Мари пьер морен как отмыть миллион

«Как отмыть миллион» — трагикомедия об уходе от налогов по схеме Аристотеля

Продолжается в российском прокате под названием «Как отмыть миллион» новый фильм канадского классика Дени Аркана. Редактор сайта «Искусство кино» разбирается, чем примечательно это разговорное кино о быстро меняющейся общественной морали.

Канадский режиссер, представитель квебекской школы Дени Аркан — многократный лауреат Каннского фестиваля (правда, без «Золотой пальмовой ветви»), неудержимый исследователь поколенческих сломов. Его картины на эту тему можно объединить в квадрологию: «Закат американской империи» — «Нашествие варваров» (за него у Аркана есть «Оскар») — «Век помрачения» — «Падение американской империи» (то есть варвары и помрачение американскую империю таки добили). Стиль Аркана — в сочетании вудиалленовского остроумия и предельной концентрации актуальностей при кажущейся легкости, разогнанности полнословного действия. Его герои походя цепляют десятки злободневных тем, обшучивают их и оставляют на том же месте, где взяли: Аркан не претендует на статус пророка в любом отечестве, нарочно оперирует персонажами, оторванными от реальности. В, видимо, лучшем фильме Аркана «Закат американской империи» это была академическая элита, которая, выйдя из-за кафедры, где сурово рассказывала о смерти капитализма (или социализма, или коммунизма, неважно), радостно предавалась самому свободному сексу. Спустя больше чем 30 лет Аркан в картине «Падение американской империи» (российские прокатчики прозорливо переименовали ее в «Как отмыть миллион», обоснованно подозревая, что фильм с похожим названием 1986 года никто не помнит) фиксирует изменение отношения к плотским удовольствиям: они стоят денег, и в этом нет ничего страшного, так только честнее.

Читайте также:  Посуда мнц чем чистить

Новый аркановский протагонист — не героического толка, а рефлексивного: он классический невротик, вот-вот, кажется, заплачет ни с чего. Защитивший PhD по философии Пьер-Поль (Александр Ландри), работающий на момент начала сюжета курьером, руководствуется по большей части «Никомаховой этикой» Аристотеля, ее положениями о добродетелях, в том числе о добродетели щедрости, которая становится доступна только богатым, а также о так называемом «великолепии», то есть о красивых жестах, что могут позволить себе богачи, в данном случае внезапно разбогатевший к финалу герой обеспечивает бездомного праведника жильем на всю жизнь. В этическую систему Пьер-Поля, адаптированную из античности, также входит сущность фронезиса (способность принимать дианоэтические решения, следуя из соображений конкретных и практических, приложимых к реальности). И действительно, весь фильм Пьер-Поль, неудачник, случайно нашедший на улице две бандитские сумки с деньгами, претворяет в жизнь благодаря своим подельникам сугубо прагматичную схему исхода в налоговый рай. Впрочем, помогающий ему финансовый махинатор Ташеро (забавная пародия на Доминика Стросс-Кана местного разлива), грустно усмехнувшись, заявит, что на Земле рая все же нет.

Относительность устаревших уже представлений Пьер-Поля о справедливости подчеркивается тем, как внезапно он находит любовь всей жизни. Решившись потратить украденные деньги на себя, он ищет проститутку в интернете и выбирает одну из них по ее псевдониму. Зовут ее Аспасия (Мари Пьер-Морен), как возлюбленную древнегреческого Перикла, и она вдруг увидит в задохлике-моралисте человека другой формации, куда более честного и справедливого, чем все клиенты, что ей встречались.

Забавно, как Аркан играет с жанровым каноном фильма-ограбления: собственно, само ограбление занимает пару минут, в то же время настоящая кража длится весь оставшийся фильм. Пьер-Поль — анархо-капиталист, убежденный, что государство суть оседлый бандит, который кормится с отвоеванной территории, прикрываясь конституционной налоговой повинностью населения. Соответственно, нужно спасти случайно нажитый капитал прежде всего от налогового бремени, с которого собираются покормиться нечестные полицейские, которые ходят за ним по пятам. Этим герои и заняты: Пьер-Поль, Аспасия/Камилла, случайно встреченный ими экономический преступник Сильвен (Реми Жирар) и уже упомянутый Ташеро, профессиональный легализатор чужих доходов через анонимные фирмы в свободных экономических зонах.

Читайте также:  Надо ли чистить корень имбиря для чая

Проводя Пьер-Поля и его друзей по анекдотичным стадиям перевода грязного нала в нейтральный безнал, Аркан подчеркивает, что его несовременный, архаичный герой, конечно, благонамерен, он не ищет добра для всех, не имеет претензий на фундаментальное мировое изменение и, кажется, не слишком зависит от того богатства, что на него свалилось, ведь он начинает тратить его на благотворительность, на бездомных, с которыми дружил и которых поддерживал еще в бытность свою курьером. Но Пьер-Полевы перспективы все же туманны: локализаторы прозорливо отмечают, что фильм-то сводится не к крушению пресловутой американской империи, а только к построению ее филиала по отработанной франшизной схеме. Герою удается вывести деньги туда, где до него не доберется «оседлый бандит», а дальше он, кажется, так и останется обладателем состояния неясного происхождения, одним из тех, кто входит в те 10%, что владеют 90% мирового капитала. В предпоследней сцене открытого финала Аспасия красноречиво-разочарованно смотрит на своего Перикла, а в последней Аркан демонстрирует портреты бездомных, с которыми он, видимо, познакомился, пока готовился к съемкам и ходил по столовым для бомжей. Пьер-Поль может оставить все деньги себе и спустить их на новых Аспасий, а может потратить так, как завещал Аристотель. Аркан в одном из своих последних фильмов (режиссеру уже 78 лет, он уже порывался уйти из кино) оставляет судьбу нового поколения в его же руках.

Источник

7 фактов, на которые надо обратить внимание перед просмотром фильма «Как отмыть миллион»

В среду, 2 октября, канал «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!») первым на российском телевидении покажет франкоязычный фильм «Как отмыть миллион» – криминальную комедию от 78-летнего оскароносного канадского классика Дени Аркана.

Лента рассказывает об обладателе ученой степени по философии Пьер-Поле, который вынужден подрабатывать курьером. Однажды он первым оказывается на месте преступления и становится обладателем миллионного куша. Теперь ему надо решить непростую задачу: как отвести от себя подозрения полиции, избежать расправы ирландско-еврейской мафии и легализовать деньги?

Рассказываем, что нужно знать перед просмотром этого точного, умного и чрезвычайно актуального фильма.

1. Оригинальное название картины – «Падение американской империи». В российском прокате его переименовали то ли из политкорректных соображений, то ли из желания вызвать у зрителя стойкую ассоциацию со старой, любимой многими лентой «Как украсть миллион» с неподражаемой Одри Хепбёрн в главной роли.

Кстати, в названии скрыта фактическая ошибка: главному герою Пьер-Полю придётся решить, как легализовать не один, а несколько миллионов.

2. «Как отмыть миллион» продолжает знаменитую кинотрилогии Дени Аркана о судьбах канадских интеллектуалов, не востребованных обществом. Она началась 32 года назад сатирической драмой «Закат американской империи». Спустя 16 лет появилась мелодрама «Нашествие варваров». Спустя ещё 16 – «Как отмыть миллион».

Вопреки соблазну увидеть в ритме выхода картин – каждые 16 лет, – некий тайный смысл, режиссёр признался, что это чистое совпадение.

3. В основу сценария лег реальный случай, произошедший 18 марта 2010 года в историческом квартале Старый Монреаль, когда трое муж мужчин в масках ограбили бутик модной одежды, застрелив двух человек и ранив еще двух. В 2014 году суд присаженных приговорил преступников к пожизненному заключению без возможности условно досрочного освобождения.

Режиссёр заявлял: «Я исследовал этот случай. Собирал всю информацию об инциденте в журналах и газетах. Фантазировать, почему это произошло, и пришёл к выводу, что деньги – единственная оставшаяся ценность современного общества. Тогда я начал думать о том, что произойдет, если парень окажется с двумя сумками, полными денег. Что он будет с ними делать?».

4. Во всех лентах трилогии сыграли «завсегдатаи» фильмов Дени Аркана — актёры Реми Жирар и Пьер Курци. Почему «завсегдатаи»? Потому что оба снялись в семи фильмах режиссера!

В «Как отмыть миллион» они исполняют второстепенные роли: Жирар сыграл финансового консультанта с криминальным прошлым, недавно вышедшего из тюрьмы, а Курци – влиятельного финансиста, который мастерски использует лазейки финансового законодательства Канады.

5. После кражи денег главный герой Пьер-Поль решил потратиться на себя, и заказал проститутку под псевдонимом Аспасия. Так звали возлюбленную Перикла – древнегреческого государственного деятеля, «отца-основателя» афинской демократии. Также предание гласит, что Аспасия была любовницей философа Сократа.

Для Мари Пьер-Морен роль Аспасии стала дебютом в большом кино. На родине она в первую очередь известна как модель и лицо нескольких крупных брендов одежды. Кстати, родилась красотка как раз в год выхода первой картины трилогии Дени Аркана – в 1986 году.

6. Режиссёр весьма увлечён российской культурой и историей. Фильм начинается с разговора Пьер-Поля со своей подругой. Главный герой доказывает, что большинство великих писателей были безумцами, и приводит в пример Достоевского, продавшего шубу жены, чтобы сыграть в казино, и Толстого, запрещавшего крестьянам делать прививки.

Интересно, что это не первая отсылка к русской культуре в фильмах Дени Аркана. В предыдущей ленте трилогии «Нашествие варваров» упоминались «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и периодическая таблица химических элементов Менделеева как выдающиеся примеры достижений человеческого разума. 7. Фильм начинается с диалога Пьер-Поля с подругой. «За Трампа проголосовали 63 миллиона американцев» — «Недоумки обожают кретинов». На выборах президента США в 2016 году за Дональда Трампа действительно проголосовали 62,9 млн американцев. Интересно, что другой кандидат в президенты Хиллари Клинтон набрала на 2,9 млн голосов больше, но всё равно стала второй.

Всё дело в избирательной системе США, когда победитель в каждом штате забирает голоса так называемых «выборщиков», число которых равняется числу округов по выборам в конгресс. Для победы необходимо получить 270 голосов «выборщиков» из 538.

Данные выборы стали пятыми в истории Соединённых Штатов, когда президентом стал кандидат, набравший меньшее число голосов избирателей, чем проигравший.

Не пропустите телепремьеру фильма «Как отмыть миллион» – в среду, 2 октября, в 20.30 на канале «Кинопремьера».

Источник

«Как отмыть миллион»: лучший фильм-ограбление, замаскированный под худший

Алексей Васильев рассказывает о замечательном фильме канадского классика Дени Аркана, который из-за русской адаптации названия, постера и трейлера прикидывается чем-то гораздо менее симпатичным.

Придуманное российскими прокатчиками и авторское, оригинальное канадское названия этой картины приглашают как будто бы на два совершенно разных фильма: «Как отмыть миллион» и «Падение американской империи». Однако здесь тот случай, когда два разных фильма — авантюрный и аналитический — не просто благополучно сосуществуют в одном, они друг другом питаются, создавая стереоэффект идеальной картины, словно служащей решением дилеммы — как провести два часа перед сном: за необременительным детективным сериалом или трактатом о современном витке капиталистического общества. Чтобы не выбирать, нынче есть такой фильм, обслуживающий обе сферы интересов, и было бы вполне органично, если б он использовал оба названия через запятую: «Падение американской империи, или Как отмыть миллион».

Что фильм берётся решить криминальную задачку из второго названия, очевидно, поэтому начнём с первого. Им наградил свой фильм патриарх канадского авторского кино Дени Аркан в память о другом, прежнем своём фильме, который 33 года назад вывел Канаду на фестивальную орбиту, в частности, в Канны: «Закат американской империи» (1986). Та разговорная картина с грустью рассматривала общество 80-х, по инерции сохранившее сверхценностное семидесятническое отношение к множественности сексуальных побед, но разнящееся от мира 70-х, как лысеющий семьянин в тапках и с кредитом — от старшеклассника на мотоцикле с развевающимися на ветру хайрами и мыслями. Отболтав о сексе, мужчины и женщины встречались за удручающим ужином для семейных пар: брачные узы и привычный круг, эти страховки от опасностей старости, заставляли их ощутить не сколько они приобрели, а сколько потеряли. В известном смысле Аркана с секс-болтовнёй и воображаемой любовью его перссонажей, с его авторским даром показать вечное возвращение мифов под покровами современности («Иисус из Монреаля», 1989) можно считать эдаким кинематографическим дедушкой нынешнего моднейшего режиссёра-канадца Ксавье Долана — даром что Аркан также успел вскочить и в последний вагон пронзительного гей-кино первого призыва (Альмодовар, Джармен, Ван Сент) с экранизацией пьесы «Любовь и бренные останки» (1993), где прозвучала роковая для 90-х фраза «Мне не нужен друг, мне нужен любовник».

Съёмочная группа фильма, в центре — Дени Аркан, tvanouvelles.ca

За закатом римской империи, также искавшей усладу в хаотичном сексе, последовало нашествие варваров, взявших римлян тёпленькими, — и Аркан дал Северной Америке «Нашествие варваров» (2003, премия «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм), вернувшись к компании персонажей из «Заката», оторопевших, когда один из них взялся умирать от рака: как выяснилось, капиталистическая система безотказно работает, только пока безотказно работаешь ты сам, перед смертельной опасностью она так же беспомощно разводит руками и норовит незаметно смыться, как провинившийся ребёнок.

За нашествием варваров Рим пал. Но «Падение американской империи» не предлагает ещё одной встречи с персонажами, не полюбившимися с первого взгляда. Первая сцена представляет из себя десятиминутный диалог в бистро совершенно нового главного героя, 30-летнего курьера службы доставки, с подругой жизни, разведённой кассиршей с ребёнком. Диалог провоцирует кассирша, похоже, твёрдо решившая расстаться, и ведёт его по линии «Если ты такой умный, что ж ты работаешь курьером». Курьер отвечает, что в том и дело, что умный человек в нашем мире не может преуспеть, и сравнивает политиков — Саркози, Берлускони, Трампа — с продавщицей пылесосов, обещающей клиенткам, что эта покупка сделает их счастливыми: ведь только продавщица, которая сама искренне верит, что пылесос принесёт счастье, сможет убедить покупательницу его купить. На вопрос, а как же писатели, курьер отвечает: они все были безумцами, и приводит пример Достоевского, продавшего шубу жены, чтобы сыграть в казино, хотя ум подсказал бы ему ничтожность шансов на выигрыш, и Толстого, запрещавшего крестьянам делать прививки.

Съёмочная группа фильма, в центре — Дени Аркан, tvanouvelles.ca

Фильм Аркана тем и располагает, что снят не безумным гением, не Толстым и не Достоевским, а просто умным человеком. «Где же умные люди?» — спрашивает кассирша. «Сидят по квартирам, на фермах, на берегу моря», — отвечает курьер. Именно мы, попрятавшиеся по квартирам, понимающие умом, что не изменим мир, и всё же знающие истинную цену вещам, и составляем аудиторию интеллектуального кино.

И тут интеллектуальный фильм совершает маленькое чудо. Аркан — по жизни умный человек, но теперь — ещё и 78-летний человек. К уму его прибавилась мудрость. «Хорошего человека бог вознаградит ещё при жизни», — говорит в фильме один из тех бездомных, которым помогает курьер, покупая их печатный орган и дежуря на раздаче бесплатных обедов. И это — обретённая мудрость Аркана, которую он делает смысловым лейтмотивом картины. Курьер становится свидетелем налёта на бандитский общак, а когда все друг друга перестреляют, ему останутся две сумки с деньгами. И нынешнее падение американской империи, как покажет Аркан, заключается в том, что она лишила своих граждан высшего, по ещё вчерашним американским стандартам, права: права воспользоваться своим успехом или удачей, купив на них свободу. Прошли времена изобретательных воров с располагающими ряхами Стива МакКуина и Пола Ньюмена. Украсть — больше ничего не значит. Ты пойди используй краденые деньги в нынешней системе цифрового учёта и налогообложения, запрещающего оффшорные счета.

И точно так же, как в старых криминальных фильмах главным аттракционом была технология похищения ценностей из сверхохраняемого пространства, аттракционом новой картины становится история про то, как эти деньги отмыть, спрятать и сделать снова для себя доступными. И вот тут вперёд выступает российское название — теперь вопрос не в том, «Как украсть миллион», а как его отмыть. Аркан рассматривает подробную и реальную схему отмывания, не такую, как в красивейшем фильме Майкла Манна «Кибер» или как у обаятельных цифровых фокусников из «Иллюзии обмана», где по экранам летают байты информации и деньги фантастическим образом оказываются в итоге на картах героев, распластавшихся где-то в Тихом океане, но как это конкретно вышло, из этих фильмов всё равно непонятно. Конечно, посмотрев фильм Аркана, вы тоже не получите пошаговый рецепт, которым тут же сможете воспользоваться, но алгоритм действий здесь представлен конкретный, осуществимый.

Съёмочная группа фильма, в центре — Дени Аркан, tvanouvelles.ca

Таким образом, Аркан в этот раз предложил не «кино не для всех», каким баловался в свои каннско-оскаровские годы. Оно сгодится любому без риска остаться непонятым. И всё же у этой «Аферы Томаса Крауна» для современных интеллектуалов есть своя адресная аудитория. Кто она — объясняет та сцена, где курьер заходит на сайт эскорт-услуг. Он выбирает элитную проститутку, взявшую в качестве псевдонима имя любовницы Сократа и обратившую к потенциальным клиентам красивое двустишие-вопрос. Курьер незамедлительно лезет на одну из своих многих книжных полок, находит томик Расина и отвечает той репликой, которая в нужной трагедии следовала за этим двустишием. То есть он, конечно, не помнит наизусть, что в какой трагедии Расина кто кому отвечал. Но и не гуглит фразу. Он узнаёт источник и точно помнит, на какой книжной полке у себя дома его найдёт.

Обаяние фильма — для, опять-таки, адресной аудитории — делает совершенно необоримым световое и колористическое решение Квебека. Аркан помещает его в солнечное марево, с бликующими зеркалами обратного вида на авто, активно используя в палитре жёлтый и бледно-зелёный цвета. Это сентябрь. Ещё тёплый, прогулочный месяц, но — с пространством, свободным для променада, когда клерки уже вернулись в офисы и дети расселись по партам. В эти дни города наделены тем же очарованием, что курорты в сезон, когда тёплые дни ещё не редкость, но варвары-отдыхающие разбежались. Самое время урвать кусок своего собственного, нетуристского, тебя одного согревающего солнца. И отмыть эту свалившуюся на тебя щедрость богов в темноте зала, за созерцанием умного, рассудительного, к тебе одному обращённого фильма.

Источник

Оцените статью