Как вывести землю под коммерцию

3 подводных камня, на которые необходимо обратить внимание при покупке коммерческой земли

Проектный юрист, налоговый консультант

специально для ГАРАНТ.РУ

Приобретая земельный участок для коммерческого использования, безусловно, необходимо ознакомиться с правоустанавливающими документами и запросить выписку из ЕГРН, чтобы удостовериться в праве продавца и отсутствии обременений. Однако, есть моменты, которые также нуждаются в проверке, но не столь очевидны. Рассмотрим их.

Безусловно, проверить на текущую дату статус продавца и наличие в отношении него возбужденных дел о банкротстве не составит труда, поскольку данные сведения являются открытыми. Для этого необходимо воспользоваться картотекой арбитражных судов (https://kad.arbitr.ru/) либо поискать уведомления о намерении кредитора обратиться с требованием о признании данного лица банкротом на сайте Федресурса (https://fedresurs.ru/).

Однако, что делать, если продавца признали банкротом после совершения сделки? Безусловно, риск оспаривания сделки купли-продажи в такой ситуации есть, поэтому на этапе совершения сделки необходимо его максимально минимизировать.
Во-первых, цена, указанная в договоре, должна быть рыночной. Для подтверждения соответствия стоимости земельного участка рыночной стоимости целесообразно на дату заключения договора провести оценку.

Во-вторых, расчет целесообразно проводить с использованием расчетных счетов, поскольку любая передача денежных средств наличным способов поставить под сомнение реальность сделки.

Оценка добросовестности покупателя будет устанавливаться судами по совокупности обстоятельств. Как определено в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС от 13 ноября 2008 г. № 126 если совершению сделки сопутствовали обстоятельства, которые должны были вызвать у приобретателя имущества сомнения в отношении права продавца на отчуждение спорного имущества (в том числе явно заниженная цена продаваемого имущества), данные обстоятельства могут свидетельствовать о недобросовестности покупателя.

Читайте также:  Сосиски надо чистить перед варкой или нет

Вопрос установления охранных зон и факта нахождения в таких законах земельного участка является крайне важным, поскольку в отличие от того, в какой охранной зоне окажется земельный участок, использование такового в соответствии с целевым назначением может оказаться невозможным в принципе.
Проверка наличия таких охранных зон осложняется тем, что сведения об установлении охранной зоны не всегда могут отражаться в выписке ЕГРН. Сам по себе факт отсутствия сведений об установленной охранной зоне в ЕГРН не поможет собственнику участка ссылаться на такое отсутствие в обоснование своего права использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением.

Как недавно указал Верховный Суд РФ в своем Определении от 27 августа 2020 года № 306-ЭС20-6483 отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Кроме того, п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 установлено, что соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

Суд сделал вывод о том, что зоны считаются установленными, в случае если установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности, а установление таких границ охранных зон возможно не только посредством внесения сведений в ЕГРН.

Учитывая, что охранные зоны могут устанавливаться по различным основаниям (объекту культурного наследия, объекту электросетевого хозяйства и т.п.), указанное означает, что при приобретении земельного участка, крайне важно осмотреться на местности на предмет возможного наличия оснований для установления охранной зоны (например, прохождение высоковольтной линии в непосредственной близости, или объекта культурного наследия) и далее, если в ЕГРН сведения об охранных зонах отсутствует, точечно искать документы, которыми могут быть установлены границы охранных зон.

Небольшой ложкой меда в бочке дегтя является позиция ВС РФ, в соответствии с которой отражение в Правилах землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) анитарно-защитных зон без наличия решения уполномоченного органа об их установлении является основанием для оспаривания факта установления таких зон.

Таким образом, произвольное отражение в ПЗЗ сведений о санитарно-защитных зонах (и, возможно, по аналогии охранных зонах) в отсутствие решения уполномоченного органа об установлении зон, является неправомерным.

Разрешенное использование земельного участка, приобретаемого для коммерческого использования, должно соответствовать правилам застройки, а те должны соответствовать генеральному плану.

Генеральный план в иерархии документов стоит выше всех остальных документов, регламентирующих градостроительную деятельность, поэтому ПЗЗ, не соответствующие ему не подлежат применению в соответствующей части (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2018 г. №81-АПП8-11).

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения. Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, ч. 9-10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Принцип соответствия ПЗЗ Генплану, в том числе, имеет свое выражение в том, что из системного толкования положений п. 2, п. 5-8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Данный вывод отражен в указанном Апелляционном определении.

Изъятие для государственных или муниципальных нужд

Еще одним обстоятельством, которое необходимо проверить при приобретении земельного участка, является факт отсутствия его в реестре земель зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также – решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

В соответствии со ст. 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе незавершенных сооружений), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

При этом, в соответствии с п. 9 ст. 56.6. Земельного кодекса РФ переход прав на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также образование из таких земельных участков или иных объектов недвижимого имущества новых земельных участков или объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков или о внесении изменений в ранее принятое решение об изъятии.

Решение об изъятии подлежит опубликованию, поэтому такая информация является открытой.

При изъятии земельного участка собственнику должна быть выплачена компенсация в виде рыночной стоимости. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 февраля 2019 г. № 9-П отражено правоположение, в соответствии с которым в случае значительной разницы во времени между процедурой изъятия и принятия решения об изъятии, необходимо определять рыночную стоимость имущества с учетом динамики стоимости соответствующих объектов.

Оспаривание стоимости возмещения нередко становится основанием для судебных споров (Определение Верховного Суда РФ от 9 августа 2018 г. № 305-ЭС18-3860).

Источник

Здание для коммерческого использования на земле СНТ

Могу ли я на земле СНТ построить здание для коммерческого использования? У меня удобное расположение участка, хочу построить магазин и сдавать его в аренду. Я являюсь собственником и членом СНТ, плачу все взносы.

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Магазин может располагаться на земельном участке, предназначенном для коммерции. Поэтому вам нужно сделать следующее.

1. Получить решение общего собрания СНТ по данному вопросу.

2. Сделать размежевание земельного участка с определением площади под магазин.

3. Изменить вид разрешенного использования земельного участка, подходящего для размещения магазина.

Источник

Перевод участка из ИЖС в коммерческие земли

Использование земельного участка под ИЖС для целей предпринимательства допускается только после корректировки вида разрешенного использования (ВРИ). Как внести изменения в реестр расскажем в статье.

Общие требования для перевода объекта

Для возможности перевода земли необходимо соблюсти базовые требования. Первое обязательное условие заключается в том, что объект должен стоять на кадастровом учете. Это несложно проверить:

1. Изучите правоподтверждающие бумаги. Если в выписке из ЕГРН есть кадастровый номер – объект стоит на учете.
2. Когда кадастровый номер не установлен, но есть адрес или условный номер, проверить данные можно на официальном ресурсе Росреестра. Если найти сведения не удалось, объект не стоит на учете.

Прежде чем осуществлять перевод, необходимо поставить надел на кадастровый учет. Для этого потребуется собрать документы, пройти необходимую процедуру в кадастровой палате и зарегистрировать изменения в Росреестре. В некоторых случаях постановку на кадастровый учет проводят единовременно с изменением категории земельного участка.

Второе обязательное условие для корректировки – четкое определение границ территории. Чтобы узнать, установлены ли границы, можно обратиться к публичной кадастровой карте на официальном сайте Росреестра. Для поиска объекта кликните на лупу в верхнем левом углу экрана и введите кадастровый номер.

Если границы объекта установлены, он подсвечивается желтым. Когда границы не установлены, появляется надпись: «Без координат границ» или «Ничего не найдено». В такой ситуации потребуется определить границы и только следующим этапом переводить в другую категорию.

На внесение корректировок в сведения об объекте должны согласиться все владельцы. Процедура инициируется путем подачи общей заявки о переводе. Вы можете заказать эти работы у наших специалистов.

Пошаговая инструкция корректировки ВРИ участка

Для изменения категории участка из ИЖС в коммерческую необходимо пройти четыре этапа. Остановимся на каждом подробно.

Этап 1. Уточнение территориальной зоны участка и вида разрешенного использования

От принадлежности к территориальной зоне зависят последующие действия. Уточнить эти данные можно в плане застройки землепользования (ПЗЗ), градостроительной карте и генеральном плане территории. Эти документы утверждаются для каждого населенного пункта.

Чтобы получить информацию необходимо знать адрес и кадастровый номер земельного участка. Алгоритм действий:

1. В публичной кадастровой карте укажите номер объекта. Запомните местоположение участка.
2. Найдите ПЗЗ нужного населенного пункта. Для этого воспользуйтесь любой поисковой системой. Введите в строку поиска название населенного пункта, регион местоположения, а затем слова «администрация ПЗЗ». Как правило, нужный сайт окажется по первой ссылке. Скачайте ПЗЗ и карту к ним.
3. Найдите участок на карте. Для этого сравнивайте изображение и ориентиры с картой на сайте Росреестра. Название территориальной зоны будет указано с краю карты. Для участка под ИЖС будет надпись: «Зона индивидуальной жилой застройки».
4. В ПЗЗ найдите нужный ВРИ и прочтите описание. В документе прописываются основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды использования, допустимые в текущей зоне расположения земельного участка.

Допустим, перевод земли из ИЖС в коммерческую требуется для строительства магазина. Нужный ВРИ может называться «объекты розничной торговли». Дальнейшие действия зависят от ситуации:

1. Нужный ВРИ является основным. Необходимо получить справку из ИСОГД, а затем изменить целевое назначение.
2. Нужный ВРИ является условно-разрешенным. Потребуется получить справку из ИСОГД, оформить разрешение в муниципалитете и зарегистрировать изменение целевого назначения.
3. Нужный ВРИ не прописан. Потребуется внесение корректировок в ПЗЗ населенного пункта (ст. 33 ГрК РФ). Для этого необходимо подать заявление в муниципалитет. В дальнейшем вопрос решается специальной комиссией.

На практике, когда нужный ВРИ не указан, положительное решение о внесении изменений в ПЗЗ выносится редко.

Этап 2. Получение выписки из ИСОГД

ИСОГД – это информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Необходимо получить выписку из этой системы для доказательства того, что зона расположения земельного участка предусматривает требуемый ВРИ.

Документ выдается в архитектурном отделе муниципалитета, в департаменте градостроительства или в МФЦ. Чтобы получить выписку, собственнику необходимо подать заявление о предоставлении справки. При себе необходимо иметь паспорт и актуальную выписку из ЕГРН.

Справка предоставляется на платной основе. Госпошлина составляет 1000 рублей. Срок изготовления – до 30 дней. Точный срок устанавливается администрацией.

Этап 3. Процедура изменения

Если нужный ВРИ прописан в справке в качестве основного, никаких дополнительных процедур не потребуется. Собственник может обратиться в кадастровую палату и перевести участок в нужный ВРИ.

Если требуемый ВРИ прописывается в качестве условно-разрешенного, собственнику необходимо оформить разрешение на перевод в муниципалитете. Для этого подается пакет документации, в который входит:

• заявление (форму предоставит сотрудник муниципалитета);
• справка из ИСОГД;
• выписка из ЕГРН;
• правоустанавливающие бумаги – договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о вступлении в права наследования и др.;
• фотографии земельного участка;
• общегражданский паспорт собственника (или нескольких);
• доверенность, если интересы собственника представляет другой человек.

Специалист заберет пакет документов и выдаст расписку об их получении. Владельцу сообщат о времени и месте проведения заседания комиссии. Оно произойдет в течение месяца после оформления заявления.

На первом заседании будет решено, есть ли смысл выносить вопрос на публичное слушание. Если решение положительное, назначается день проведения мероприятия. Как правило, это происходит через 1-3 месяца.
На публичном слушании любой человек сможет проголосовать за или против. Это фиксируется в протоколе.

Затем назначается дата второго заседания комиссии. На нем принимается решение о выдаче рекомендации на оформление разрешения. Если оно положительное, дело направляется главе муниципалитета. Это заключительный орган, который принимает окончательное решение. По итогам выдается официальное разрешение на перевод в письменной форме.

Этап 4. Изменение ВРИ на коммерческий

Для внесения изменений в ЕГРН необходимо подать бумаги в МФЦ или в Росреестр. Госпошлина за предоставление услуги составляет 350 р.

Для внесения корректировок предоставляются следующие документы:
• общегражданский паспорт;
• справка из ИСОГД;
• решение муниципалитета;
• правоустанавливающий документ;
• квитанция о перечислении госпошлины.

Срок внесения изменений – 7 рабочих дней. В назначенный день потребуется посетить МФЦ или Росреестр повторно, чтобы забрать готовые бумаги.

Источник

Оцените статью