Завышенная и заниженная самооценка: формула самооценки
Завышенная и заниженная самооценка: формула самооценки
В современной психологии слово «самооценка» — один из самых популярных терминов. Мы знаем о том, что самооценка должна быть адекватной, что низкая самооценка это плохо и т.д.
Если разобраться в сути этого слова, самооценка это, по-другому, «оценка себя». Но что мы имеем в виду, когда говорим о самооценке? И что такое завышенная и заниженная самооценка?
Формула самооценки
Вообще, понятие «самооценка» родилось около 100 лет назад, когда известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки:
Что означает эта формула? Самооценка это отношение уровня достижений к уровню притязаний человека.
Эта формула означает, что самооценка человека зависит от 2 вещей: от того, чего мы добились, и от того, чего бы мы хотели добиться.
Если мы добиваемся больше, чем ожидаем, у нас должна быть высокая самооценка. Если мы ожидаем от жизни больше, чем добиваемся, мы страдаем от низкой самооценки. По крайней мере, так должно быть согласно формуле самооценки.
Но есть вещи, которые не вписываются в эту стройную и логичную формулу. Например, такие понятия, как завышенная и заниженная самооценка.
Завышенная самооценка
Логичный вопрос — а как же завышенная самооценка? Неужели она появляется на основании многочисленных достижений и минимальных ожиданий (судя по формуле)? К сожалению, нет.
Понятие завышенной самооценки — явление, которое не подчиняется этой формуле. Слово «завышенная» означает преувеличенная, а значит — неадекватная.
Очевидно, что завышенная самооценка появляется у людей вовсе не из-за большого количества достижений.
Люди с завышенной самооценкой это обычно «жертвы воспитания», когда родители учат ребенка ценить себя «на вес золота» независимо от того, чего он достиг. И это, конечно, не совсем правильно. Почему?
Потому что завышенная самооценка мешает человеку адекватно видеть свои достижения и оценивать себя объективно. Это вызывает проблемы как в работе, так и в общении с окружающими.
Заниженная самооценка
Еще одно понятие, которое не подчиняется формуле самооценки — заниженная самооценка. Это более печальное явление, чем завышенная самооценка. Почему?
Потому что люди с завышенным самомнением живут в «приятном неведении». Это нельзя назвать правильным, но завышенная самооценка защищает многих людей от депрессии и приступов тревожности.
Что не так в случае с заниженной самооценкой?
Когда у человека заниженная самооценка, его мнение о себе гораздо ниже объективной оценки. Часто люди с заниженной самооценкой склонны к излишнему «самокопанию» и «самобичеванию» без повода. Им часто кажется, что их достижений все еще недостаточно, чтобы высоко себя ценить.
К сожалению, люди с заниженной самооценкой, со всеми своими достоинствами и достижениями, не ценят себя объективно.
Обычно, причины заниженной самооценки кроются в воспитании, когда родители не учат ребенка ценить свои достижения и гордиться ими. В результате, человек себя не ценит по достоинству, даже когда для этого есть все причины.
Скромность или низкая самооценка?
Многие люди путают заниженную самооценку со скромностью. В чем разница? Скромный человек может иметь как высокую самооценку, так и низкую. Скромный человек просто «не кричит» о своих достижениях, но он может гордиться ими и обладать адекватной, а не заниженной самооценкой.
Источник
Самооценка и уверенность в себе
Самооценка – это набор представлений о себе, что возможно для меня, а что нет, какое я место занимаю среди других людей, как отношусь к своим успехам и неудачам.
Самооценка оказывает очень сильное влияние на то, как живется человеку. Если самооценка адекватная, а цели разумные, то человек живет легко и спокойно, он доброжелателен и открыт, уважает себя и окружающих.
Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Зачем нам нужна самооценка?
- Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора
- Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности
- Функция развития, самооценка является толчком к развитию личности
Виды самооценки
В современной психологии есть три вида самооценки:
От того, к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности, напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.
Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы завышенная самооценка продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.
Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.
Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам: человек, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Такие люди уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие начинают избегать их общества.
Формула самооценки
Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.
Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Стремление повысить самооценку проявляется в двух тенденциях:
1) стремлении повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех («играть чтобы выиграть»);
2) снизить притязания, чтобы избежать неудачи («играть чтобы не проиграть»).
Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Избавиться от тягостных мыслей о своем несовершенстве можно и с помощью несложного упражнения. Например, если думаешь, что ты глупый, задай себе четыре простых вопроса:
- Правда ли это? Знаешь ли ты это наверняка? Или все же что-то тебе удается? Неужели в твоей жизни не было абсолютно ничего хорошего? А как ты тогда перешел во второй класс, если ты такой глупый?
- Как ты реагируешь, когда веришь в эту мысль? (Вспомни, как ты себя ведешь, когда считаешь себя глупым – например, стесняешься высказывать свои мысли вслух.)
- Каким бы ты был, если бы знал, что это неправда? (Наверняка ты не боялся бы отстаивать свою позицию в споре, был более уверенным в себе, начал бы осознанно строить свою карьеру или поступил в институт.)
Сформулируй утверждение, противоположное по смыслу: «Я умный!» Найди три примера из своей жизни, которые подтверждают эту мысль. Например, ты великолепно написал сочинение в школе, прочел умную книжку и понял ее, или ты знаешь наизусть названия всех столиц мира… В конце этого упражнения ты заметишь поразительную вещь: тяготившая тебя мысль просто… исчезла!
Источник
Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.
Карнаух: Самый сложный этап в личностно-деловом развитии — полное осознание уравнения Джеймса.
Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.
«Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.
По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.
В структуре самооценки выделяют два компонента:
— когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
— эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
(примечание. Карнаух:
Самооценка = Результативность / Притязания )
Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
1. При явно завышенной самооценке человек:
1.2.- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
1.3.- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
1.4. — игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
1.5.- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
1.6.- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
1.7.- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
1.9.- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
1.10.- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
1.11.- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
1.12.- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
1.13.- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
1.14.- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
— имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.
2. При явно заниженной самооценке человек:
2.1.- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
2.2.- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
2.3.- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
2.4.- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
2.5.- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
2.6.- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
2.7.- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
2.8.- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
2.9.- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
2.10.- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону;
2.11.- подвержен неврозам неврастенического характера.
===================
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
А). Познавательного, способствующего адекватности;
Б). Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.
Самооценка связана также с самоуважением:
От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
— кто я такой;
— чего ждут от меня другие;
— в чем совпадают и расходятся наши интересы.
Уважающие себя люди имеют и свою ассертивную линию поведения:
они уравновешенны, не агрессивны, независимы».
(По материалам Интернета)
Карнаух: Самый сложный этап в личностно-деловом развитии — полное осознание уравнения Джеймса.
Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.
«Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.
По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.
В структуре самооценки выделяют два компонента:
— когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
— эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
(примечание. Карнаух:
Самооценка = Результативность / Притязания )
Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
1. При явно завышенной самооценке человек:
1.2.- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
1.3.- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
1.4. — игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
1.5.- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
1.6.- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
1.7.- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
1.9.- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
1.10.- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
1.11.- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
1.12.- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
1.13.- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
1.14.- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
— имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.
2. При явно заниженной самооценке человек:
2.1.- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
2.2.- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
2.3.- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
2.4.- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
2.5.- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
2.6.- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
2.7.- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
2.8.- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
2.9.- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
2.10.- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону;
2.11.- подвержен неврозам неврастенического характера.
===================
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
А). Познавательного, способствующего адекватности;
Б). Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.
Самооценка связана также с самоуважением:
От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
— кто я такой;
— чего ждут от меня другие;
— в чем совпадают и расходятся наши интересы.
Уважающие себя люди имеют и свою ассертивную линию поведения:
они уравновешенны, не агрессивны, независимы».
(По материалам Интернета)
Источник