвешенные отметки — это то, с чем придется столкнуться многим родителям, чьи дети пользуются электронным дневником. Каждой отметке в этом случае присваивается определенный коэффициент, который зависит от сложности работы. Например, этот коэффициент будет разным у итогов домашней работы, классной работы, контрольной, проверочной или словарного диктанта, практики. Эти коэффициенты отражают важность таких работ: что-то более весомо, что-то имеет меньшее влияние на результаты в четверти.
Иногда даже при использовании цифрового дневника функция подсчета средневзвешенных результатов отключена. Это значит, что в школе считают отметки по старинке, вычисляя среднее значение. Минобразования РФ не рекомендует такой способ, считая его устаревшим.
Возникает закономерный вопрос: как определяется, за что поставят более важную отметку? Ответ прост: в каждом классе вес оценок выставляет учитель. Статья 55 Закона РФ «Об образовании» гласит, что педагоги пользуются правом самостоятельно выбирать методы оценивания знаний своих учеников.
Особенности вычисления
- больший вес — у отметок за проверочные и контрольные работы, меньший — у тех, что поставлены за классные и домашние работы;
- если в четверти школьнику поставлена хотя бы одна двойка по предмету, то при аттестации ему не может быть поставлен высший балл;
- полученные при высчитывании отметки дробные числа округляются по правилу: если первая цифра после запятой — 5 или больше, округление идет в большую сторону, и наоборот.
Учитель, перед тем как высчитать оценку за четверть в школе, может учесть особенности характера ученика. Например, придать больший вес итогам устных ответов, если письменные задания ему даются с трудом, даже когда тему он знает хорошо. Можно оценить контрольную повыше, если ошибки незначительны и их причина — в торопливости или усталости, а решено все верно. Родителям нужно понимать, что это остается на выбор учителя, он может считать все результаты единообразно, не делая никому поблажек.
Источник
Правила выставления итоговых оценок в школе
Несмотря на многочисленные рекомендации и указания по правилам выставления итоговых оценок, в стране так и не существует единой системы. В каждой школе (а зачастую ещё и у каждого учителя) свои правила подсчёта баллов и выставления оценки в четверти. Эти правила должны быть закреплены в школьном Положении о выставлении оценок. Однако, даже при наличии такого документа учителя достаточно вольно применяют те или иные методики подсчёта.
Итак, основные способы, по которым подсчитывают оценку за четверть:
- Среднее арифметическое . Самый простой метод. Достаточно удобен для самих учащихся: можно не очень хорошо написать итоговую контрольную, но плохую отметку перекроет хорошая работа на уроках на протяжении четверти. Т.е. при наличии оценок 5,5,5,5,4,4 – однозначно будет 5 в четверти. Этот способ сейчас много критикуют, т.к. он не совсем объективный. Несомненно, так и есть. Однако, именно при таком способе подсчёта, отметка в четверти выставляется в пользу ученика.
- Среднее арифметические больше определённого значения . Такой способ сегодня встречается всё чаще и чаще. Например, чтобы получить 5 в четверти, необходимо, чтобы средний балл был выше 4,7. Например, при отметках 5,5,5,5,4,4 – средний балл 4,67. Поэтому при такой системе подсчёта ученик получит в четверти только 4 балла.
- Учёт «веса» каждой оценки . Т.е. при подсчёте каждой отметки присваивается коэффициент (за ответ у доски он ниже, за контрольную – выше). Такой способ считается самым объективным. Однако он невыгодный для ученика. Ведь не учтут тот факт, что во время контрольной ребёнок себя плохо чувствовал (или сильно волновался), поэтому написал хуже, чем его обычная работа на уроках. Например:
- работа на уроке – коэффициент 0,2
- проверочная работа – коэффициент 0,3
- итоговая контрольная – коэффициент 0,5
Что получит в четверти ученик, если 5,5,5 он получил за работу на уроке, 4,5 – за проверочную работу, и 4 – за итоговую контрольную? 0,2 (5+5+5)/3+ 0,3*(4+5)/2+0,5*4/1= 4,35. Т.е. выходит 4 в четверти.
Таким образом, подсчёт по среднему арифметическому может, по мнению экспертов, и не отражает реальные знания ученика, зато ребёнку приятно. Ведь об объективности текущих оценок тоже сложно судить.
Известны ли Вам ещё какие-то способы подсчёта оценок? Делитесь в комментариях.
Источник
Беспощадная машина четвертных оценок
Многие сетуют на то, что электронный журнал просто портит нам жизнь. Слишком много технологий. Наш блогер, педагог Анастасия Дурягина решила посмотреть на проблему более практично — с точки зрения того, как высчитываются машиной четвертные оценки
Сейчас мы все шагаем в ногу со временем. Это нормально. Всё развивается, меняется, в школу приходят новые технологии. Сейчас дети начинают получать четвертные оценки (логично, ведь вторая четверть подошла к концу). Но многих родителей смущают четвертные баллы, потому что их высчитывает и выставляет электронный журнал.
Как только оценка появляется в журнале, у продвинутых родителей приложение на телефоне отправляет смс. Удобно, быстро, но не всем доступно. Так, например, у петербургских родителей нет официального приложения для телефонов. Когда выставляют четвертные оценки, приложение выдаёт подсчет среднего балла. Вот с ним давайте и разберёмся.
Раньше учителя (да и родители) сами выводили средний балл по каждому предмету. Складываем оценки, делим на их количество — вот он, итоговый балл. Если это было не целое число, учитель мог округлить до ближайшего в пользу ученика. Сейчас всё иначе.
В каждой школе РФ есть свой локальный акт, где чётко прописано от какого среднего числа можно ставить «4» и «5». Если возникает спорный момент, можно попросить учителя посмотреть именно локальный акт по оценкам вашей школы. В одних школах 4,5 — это уже 5, в других надо набрать 4,75, чтобы машина (ЭЖ) округлила до «5».
Что думают о машинном округлении учителя и родители
- «В нашей школе „5“ ставится от 4,51»…
- «Все зависит от школы. У нас в школе 4,5 — это 5, а в лицее 4,75 — это 5».
- «Это не учителя, а система. Если я в ЭЖ нажимаю „Проставить итоговые оценки“, то даже 4,5 журнал сам выводит как 5, т. е. в пользу ученика. Именно так и рекомендуют выставлять итоговые оценки по окончании школы. Когда мы учились, нам не по среднему баллу выставляли, а по тому, каких оценок больше. Было просто, понятно и не так противно. Детей жалко в такой ситуации. А потом мучительно рожаем идеи повышения мотивации…»
- «Когда я училась, было проще. Сейчас тяжелее получить 5 в четверти: у ребенка было по литературе 20 пятерок, под конец четверти он читает на скорость, ему ставят 3. Что в четверти? А в четверти 4 поставили, словно этих 20 пятёрок и не было, вот так. После этого ребёнок сказал, что какой вообще смысл стараться, если один промах решает всё. Проще выбрать золотую середину — 4 в четверти».
- «Пишу как родитель. Эта балльная система очень бьет по нервам. Очень обидно за ребенка, у которого идут одни пятерки, а потом из-за случайной четвёрки резко падает бал. Не потому, что ребенок не знает темы, а просто человеческий фактор, например, невнимательность. Просто нет настроения, устал, ребенок же (что, с нами взрослыми такого не бывает? Нас же за это с работы не увольняют или премии и зарплаты не лишают. Выговоры в трудовую не пишут). Поднять обратно этот бал ужас как сложно».
Дети в начальной школе, в отличие от среднего звена и старших классов, больше всех переживают за каждую отметку, которую они получают. Я уверена, нет равнодушных детей. Родителей тоже нет равнодушных.
Как формируется школьная оценка: человек против машины
Оценки всегда субъективны. И не только со стороны учителя. Хотя большинство и старается быть объективным, но человеческий фактор никто не отменял.
Учитель, несомненно, использует оценку как инструмент воздействия на ученика. Возомнившего о себе слишком много отличника можно чуть занизить, чтобы продолжал учить материал добросовестно, а слабому создать ситуацию успеха, чтобы поверил в свои силы. А ещё, если у учителя есть сомнения, больше или меньше ставить, то выбирают, как правило, в пользу ученика, то есть в большую сторону.
Учитель может не согласиться со средним баллом, который посчитал ЭЖ, и выставить другую оценку (ниже/выше). Но потом на педсовете придётся объяснять свои действия. А всем ли этого хочется?
Любая оценка учителя относительна. Хотим мы этого или нет, мы, учителя, сравниваем ответы ученика с ответами его одноклассников. Каждый из нас сталкивался с такой проблемой
Хорошо, если речь идёт о сильном классе, а если нет? Где вообще взять объективный критерий оценки? Даже по математике она всегда носит субъективный характер — по отношению и к учителю, и к ученику, и к программе, и к уровню подготовки класса в целом.
В отличие от оценки, выставляемой компьютером, балл учителя в школе имеет и воспитательное значение. Именно поэтому чаще завышают, чем занижают, пытаясь как-то стимулировать учащегося.
«Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году. Хранится в Третьяковской галерее.
Хочется верить и надеяться, что оценки, баллы, средние баллы не сломают наших детей. Многие родители совершают ошибки, когда привязывают успех ребёнка только к пятибальной системы.
Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам
Не надо ругать, не надо унижать ребёнка по поводу оценок. Это стресс. Ему надо спокойно разъяснить:
• Во-первых, это его оценка только на данный момент. Позже она изменится, если он захочет. Нужно всего лишь приложить усилие.
• Во-вторых, это по большей части оценка его поведения и соответствия ответов указаниям в методическом пособии преподавателя. То есть для хорошей оценки важно не то, как много ты знаешь, а то, понравился ли твой ответ учителю, согласен ли он с твоим мнением.
Конечно, формально запрещено ставить оценки не за знания, а за поведение, но учителя все равно это делают. Ребенок должен понять, что оценка не определяет его как человека. Не влияет на отношение родителей, которые его любят. И существуют более важные вещи, чем мнение о нем других людей.
Да, каждому нужен результат в виде аттестата, в виде баллов по тестированию. Субъективное мнение учителя не так уж важно, если результат достигнут. И это следует проговаривать все школьные годы.
Источник
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ, КАК ВЫВОДЯТ ЧЕТВЕРТНЫЕ?
Завтра у нас крайний день в четверти и соответственно, каникулы, причем увеличенные, всем на радость и детям и родителям, несмотря на обстановку по стране. Ну и конечно, завтра будут выставлять оценки за третью, самую длинную четверть. У нас все по-старинке, как при союзе, как говорит моя подруга, четыре четверти. В столице, другие градации по распределению учебных дней и каникулы, не совпадают с нашими.
Когда были бумажные дневники, как-то было проще, а сейчас все решают баллы и электронный дневник. Старший сын учится достаточно сносно у меня и в целом были все пятерки в четвертях, но во-второй по русскому языку, вышло 4.
То есть при таком раскладе, как 4,5 баллов, по русскому вышло 4, то есть при оценках, 3-2, 4-7, 5-13. Это вторая четверть.
А это вот первая четверть и оценка за нее 5, то есть 4-6, а 5-9. Хотя учительница говорит, что в идеале надо 4,8 баллов иметь, чтобы получилась пятерка.
Но это вот уже математика и, чтоб получить пять в четверти получается допустима всего одна 4, если оценок всего 9, сыну поставили 5 и тут я считаю все заслуженно. Но вот завтра будут оценки и у меня дилемма снова с русским языком, все же у него баллы на грани.
А вот наш русский язык за третью четверть, из 25 оценок 9 из них 4, а 16-пятерки и я вся в догадках, какую оценку ожидать в этот раз или все же это на усмотрение учителя. Да, особо ценны контрольные и различные диктанты, но как правило, в электронный дневник в основном и идут оценки за самостоятельные работы, а не домашнюю.
Понятно, что если будет снова 4, мы особо горевать не будем, но любопытство берет вверх и нетерпение. Хотя сыну абсолютно, все равно, это мне как маме всегда интересно.
Источник