Как промыть систему охлаждения лимонной кислотой
Начнем с того, что специалисты рекомендуют промывать систему охлаждения двигателя при каждой смене антифриза или тосола, в случае неожиданного роста рабочей температуры и перегревов мотора, аварийных неисправностей и т.д.
Что касается промывки, существует несколько способов, которые позволяют удалить накипь, грязь, продукты распада присадок и другие всевозможные отложения из каналов системы охлаждения, а также с поверхностей деталей. В продаже представлено большое количество специальных активных составов.
При этом по тем или иным причинам многие автолюбители вместо химических средств предпочитают давно известные и проверенные временем решения. Как правило, под такими решениями понимается промывка системы охлаждения двигателя сывороткой или лимонной кислотой. Давайте остановимся на лимонной кислоте и рассмотрим этот способ более подробно.
Промывка системы охлаждения двигателя: лимонная кислота в качестве очистителя
Как уже было сказано выше, необходимость промывать систему охлаждения может возникнуть по разным причинам. Как правило, поводом для промывки можно считать случаи, когда:
- в расширительном бачке потемнел или помутнел антифриз;
- в антифризе заметны «хлопья» накипи, комки грязи;
- двигатель начал регулярно перегреваться;
- часто срабатывает вентилятор охлаждения;
- возникли проблемы с работой термостата;
- внутрисалонный отопитель (печка) работает некорректно и т.д.
Не трудно догадаться, что игнорирование указанных симптомов в скором времени приведет к более серьезному перегреву ДВС, что, в свою очередь, выведет двигатель из строя. При этом ряд простых и доступных действий позволяет заблаговременно решить уже имеющуюся проблему своими руками, а также в дальнейшем избежать нежелательных последствий.
К этому стоит добавить, что аналогично минимизировано и вредное воздействие такого очистителя на саму систему охлаждения. Это значит, что лимонная кислота при правильном использовании не способна нанести вред деталям, резиновым патрубкам, уплотнителям и т.д. Другими словами, состав можно смело применять для чистки радиаторов независимо от материала их изготовления (алюминий, латунь).
Также стоит выделить доступность способа, так как лимонная кислота является дешевым продуктом, особенно если сравнивать с готовыми специальными очистителями системы охлаждения разных отечественных и иностранных производителей. Главное, автовладельцу нужно знать, как приготовить промывку и промывать ею охлаждающую систему. Другими словами, нужно понимать, в каких пропорциях смешивать лимонную кислоту и воду.
Следует отметить, что пропорции лимонной кислоты в растворе для промывки системы охлаждения являются условными. Более того, мнение многих автолюбителей на этот счет несколько отличается. Однако не следует делать поспешных выводов, так как ошибочно полагать, что чем больше кислоты, тем лучше.
Если вспомнить, что для удаления накипи в быту (например, в чайнике), достаточно 1 пакетика 30г. на пару литров воды, тогда можно сделать вывод о том, что на 5л. будет достаточно 70г. лимонной кислоты, то есть для одного цикла очистки целесообразно сразу покупать большую упаковку на 80 г.
Если же система охлаждения сильно грязная, тогда вполне возможно, что очищать придется несколько раз для достижения надлежащего эффекта. Это значит, что необходимо иметь в запасе как минимум две или даже три больших упаковки.
Как очистить систему охлаждения лимонной кислотой
Если говорить о самой процедуре промывки, тогда следует подготовить воду, лимонную кислоту, а также запастись временем. Процесс не сложный, однако, вполне может оказаться трудоемким.
- Обратите внимание, для приготовления промывки нужно использовать дистиллированную воду, а не проточную. В крайнем случае, обычную воду из-под крана нужно хорошо прокипятить, а уже затем смешивать с кислотой и заливать в систему охлаждения.
- Для эффективного смешивания воды и кислоты нужно взять около 0.5 литра воды в отдельной емкости, затем эту воду следует кипятить. После того, как вода начнет кипеть, засыпается лимонная кислота. Это позволяет кислоте хорошо раствориться. Далее полученный раствор охлаждается. После этого можно вливать готовый раствор в основной объем воды, затем снова перемешать.
- Далее антифриз или тосол из системы охлаждения можно сливать, оценивая степень загрязненности и состояние по внешнему виду (цвет, запах, примеси и т.д.). Если тосол или антифриз очень грязный, тогда водно-кислотный раствор должен быть насыщенным (около 80г. кислоты на 5 л. воды). Если же антифриз относительно чистый, тогда будет достаточно и 40-50г.
- Теперь в расширительный бачок вместо антифриза заливается промывка, двигатель нужно запустить и прогреть до рабочих температур на ХХ (пока не откроется термостат и не включится вентилятор охлаждения).
- Обычно для очистки мотор работает около 10-15 минут, также можно дополнительно погазовать на холостом ходу. По окончании двигатель нужно заглушить.
- После того, как ДВС немного остынет (15-20 минут), раствор можно сливать. Параллельно следует оценивать его цвет, состояние и т.п. Если видна грязь, тогда процедуру промывки нужно повторить, залив в систему свежую порцию очистителя.
- Признаком того, что система очищена, будет являться чистая промывка, которая сливается. Далее следует еще 2-4 раза промыть систему дистиллированной водой, но уже без кислоты. Теперь можно залить свежий антифриз или тосол.
Советы и рекомендации
Как видно, количество лимонной кислоты в растворе можно считать условным. При этом не стоит стремиться значительно превысить концентрацию, так как лимонная кислота в больших количествах также может оказаться агрессивной по отношению к отдельным деталям системы охлаждения.
На следующий день снова заливается очиститель, а промывка под нагрузкой повторяется. Только после того, когда сливаемая промывка и дистиллированная вода окажутся чистыми, в систему заливается свежий антифриз.
Напоследок отметим, что профилактическая промывка системы охлаждения двигателя лимонной кислотой или другими средствами позволяет продлить срок службы отдельных деталей указанной системы и снизить нагрузку. Также удается увеличить ресурс антифриза или тосола.
Запомните, исправная работа системы охлаждения двигателя позволяет поддерживать оптимальный температурный баланс в любых условиях, что положительно сказывается на общем сроке службы ДВС.
Как часто требуется замена антифриз. Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средства для промывки системы охлаждения ДВС.
Отличие тосола от антифриза, совместимость разных видов охлаждающей жидкости. Что выбрать, тосол и антифриз. Как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле.
Промывка радиатора системы охлаждения двигателя своими руками. Как и чем лучше промывать радиатор самому изнутри без снятия с машины.Рекомендации.
Замена охлаждающей рабочей жидкости системы охлаждения двигателя. Особенности выполнения процедуры слива. Удаление остатков антифриза из блока цилиндров.
Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.
Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.
Источник
Лимонная кислота в расширительный бачок «тэчика» — радиатор на выброс
Любую техническую жидкость требуется периодически менять. Антифриз в системе охлаждения исключением не является. Сколько он прослужит, определяется в основном долговечностью присадок, сдерживающих химическую активность антифриза по отношению к материалам, из которых выполнены узлы системы охлаждения. В очень нестандартном случае разбирался Сергей Волков.
Самые распространенные антифризы — силикатные и карбоксилатные. Названия они получили из-за антикоррозийных присадок, которые используются в той или иной охлаждающей жидкости. В наших условиях силикатные антифризы рекомендуется менять после трех лет эксплуатации, карбоксилатные — после пяти-шести.
Проблема в том, что придерживаются рекомендуемой периодичности обслуживания системы охлаждения далеко не все владельцы автомобилей. Чем старше и подержаннее машина, тем вероятнее, что антифриз давным-давно не менялся.
Но вот у автомобиля появился новый владелец. Он устраняет неисправности, которые есть в любой «бэушке», меняет моторное масло и фильтры, смотрит, что в бачках гидроусилителя, главного тормозного цилиндра, расширительным бачке системы охлаждения.
Как должен выглядеть антифриз, знает каждый мало-мальски опытный водитель. Если он видит в расширительном бачке мутную рыже-бурую жидкость, это не может не насторожить.
Рыжий цвет старый антифриз получает из-за ржавления металлических деталей, с которыми охлаждающая жидкость контактирует. Мутность и цвет означают, что присадки в антифризе, обязанные сдерживать коррозию, свое отработали.
Помимо продуктов коррозии в давно не менявшейся охлаждающей жидкости можно найти частички, напоминающие песчинки. Это накипь, а также осадок, к образованию которого особенно склонны так называемые силикатные антифризы. Кроме того, в старых антифризах часто обнаруживают силикатный гель, припойный шлак, даже масло и герметик. Так во всяком случае говорят специалисты по системам охлаждения.
Внешний вид отработавшего антифриза не только говорит о необходимости замены, но и порождает вопрос о промывке системы охлаждения от накопленной грязи. Это и произошло с владельцем Volkswagen Transporter T4, который совсем недавно обзавелся представителем модели, в Беларуси повсеместно ласково называемой «тэчиком». Надо сказать, что помимо цвета и мутности к промывке подтолкнул еще и гнилостный запах, имевшийся у субстанции, которая находилась под крышкой расширительного бачка.
Желание промыть породило вопрос «чем?». Соседи по гаражу наперебой предлагали народные средства: молочнокислую сыворотку, уксус, препарат для удаления накипи в чайниках, лимонную кислоту…
На последней хозяин «тэчика» почему-то и остановил выбор. Сказано — сделано. Раствор для промывки был залит в систему охлаждения. Первоначально предполагалось, что с ним машина простоит ночь, но затем планы поменялись. Кто-то подсказал, что надо запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до полного прогрева, а затем еще некоторое время, чтобы промывочная смесь, подгоняемая помпой и будучи горячей, очистила все закоулки системы как следует.
Судя по запаху, который сопровождал проведение процедуры, а также виду слитой из системы поработавшей промывки, результат был. Это обрадовало, однако о том, что получилось на самом деле, владелец автомобиля узнал лишь после заливки свежего антифриза и пробной поездки.
За время поездки уровень антифриза в бачке упал. Спасительная мысль, что, возможно, в системе были воздушные пробки, которые выгнало во время поездки, подтверждения не нашла. Уровень продолжал падать, что указывало на появление течи.
Поиск места, откуда течет, привел к радиатору системы охлаждения. Потихоньку капало явно из него.
Сердцевина радиатора состоит из множества трубок, по которым циркулирует антифриз. Для увеличения охлаждающей поверхности с трубками соединены гофрированные ленты. Вот трубки и потекли, будто кто-то проколол их в разных местах тончайшими иголками.
Наружная поверхность трубок и лент страдает от соли и влаги, попадающих в сердцевину из окружающей среды. Однако снаружи трубки и ленты радиатора «тэчика» не выглядели сильно поврежденными коррозией. Смущало лишь большое количество грязи в сердцевине, но причина течи явно крылась не в наружной коррозии.
По всей видимости, виновником была не столько внешняя, сколько внутренняя коррозия, которая изнутри истончила стенки трубок сердцевины. Затем во время промывки к трубкам «приложилась» лимонная кислота, эффективность и скорость взаимодействия которой с материалом трубок, судя по всему, превзошли любые ожидания.
И последняя капля — избыточное давление, которое возникает и поддерживается в системе охлаждения во время работы. С его помощью антифриз насквозь продавил трубки радиатора в наиболее слабых местах.
Куда годится радиатор, ставший похожим на решето, если не на выброс? За новый радиатор просили от 160 рублей, если он китайский no name, и до 250 рублей за изделие тоже из Китая, зато, как заверили продавцы, марки Behr/Hella, подтверждающей качество товара. Его и купили.
Однако история на этом не закончилась. После установки нового радиатора владелец Transporter обнаружил, что во время поездки запотевает лобовое стекло, а в салоне пахнет антифризом. Раньше такого не было, а это признаки того, что потек другой радиатор — печки. Видимо, кислотная промывка сказалась и на нем. Стало быть, впереди еще одна разборка.
Но как промыть систему охлаждения правильно, без последствий, требующих ремонта? Специалисты рекомендуют начать с мягкой промывки, при которой в качестве промывочной жидкости используется раствор свежего антифриза с еще очень активными присадками в дистиллированной или кипяченой воде в пропорции один к трем-четырем. На таком растворе двигатель должен поработать не меньше 10-15 минут. Если слитая после промывки жидкость по виду мало чем отличается от старого антифриза, есть смысл повторить процедуру.
Когда возраст автомобиля, цвет и мутность слитого антифриза намекают на сильное засорение системы охлаждения, от которого промывка смесью воды и антифриза вряд ли избавит, можно попробовать специальные промывочные препараты из арсенала автохимии.
Но если система забита отложениями напрочь, не поможет ничего, кроме замены тех компонентов, где грязь задержалась как в фильтре. А как относиться к дедовским способам промывки, известным и вроде бы зарекомендовавшим себя со времен царя Гороха? Тут каждый решает сам для себя — рискнуть или воздержаться…
Источник