- отчет об очистке МАФ
- Модераторы: Danich, odyssey, Camel, snow1975
- чем чистить MAF-сенсор (расходомер). в частности на Toyota
- #1 johnnie_walker
- #2 302
- #3 diezelist
- #4 302
- #5 ADDY
- #6 Laf
- #7 R A M I S
- #8 Ula_sabyrbekov
- #9 ark@diy
- #10 johnnie_walker
- Чем почистить МАФ сенсор (датчик массового расхода воздуха)?. делимся советами
- #1 panda
- #2 coolio
- #3 panda
- #4 web-designer
- #5 @@@Artur@@@
- #6 PLANER
- #7 Low Timing
- #8 coolio
- Очиститель для ДМРВ
- Как выбирать очиститель ДМРВ
- Чем можно чистить ДМРВ из народных средств
- Рейтинг очистителей ДМРВ
- Liqui Moly Luftmassensensor Reiniger
- Kerry KR-909-1
- Hi Gear Mass Air Flow Sensor Cleaner
- CRC Air Sensor Clean PRO
- Gunk Mass Air Flow Sensor Cleaner
- Когда чистка не поможет
- Заключение
отчет об очистке МАФ
еще один сергей
Модераторы: Danich, odyssey, Camel, snow1975
Духовное выше материального. Общее выше частного. Справедливость выше закона. Служение выше владения. Власть выше собственности.
У меня так с похолоданием с расходом бензина вообще караул — было 17-18 по городу, теперь — 22-23. Правда я езжу в-основном на короткие расстояния — прогрел машину 10 минут — проехал 5 километров. Наверно тоже надо МАФ-сенсор прочистить.
не трогай технику-она тебя не подведёт!
тише едеш-дело мастера боица
Ненавижу фашистов и фюрера их крысомордого, ненавижу. club-lexus.ru/. ers/index.php?address_id=414
Ненавижу фашистов и фюрера их крысомордого, ненавижу. club-lexus.ru/. ers/index.php?address_id=414
Ненавижу фашистов и фюрера их крысомордого, ненавижу. club-lexus.ru/. ers/index.php?address_id=414
Ну, не полная и не ерунда: если простоять с заведенным двигателем час-два (для наглядности), то средний расход (по компьютеру) вырастет. И никакая арифметика от этого не спасет.
Человек греется 10 минут, едет 5 минут: естественно, средний расход его выше, чем при просто езде.
Всем спасибо
Y-DNA:M423+ P41.2- L161-
mtDNA: H11
У меня так с похолоданием с расходом бензина вообще караул — было 17-18 по городу, теперь — 22-23. Правда я езжу в-основном на короткие расстояния — прогрел машину 10 минут — проехал 5 километров. Наверно тоже надо МАФ-сенсор прочистить.
Духовное выше материального. Общее выше частного. Справедливость выше закона. Служение выше владения. Власть выше собственности.
Источник
чем чистить MAF-сенсор (расходомер). в частности на Toyota
#1 johnnie_walker
одни говорят чистить можно карбом. другие отговаривают мотивируя тем что можно «убить» карбом сенсор.
еще читал что мягкой кисточкой (типа из беличьего меха), опять же услышал что: «кисточкой начисто не почистишь, лучше карбом».
вот такой замкнутый круг.
посоветуйте как, чем и как часто лучше чистить MAF?
#2 302
#3 diezelist
одни говорят чистить можно карбом. другие отговаривают мотивируя тем что можно «убить» карбом сенсор.
у карба есть одни грабли: он очень быстро сохнет, получается он сначала чистит — но потом все снова растекается и вот тут он как раз высыхает!
с карбом надо еще что-то применять, возможно после карба(т к он хорошо растворяет) промыть спиртом и продуть(выдуть) компрессором
а те кто так не заморачиваются — как раз таки убивают сенсор
#4 302
Карбом нельзя, кроме всего прочего оставляет налет.
Некоторые виды МАФов просто убивает.
Хотя есть разные фиды МАФов, не вникал потому что не интересно.
В Гугле про чистку спиртом читайте.
Сообщение отредактировал 302: 18 Октябрь 2011 — 17:51
#5 ADDY
мафы всякие бывают. некоторые можно кисточкой убить, некоторые карбом, некоторые еще чем то, некоторым похер, некоторые (как у меня) только на замену. гуглить придется
#6 Laf
#7 R A M I S
johnnie_walker на своей сам чистил спиртом и ватной палочкой поначалу. Потом на ТЕСС авто мне почистили карбом и компрессором после продули. Теперь и сам так же делаю.
#8 Ula_sabyrbekov
кисточка+бензин потом карбом слабо-слабо продуть и высушить
#9 ark@diy
есть специальная жижа у лики моли, но они ее сюда не возят.
я пробовал чистить китайским карбом. он плохо чистит, потом купил манноловский за 150 сом, пару раз брызнешь и все чисто.
#10 johnnie_walker
вот информацию нашел. для сенсоров Тойота-Лексус.
Как чистить (краткое описание):
1. Снять разъем полностью
2. Открутить 2 винтика
3. Вынуть датчик
И чистить . очень аккуратно. снаружи и внутри. ОН НЕРАЗБОРНЫЙ.
Американцы используют Карбюратор клинер.
Там внутри два волоска стоит, их можно беличьей кисточкой ОЧЕНЬ аккуратненько.
Затем все продуть. Собрать.
CHECK ENGINE обнуляется:
Или снятием клеммы минус на
30 секунд. Причем пока клемма снята рекомендуется нажать на педаль тормоз (
Или вытаскиванием предохранителя EFI.
Подробная инструкция от joyrider (дополнение к описанию выше):
MAF-сенсор очень важный компонент, определяющий количество воздуха, которое подается в двигатель. Когда сенсор загрязняется, он подает сигнал, что воздуха через него прошло больше,
чем на самом деле. ECU (компьютер), использует эту информацию и автомобиль поначалу незаметно, но начинает терять свои прежние характеристики. Увеличивается расход топлива, хуже становится отклик на педаль газа и ухудшается приемистость. В условиях Европы и США MAF-сенсор рекоммендуется чистить не реже чем один раз в 20 тыс. миль (32.000 км) или каждые два года. В условиях российской эксплуатации этот временной промежуток легко можно сократить вдвое.
Итак, приступим. Где искать MAF-сенсор, уже видно по фотографии выше.
Вот так он будет выглядеть вблизи, со снятым разъемом:
И вот, датчик у вас в руках! И теперь, главное избежать основной ошибки!
Многие люди сразу начинают чистить сенсор, который сразу бросается в глаза,
он обведен на фото красным:
После этого, с чувством выполненного долга, MAF-сенсор воодружается на место, а
владелец машины удивляется «похоже, что ничего не изменилось!». Неудивительно.
Ведь это сенсор температуры воздуха! А то, что предлагается почистить
беличьей кисточкой, находится внутри датчика! Загляните вовнутрь так,
как показано на рисунке :
Вот там-то вы и увидите искомые «волоски», которые требуют чистки!
Вот они:
И аккуратней с давлением кисточки при очистке.
Теперь можно собирать все назад. Как можно убедиться, с очисткой MAF-сенсора
на Lexus без труда сможет справиться и девушка
Дополнение от Ural (спасибо DmitryZ за сигнал об информации в нашем форуме)
Две недели назад прочищал MAF как учили в Клубе (со съемом минусовой клеммы). Расход топлива упал примерно на 3 литра, хотя визуально MAF был чистый. Немножко порадовался, но почему-то холостые обороты в режиме «D» в режиме стоянки на светофоре стали в пределах 450-500 об/мин. Озаботился очисткой датчика холостого хода, уже собирался делать, но не успел, в субботу наконец подошла моя очередь переделывать у ребят мили, галлоны и фаренгейты в наши единицы (заодно и радио сделали, сейчас все ловит). Все сделали отлично, теперь привычные цифры и радиостанции. Исходя из принципа, что кашу маслом не испортишь, решил еще раз промыть MAF и обнулить компьютер. При съемке MAF обнаружил интересную вещь, уплотнительное колечко после первой промойки не село на место, было в одном месте пережато и туда хоть немного, но подсасывало воздух. Виноват, конечно, сам, хотя колечко просто растянулось, когда на него попал КАРБЮРАТОР КЛИНЕР, а никто и не писал, что его перед промывкой MAF надо снимать. Нашел на автобазаре примерно такое же колечко (немножко меньше диаметром, чем надо, но с таким же сечением), кстати когда показывал образец, говорил что от пылесоса, скажешь от Лексуса, сразу говорят что нет или заламывают до 200 р., в итоге купил не знаю от чего, но за 10 р, тем более что это колечко ни с бензином, ни с маслом не контактирует, поставил, аккуратно вправил в гнездо, обнулил компьютер. Сразу и обороты поднялись и еще расход снизился. Так что тем, кто собрался промывать MAF, советую сначала снять колечко, а только потом мыть КЛИНЕРОМ, после просушки натянуть колечко на посадочное место. При постановке датчика на место аккуратно по кругу вправить колечко тоненькой отверкой в гнездо, вдавить датчик на место и затянуть винты. Всем удачи.
Источник
Чем почистить МАФ сенсор (датчик массового расхода воздуха)?. делимся советами
#1 panda
почистил дроссельную заслонку и обратил внимание, что не помешало бы почистить и датчик массового расхода воздуха, который находится на крышке корпуса воздушного фильтра. Карбом не вариант, т.к. он агресивен, хотел почистить спец. химией от Ликви Моли, но ее в данный момент нет в магазине и не будет в ближайшие 3 месяца. Есть ли альтернатива?
#2 coolio
#3 panda
coolio
а можно поподробней? на их местном сайте что-то не нашел что-либо подходящее
д.п.:
позвонил в магазин, посоветовали средство для очистки тормозов http://wurth.kg/wp-c. 0png_Page30.png
Сообщение отредактировал panda: 06 Апрель 2015 — 13:49
#4 web-designer
я WDшкой чистил. Полёт нормальный.
#5 @@@Artur@@@
что за бред вы пишете какой ведешкой? всю жизнь чищу карбом самое главное аккуратно
#6 PLANER
Главный ингредиент продукта — уайт-спирит. Входящее в состав минеральное масло, оставаясь на любой поверхности, обеспечивает смазку и долговременную защиту от влаги. Также в состав продукта входят различные летучие углеводороды, которые придают продукту низкую вязкость и возможность быть распыленными в виде аэрозоля. Такой способ подходит для консервации оборудования, содержащего скрытые полости и трещины.
Точная формула продукта до сих пор является коммерческой тайной и тщательно охраняется. Продукт не запатентован, чтобы избежать раскрытия технологии изготовления.
Сообщение отредактировал PLANER: 06 Апрель 2015 — 22:42
#7 Low Timing
Карба прысните туда и пусть просохнет. Главное не лазить кисточками, ватными палочками и прочим.
coolio
Что-то этому вюрту доверия никакого. Как не зайду, постоянно впаривают какую-то хрень аля брызните на капот и расход бензина уменьшится. Зашел как-то глянуть ленту антискрип. На меня посмотрели как на идиота и со словами «это прошлый век», суют какой-то болончик. «Попшикайте его в салоне и скрип пластика исчезнет». И все в таком духе всегда.
#8 coolio
Low Timing
есть такое)
я обычно захожу и говорю что конкретно мне нужно., и в кассу.
альтернативы особо у нас нет.
карб думаю для этой процедуры не совсем то, он слишком агрессивный.
Сообщение отредактировал coolio: 07 Апрель 2015 — 11:30
Источник
Очиститель для ДМРВ
Профессиональные очистители ДМРВ позволяют почистить и восстановить работоспособность датчика массового расхода воздуха и датчика давления воздуха, не повредив сам чувствительный элемент. При выборе не специального чистящего средства необходимо обязательно учитывать его состав, поскольку сам по себе датчик воздуха очень подвержен разрушению химически агрессивными веществами.
Из всех представленных на рынке средств специально предназначенных для удаления нагара с датчика ДМРВ, ДТВВ либо ДДВК самыми популярными и эффективными оказались пять очистителей. Результаты их действия были доказаны в практическом использовании многими автовладельцами. Рейтинг очистителей ДМРВ составлялся согласно отзывов. Чтобы сделать правильный выбор детально изучите их характеристику, состав и показания к применению.
Название очистителя ДМРВ | Особенности средства | Объем в мл | Цена по состоянию на лето 2020 года, российских рублей |
---|---|---|---|
Liqui Moly Luftmassensensor Reiniger | Удаляет сложное загрязнение и быстро испаряется | 200 | 950 |
Kerry KR-909-1 | Хорошая эффективность по доступной цене | 210 | 160 |
Hi Gear Mass Air Flow Sensor Cleaner | Используется для профессиональной очистки в автосервисах | 284 | 640 |
CRC Air Sensor Clean PRO | Хороший вариант для очисти датчиков дизельного авто | 250 | 730 |
Gunk Mass Air Flow Sensor Cleaner | Может использоваться для MAF и IAT сенсоров, при сильных загрязнениях придется повторно использовать. Есть резиновое уплотнение | 170 | 500 |
Как выбирать очиститель ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — устройство очень «чувствительное» и склонно к повреждениям, поэтому к выбору чистящего средства для него нужно подходить ответственно. В частности, чистящая жидкость не должна быть химически агрессивной, в том числе по отношению к пластику, поскольку в противном случае существует вероятность того, она попросту «разъест» внутреннюю часть датчика.
Почищенный корпус ДМРВ
Часто автолюбители не заморачиваются над выбором и применяют для очистки нагара на датчике любой очиститель в аэрозольном баллончике, но стоит ли так делать? Например, можно ли чистить ДМРВ очистителем карбюратора? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от состава карбклинера. К сожалению, не на всех упаковках этих средств, точно написано, какие вещества имеются в составе чистящей жидкости. В состав многих очистителей карбюратора входит ацетон и другие агрессивные жидкости, предназначенные для качественной очистки нагара на дроссельных заслонках. Однако для чистки ДМРВ такие очистители карбюратора не подходят, ведь они способны попросту разрушить рабочий сенсор.
Использовать ли очиститель карбюратора для чистки датчика или нет — решать исключительно Вам! Но если состав не известен или есть агрессивный растворитель — лучше отказаться от такой идеи, либо как минимум, выполнить предварительный тест. Заключается он в следующем…
Нужно взять какую-нибудь коробочку или лист из тонкого прозрачного пластика (такой, который используется для пищевых контейнеров) и брызнуть на него карбклинером. При этом можно понюхать состав. Ацетон и другие химически агрессивные вещества имеют резкий специфический запах, который легко улавливается обонянием. После этого нужно подождать несколько минут и проверить состояние пластика. Если он помутнел, а тем более расплавился — таким очистителем однозначно нельзя пользоваться, им можно только окончательно вывести датчик из строя. Если же с пластиком ничего не случилось — можно попробовать его использовать для чистки. Такой же тест актуален для очистителей контактов и дисков (они достаточно химически агрессивны).
Рекомендуем и можно ли использовать WD-40. Ведь на самом деле WD-40 использовать для этих целей НЕЛЬЗЯ брать! «Вэдэшка» попросту разъест чувствительный элемент датчика, имея в составе тормозную жидкость.
Состав — главный критерий который нужно учитывать при выборе очистителя для ДМРВ. Средство не должно содержать химически агрессивных веществ (ацетон, растворители пластмассы и/или резины). В подходящем средстве могут быть только сольвенты и спирты. Использовать дешевые средства в которых непонятно какое действующее вещество опасно.
Таким образом, нужно пользоваться жидкостями по их прямому назначению. То есть, для чистки ДМРВ лучше всего использовать профессиональные средства, специально предназначенные для этой цели.
Чем можно чистить ДМРВ из народных средств
В автомобильной практике обычных автолюбителей специализированные очистители используются редко, по причине их дороговизны. Часто это вполне оправдано так как часто специальные очистители основываются на одном или двух действующих веществ, которые более доступны. К допустимым к применению «народных» средств для чистки ДМРВ относится:
Бутылочка с муравьиным спиртом
- Муравьиный спирт. Это медицинский препарат, свободно продающийся в аптеках. Состоит из 1,4% муравьиной кислоты, которая растворена в 70% этиловом спирте. Очень хорошо удаляет различные грязевые отложения и растворяет даже застарелую грязь.
- Изопропиловый спирт. Им можно протереть корпус датчика изнутри и снаружи. На чувствительные элементы датчика спирт лучше наносить при помощи шприца. Единственный момент, который стоит учесть — пары вредны для человека, поэтому нужно одевать респиратор при работе с ним.
- Этиловый спирт. Тут аналогично. Спирт хорошо растворяет грязь и масляную пленку. Им можно промыть не только корпус, но и чувствительные элементы замачивая или подавая небольшой струей.
- Водный раствор мыла или стирального порошка. Некоторые автолюбители просто делают мыльный раствор, после чего макают туда датчик целиком и «полоскают» его с последующей промывкой и просушкой.
- Метиловый спирт. Он также хорошо растворяет жир и грязь на внутренних элементах датчика массового расхода воздуха. Его аналогично можно разбрызгать из медицинского шприца (желательно с иглой).
Перечисленные средства на практике показывают неплохую эффективность и вполне способны справиться с несложными загрязнениями, либо в случае, если их используют в профилактических целях. Однако, если датчик массового расхода воздуха покрыт большим слоем нагара или маслянистых испарений что могут попасть при неисправной системе вентиляции картерных газов, то ни одно «народное» средство с таким загрязнением справиться не в состоянии. Именно поэтому лучше всего использовать профессиональные очистители ДМРВ, специально предназначенные для этого. Это более безопасно, удобно и эффективней.
Рейтинг очистителей ДМРВ
В список лучших очистителей входят 5 средств, которые на практике доказали свою эффективность. Рейтинг был составлен исключительно на основании отзывов и тестов, найденных в интернете, поэтому не рекламирует ни одно из средств, а позволяет лишь ознакомится из действием, пользоваться ими или нет — решать исключительно автовладельцу!
Liqui Moly Luftmassensensor Reiniger
Очиститель датчика массового расхода воздуха Liqui Moly Luftmassen-sensor Reiniger является самым популярным и эффективным в своем сегменте рынка. Может быть использован для чистки ДМРВ как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. После чистки испаряется быстро и не оставляет следов или жирных пятен на обработанной поверхности. Позволяет очищать элемент без демонтажа, но для лучшей чистки датчик все же лучше снимать датчик с посадочного места. По запаху состав Liqui Moly Luftmassen-sensor Reiniger на основе изопропилового спирта хотя производитель этого не указывает.
Отзывы и тесты автолюбителей позволяют утверждать, что очиститель ДМРВ «Ликви Моли» качественно отмывает даже застарелую грязь с внешних и внутренних поверхностей датчика. Он не оставляет следов и жирной пленки. Единственный недостаток очистителя заключается в его очень высокой цене.
Купить очиститель Liqui Moly Luftmassen-sensor Reiniger можно в баллончике объемом 200 мл. по артикулу 8044. Цена одного такого баллона по состоянию на лето 2020 года составляет порядка 950 российских рублей.
Kerry KR-909-1
Средство Kerry KR-909-1 позиционируется производителем как эффективный очиститель расходомера воздуха. Может использоваться для очистки самых разных датчиков воздуха, как массового расхода так и давления либо его температуры что могут устанавливаться как в бензиновых, так и дизельных моторах. Безопасен для пластика, не повреждает напыление на чувствительных элементах, быстро испаряется, не оставляет жирных следов. Производитель рекомендует использовать очиститель «Керри» не только в случаях, когда датчик засорился, но и просто в профилактических целях два-три раза в год. В том числе рекомендуется использовать при плановой замене воздушного фильтра.
Найденные отчеты автолюбителей указывают, что очиститель ДМРВ Kerry KR-909-1 обладает очень хорошей эффективностью. Он растворяет различные нагара на датчике, смолы, масла и просто засохший или засорившийся мусор. Дополнительным преимуществом является низкая цена. Недостатков не выявлено.
В продаже очиститель поставляется в виде аэрозольного баллона с трубочкой-удлинителем объемом 210 мл. Артикул упаковки аналогичный — KR9091. Цена одной упаковки составляет 160 рублей.
Hi Gear Mass Air Flow Sensor Cleaner
Очиститель датчика массового расхода воздуха Hi Gear Mass Air Flow Sensor Cleaner — еще одно эффективное средство для чистки ДМРВ. Может использоваться для чистки датчиков в моторах любого типа. Для качественной очистки датчик лучше демонтировать. Подходит для чистки как нитевых, так и пленочных расходомеров воздуха. Предназначен для удаления копоти, пыли, грязи, маслянистых отложений и ворса от воздушных фильтров, оседающих на внутренней поверхности датчика. Нанесенный аэрозоль быстро высыхает, не оставляет следов. Способствует восстановлению чувствительности рабочего элемента.
Что касается эффективности очистителя ДМРВ «Хай Гир», то она является вполне приемлемой. Состав хорошо удаляет разные смолы и засохшую грязь. Для удобства нанесения имеется трубка-удлинитель. Очиститель можно использовать не только для чистки ДМРВ, но и для поверхностей, для которых критично воздействие химически агрессивных веществ.
Продается очиститель датчика массового расхода воздуха «Хай Гир» в аэрозольном баллончике объемом 284 мл., артикул — HG3260. Средняя цена упаковки на указанный выше период составляет около 640 рублей.
CRC Air Sensor Clean PRO
Очиститель датчика массового расхода воздуха CRC Air Sensor Clean PRO предназначен для чистки ДМРВ только в бензиновых двигателях. Состав чистящего средства создан на основе быстросохнущих нафтеновых сольвентов. Не содержит хлорный гликоль и прочих хлорных компонентов. Состав безопасен для металла и большинства пластиков и резиновых покрытий. Может использоваться в любом пространственном положении, имеется трубка-удлинитель.
Автолюбители, пользовавшиеся очистителем ДМРВ «СРС» отмечают, что он обладает хорошей эффективностью. Действительно отмывает смолистые отложения и скопившуюся внутри датчика грязь и пыль. С помощью очистителя можно также чистить и другие датчики двигателя автомобиля. Преимущество — хорошая эффективность. Недостаток — у некоторых баллончиков бывает, что трубочка неплотно прилегает к носику, что затрудняет удобство использования и относительно высокая цена.
Продается очиститель датчика массового расхода воздуха CRC Air Sensor Clean PRO в аэрозольном баллоне объемом 250 мл. Артикул товара — 32712. Цена одного баллончика составляет около 730 рублей.
Gunk Mass Air Flow Sensor Cleaner
Очиститель ДМРВ Gunk Mass Air Flow Sensor Cleaner MAS6 предназначен для использования с любыми датчиками учета расхода воздуха. Он также используется многими профессиональными автомастерами в сервисных центрах и станциях техобслуживания. Работает стандартно — растворяет и удаляет масляные напыления, мусор, грязь, нагары и отложения на чувствительном элементе. Безопасен для пластиковых поверхностей однако отмечено что резиновые уплотнения пожет повреждать. Наносится с помощью трубки-удлинителя. После испарения не оставляет следов.
Отзывов об очистителе ДМРВ «Ганк» в интернете немного. Однако по найденным можно судить о средней эффективности средства. То есть, со стандартными загрязнениями он справляется неплохо, но при сильном нагаре или смолистых пятнах может понадобится повторное применение.
Продается очиститель в обычном аэрозольном баллоне объемом 170 мл. Цена одного баллона в районе 500 российских рублей.
Когда чистка не поможет
Перечисленные выше очистители могут помочь лишь в случае, когда ДМРВ, во-первых, находится в работоспособном состоянии, а во-вторых, его засорение не является критичным. В среднем, по статистике, ресурс расходомера воздуха составляет около 150 тысяч километров пробега. Обычно проволочный датчик выходит из строя по причине того, что на чувствительных элементах попросту осыпается напыление из драгоценных металлов: от времени, грязи и высокой температуры. В этом случае поможет лишь замена датчика на новый.
Продлить срок эксплуатации можно разными методами. В первую очередь нужно регулярно следить за состоянием воздушного фильтра двигателя, поскольку через него проходит пыль и грязь (моторное масло, технологические жидкости, песок, мошкара), которые и загрязняют ДМРВ. Второе, зачем нужно следить для продления срока эксплуатации датчика — это состояние двигателя. В частности, на датчик могут попасть испарения масла, тормозной жидкости, антифриза или просто пыль. Поэтому стоит следить за состоянием двигателя в целом.
Заключение
Для чистки датчика массового расхода топлива лучше всего пользоваться не карбклинерами и прочими аналогичными чистящими средствами, а профессиональными специализированными очистителями ДМРВ. Это гарантировано сохранит датчик в работоспособном состоянии, а также позволит избавиться от загрязнений внутри него. В крайнем случае, если загрязнение небольшое, и нет желания или возможности покупать очиститель, то можно воспользоваться одним из «народных» средств, которые были описаны выше.
Источник