Реку Клязьму в Мытищах планируют расчисть до конца 2022 г
РИАМО (МЫТИЩИ) — 20 июл. В рамках реализации программы «Сто водоемов» в 2021 году будет расчищено 18 км реки Клязьмы в Королеве, Пушкинском округе, Мытищах, сообщается в Instagram-аккаунте администрации горокруга Мытищи.
В Подмосковье ведется расчистка рек и прудов. На прошедшем ВКС губернатора региона Андрея Воробьева с главами муниципальных образований исполняющая обязанности главы администрации Мытищ Ирина Шилова доложила Воробьеву о том, какие работы будут проведены в округе.
Она отметила, что в Мытищах Клязьма имеет протяженность более 3 км и затрагивает два населенных пункта – Коргашино и Пирогово, а также большой густонаселенный район микрорайона Пироговский. Население за последние десятилетия увеличилось кратно и достигает около 20 тыс. человек. Поэтому запрос на очистку русла реки был актуален и очень востребован.
«Мы сегодня находимся на одной из технологических площадок по очистке русла на территории округа. Жители были очень обрадованы, что наша территория была включена в общую программу, что Клязьма в городском округе Мытищи уже в этом году приобретет новый вид», – сказала Шилова.
По словам руководителя службы генерального подряда, генерального директора ООО «Фаворит спецтехника» Николая Лунева, общий объем работ рассчитан на два года. К декабрю 2022 года расчистку планируют закончить. Объем донных отложений, который будет расчищен на первом этапе, – 340 тыс. куб. м на участке от Пироговского водохранилища до улицы Дачной города Королева. На данный момент заканчивается подготовительный период.
«Очень рассчитываем, что вы все сделаете качественно и в срок, будем внимательно контролировать все процессы, связанные с этой важной экологической темой», – уточнил Воробьев.
Источник
Расчистка реки Клязьма в г.о. Пушкинский – удачный старт!
1 августа 2021 года на территории городского округа Пушкинский началась долгожданная расчистка загрязненного русла реки Клязьмы – с применением современных технологий по сбору донного ила.
10.08.2021. Обезвоживается более 500 тонн ила
Это плац размером с футбольное поле для приема и осушения донного ила. Фото 26.07.2021.
Работы по расчистке реки выполняются в рамках государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья на 2017–2026 годы» и финансируются за счет средств федерального бюджета. Берега реки планируют освободить от зарослей кустарника и мелколесья, а русло – от донных отложений, болотной растительности, бытового и строительного мусора. На финальной стадии волонтеры-ихтиологи запустят в Клязьму искусственные плавучие нерестилища, сплетенные из лапника и закрепленные на деревянных рамах.
Житель дачного поселка Черкизово Алексей Петрович Фоменко готов знакомить аудиторию портала со всеми этапами работ и комментировать ход их выполнения на территории нашего округа. Итак – поплыли!
Клязьма, левый приток Оки, входит в состав бассейна реки Волги – крупнейшего в Европе, в пределах которого проживают более 60 млн россиян. Протекает по территории Москвы, Московской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей. Длина реки – 686 км. Она берет начало на Московской возвышенности, в Солнечногорском районе. Исток реки расположен в 8 км от озера Сенеж. Высота – приблизительно 225 м по БН (Балтийскому нулю). Клязьма впадает в Оку во Владимирской области, на высоте 65 м по БН. Это официальная точка отсчета для всех рек и озер России.
14 августа 1904 года. Водосвятие
Мост через реку Клязьму. Почтовая карточка начала XX века
Церковь, новые купола
Черкизово. Река Клязьма. Заход солнца
Клязьма имеет более 40 притоков, среди которых Уча, Воря, Нерль, Киржач, Судогда и др. Кроме того, в бассейн Клязьмы входят более 30 озер и стариц. Ориентировочно в бассейне реки Клязьмы проживают более 10 млн человек.
Еще 100–150 лет назад повсеместно на Руси (и не только) использовались так называемые переволоки – это места, где реки сходились на небольшое расстояние, и специальными волокушами грузы перевозились с одной реки в другую. Так, например, город Мытищи назван так потому, что располагался близ волока Яуза – Клязьма, а местные жители за услуги по перевозке грузов из реки в реку брали пошлину (мыт). Для государства это было идеальное место для учета перевозимых товаров и сбора соответствующих налогов.
Клязьма: история Великой реки
Клязьму по праву можно считать уникальным водным объектом. У реки богатая история, неразрывно связанная с развитием России. В IX–XI веках Клязьма была важным транспортным путем из Балтики на Волгу и Каспийское море, в Персию и Аравию. В XII–XIV веках река связывала Москву и Владимир. Клязьма являлась одной из основных транспортных артерий средневековой Руси, по которой производилась поставка продовольствия и товаров из Нижнего Новгорода и других городов и поселений, расположенных не только на Клязьме. С Клязьмой и ее притоками связано развитие всего Северо-Востока нашей страны, а водные пути Клязьма – Сходня – Москва и Клязьма – Яуза – Москва развивали экономику региона.
По сохранившимся свидетельствам, в древности река Клязьма была судоходной на всем ее протяжении. Еще в грамоте 1547 года царя Иоанна Васильевича Грозного о беспошлинном пропуске саней, телег и лодок с рыбным запасом для митрополита московского Макария указывается путь из Нижнего Новгорода к Москве: «Волгою и Окою на Клязьму, а Клязьмою до Гороховца, и до Стародуба Ряполовского, и до Володимеря, и до Рогожу, и назад поедут…» (Рогожи – ныне Ногинск). То есть получается, что из Владимира груженые ладьи могли идти только до Рогож и не выше. А от Рогож шли сухие пути: Троицкая дорога на Радонеж, Старая лесная Переславская дорога на Шерна-городок и Переславль-Залесский, на северо-восток – Стромынская на Юрьев-Польский, Суздаль и Владимир, на юго-восток – Коломенский тракт на Вохну и Коломну, на юго-запад – Бронницкий тракт на Бронницы и Серпухов, на запад – вдоль Клязьмы до Москвы.
Расцвет клязьминского судоходства пришелся на вторую половину XIX века. По реке на барках – грузоподъемностью до 250 тонн – активно перевозили различные грузы. До 1885 года на Клязьме можно было еще наблюдать бурлаков, тянущих эти самые барки. Позднее по реке пошли буксирные и пассажирские пароходы.
Но уже к концу XIX века Клязьма стала мелеть, суда ходили в основном в низовье только до Коврова, а до губернского города Владимира они добирались лишь во время половодья.
Владимирский губернатор Осип Михайлович Судиенко в начале 1880-х годов в своем отчете жаловался на сокращение судоходства выше Владимира из-за обмеления и засорения русла. Он предлагал открыть водное сообщение по Клязьме из Москвы до Нижнего Новгорода и предлагал заняться очисткой фарватера.
Эта же тема поднималась еще несколько раз. В 1909 году судовладельцы Волжского бассейна высказались за необходимость прочистить русло Клязьмы и предлагали установить три землечерпалки под Ковровым, в районе Владимира и около села Орехово (нынешний город Орехово-Зуево). Более того, в 1912 году один из владимирских владельцев пароходов поднял вопрос о соединении с помощью канала Клязьмы с Москвой-рекой для судоходства. В 1917 году, несмотря на революции, были разработаны конкретные предложения по созданию новой водной системы от Нижнего Новгорода до Москвы с шлюзованием Клязьмы и по созданию в городе Коврове гавани и затона для зимовки судов. К сожалению, задумки не претворились в жизнь, как говорят исторические источники – помешала Вторая мировая война, к началу которой проект был готов…
Что привело к деградации Клязьмы?
Ввиду того, что питание рек – не только Клязьмы, но и всех рек Клязьминского бассейна – преимущественно снеговое и весенние паводки очищали русла рек, сохранялись и судоходство, и экология.
До 1950-х годов Клязьма считалась одной из самых рыбных рек России. А перечень водившихся в ней рыб превышал 100 наименований, включая стерлядь, сейчас только вьюны, окуньки и плотвички.
Бесспорно, строительство Пироговской плотины и создание Клязьминского и Пироговского водохранилищ для функционирования канала Волга – Москва были необходимы, но почему-то вода из этих водохранилищ стала использоваться для разрастающейся Москвы без учета необходимого сброса воды в Клязьму – и река стала превращаться в вонючее болото.
В течение сотен лет для регулирования паводковых вод строились специальные гидротехнические сооружения для сохранения русла рек и создания летнего запаса воды. Для этого необходим каскад плотин с использованием перепадов от 225 до 65 метров. Такие сооружения успешно применяются в Европе, особенно в Голландии и Германии. К примеру, в поселке Черкизово была плотина с обводным каналом, позволявшая поддерживать глубины до 3–4 м, которая разрушилась в начале 1990-х годов.
Согласно одной из версий, в начале 1990-х в нашу 1-ю Думу обратились японцы и предложили бесплатно углубить и расширить все 686 км реки Клязьмы – бесплатно! Неужели?! Так не бывает! А что они хотят на самом деле?! Японцы сказали: все, что поднимем – наше! Пошли они подальше! – сказала «умная» Дума. И вот спустя 30 лет Министерство экологии и природопользования Московской области начинает работы по расчистке реки на территории трех городских округов – Мытищи, Пушкинский и Королев, протяженностью 25 км. Для этого из федерального бюджета выделено 314 млн рублей. Срок завершения работ – IV квартал 2022 года.
Источник
Расчистка Клязьмы – а кто говорил, что будет легко?!
1 августа 2021 года на территории городского округа Пушкинский началась долгожданная расчистка загрязненного русла реки Клязьмы – с применением современных технологий по сбору донного ила. Об этом сообщил местный житель Алексей Фоменко. И вот обещанное продолжение материала.
Итак, медленно, но верно движемся мы к главной цели расчистки – экологическому оздоровлению Клязьмы. Излишне говорить, что в настоящее время русло Клязьмы заилено, заросло болотной растительностью, отток воды ограничен, дно местами засорено твердыми бытовыми отходами. Зарастаемость в летний период достигает 20%. Существующее состояние водотока не может в полной мере осуществить пропуск весенних и летне-осенних паводковых вод. В последние несколько лет на подлежащем расчистке участке Клязьмы практически исчезли такие виды рыб, как лещ, щука и окунь. И это несмотря на то, что прессинга со стороны рыболовов здесь нет уже лет тридцать.
Вместе с тем к очистке русла реки от ила нужно подходить осторожно, так как это может усилить загрязнение. Поэтому подготовке документации по расчистке русла Клязьмы предшествовала большая исследовательская работа. Специалисты ООО «Институт Рязаньпроект» по заказу Минэкологии обследовали участок русла от Пироговского водохранилища до пересечения с улицами Лесная и Дачная в Королеве и береговую полосу, взяли для лабораторного анализа пробы речной воды и донных отложений, оценили гидрогеологические условия. Экологическое состояние береговой линии Клязьмы на исследованном участке оценено ими как «относительно удовлетворительное», индекс речной воды – «умеренно загрязненное». Согласно данным лабораторного анализа, донные отложения в русле реки практически неопасны, их можно спокойно извлекать и перемещать. Это существенно облегчает работу подрядной организации – ведь ей предстоит удалить почти 340 тысяч кубометров иловых масс, рекультивировать участки общей площадью свыше 410 тысяч квадратных метров.
01.09.2021 я посетил установку, которая чистит от ила нашу Клязьму. Промок до нитки, но очень доволен. В то же время настроение стало минорным – далее расскажу почему. Данная установка называется понтонный экскаватор, изготавливается в РФ на базе японского экскаватора HITACHI-210. Экскаватор оснащен широкими гусеницами, с помощью которых он самостоятельно заходит в реку и выходит из нее.
Начал он от плотины.
Без проблем откачал ил в геотубы, где ил обезвоживается, а затем вывозится на специальные полигоны и в дальнейшем используется для строительных целей. Река углубилась до 2–2,5 метров. Так как под мостом Жостовской дороги экскаватор пройти не смог, его пришлось демонтировать, перемещать за мост и снова собирать, а это неделя.
И вот наконец работа за мостом (см. фото 4). То, что я увидел – повергло меня в шок. Через каждые 2–3 метра насосная установка забивалась донным мусором – бытовые отходы, детские коляски, ласты и т.д.
Операторы в ужасе: «Как нам работать?!»
Следующее препятствие – это мост в Пироговском. Если бы дно было как в запретной зоне перед плотиной, то техника могла бы пройти до этого моста за 15–20 дней. Далее еще 15–20 дней – до моста в запретке водоохранной зоны канала, а далее – мост в Черкизово. За те полчаса, что я находился у экскаватора, несколько раз слышал негодующие возгласы операторов: «Вот, смотрите, это ужас: женщина принесла два ведра мусора и яблок и высыпала в реку, а через 5 минут мужчина привез и высыпал в реку тачку мусора». Отсюда и настроение…
Уверен, каждый из нас должен изменить мышление и усвоить минимум две истины:
1. Мы не унаследовали свою землю у наших предков – мы взяли ее в долг у наших детей и внуков!
Антуан де Сент-Экзюпери
2. Что тебе может сделать максимально враг – убить.
Что может сделать максимально друг – предать.
А что делают равнодушные – они не предают и не убивают,
но с их молчаливого согласия происходят все предательства и убийства.
Кому интересно – сейчас я готовлю материалы о донном иле и донных отложениях, а также о мореном дубе. Обо мне можно почитать в интернете, набрав Алексей Фоменко 1949.
Источник