Как правильно: «сотри» или «стери» (c доски)?
Правильно скажем «сотри», употребив в речи форму повелительного наклонения глагола «стереть». Слово «стери» не соответствует морфологической норме литературного русского языка.
Чтобы высказать просьбу, пожелание или приказ, в речи употребляются глаголы в форме повелительного наклонения, например:
- связать — свяжи берет;
- класть — клади вещи на место;
- отрезать — отрежь ломоть хлеба;
- уведомить — уведомь меня о письме.
Сравнив грамматическое оформление глаголов повелительного наклонения, отметим, что в их образовании прослеживаются две формы:
- часть глаголов имеет формообразующий суффикс -и (не порти);
- в морфемном составе некоторых словоформ укажем нулевой суффикс (съешь, нарисуй).
Отдельно отметим формы повелительного наклонения, образующиеся с помощью формообразующих частиц, которые добавляются к спрягаемой форме глагола, например:
Как правильно образовать форму повелительного наклонения глагола «стереть»? Какой вариант слова является литературным, «сотри» (с доски) или «стери»?
Понаблюдаем, как изменяется этот глагол в формах будущего времени:
- 1 лицо:я сотр-у — мы сотр-ём
- 2 лицо:ты сотр-ёшь — вы сотр-ёте
- 3 лицо:он сотр-ёт — они сотр-ут.
Как видим, в формах интересующего нас глагола «стереть» в приставке появилась беглая гласная «о», а в корне, напротив, исчезает беглая гласная «е».
От основы сотр- будущего времени с помощью формообразующего суффикса -и образуем форму повелительного наклонения данного глагола:
Словоформа повелительного наклонения глагола «стери» является просторечной, то есть находящейся за границей русского литературного языка. Аналогично в своей речи избегаем употребления просторечных форм повелительного наклонения глаголов:
Источник
Как правильно: «сотри» или «стери» (c доски)?
Правильно скажем «сотри», употребив в речи форму повелительного наклонения глагола «стереть». Слово «стери» не соответствует морфологической норме литературного русского языка.
Чтобы высказать просьбу, пожелание или приказ, в речи употребляются глаголы в форме повелительного наклонения, например:
- связать — свяжи берет,
- класть — клади вещи на место,
- отрезать — отрежь ломоть хлеба,
- уведомить — уведомь меня о письме.
Сравнив грамматическое оформление глаголов повелительного наклонения, отметим, что в их образовании прослеживаются две формы:
- часть глаголов имеет формообразующий суффикс -и (не порти),
- в морфемном составе некоторых словоформ укажем нулевой суффикс (съешь, нарисуй).
Отдельно отметим формы повелительного наклонения, образующиеся с помощью формообразующих частиц, которые добавляются к спрягаемой форме глагола, например:
- пусть светит солнце,
- пускай говорит,
- давай напишем,
- давайте посмотрим фильм,
- да здравствует мир.
Как правильно образовать форму повелительного наклонения глагола «стереть»? Какой вариант слова является литературным, «сотри» (с доски) или «стери»?
Понаблюдаем, как изменяется этот глагол в формах будущего времени:
- 1 лицо: я сотр-у — мы сотр-ём
- 2 лицо: ты сотр-ёшь — вы сотр-ёте
- 3 лицо: он сотр-ёт — они сотр-ут.
Как видим, в формах интересующего нас глагола «стереть» в приставке появилась беглая гласная «о», а в корне, напротив, исчезает беглая гласная «е».
От основы сотр- будущего времени с помощью формообразующего суффикса -и образуем форму повелительного наклонения данного глагола:
- (что сделай?) сотри с доски,
- сотри со стола,
- сотри с лобового стекла.
Слово «сотри» соответствует морфологической норме литературного языка.
Словоформа повелительного наклонения глагола «стери» является просторечной, то есть находящейся за границей русского литературного языка. Аналогично в своей речи избегаем употребления просторечных форм повелительного наклонения глаголов:
- взглянь вместо лит. взгляни,
- выдь вместо лит. выйди,
- положь вместо лит. положи,
- обойми вместо лит. обними,
- поди вместо лит. пойди,
- едь, езжай вместо лит. поезжай,
- слови вместо лит. поймай,
- ложи вместо лит. клади.
Источник
«Сотри» или «стери» (c доски), как правильно?
Правильно скажем «сотри», употребив в речи форму повелительного наклонения глагола «стереть». Слово «стери» не соответствует морфологической норме литературного русского языка.
Чтобы высказать просьбу, пожелание или приказ, в речи употребляются глаголы в форме повелительного наклонения, например:
- связать — свяжи берет;
- класть — клади вещи на место;
- отрезать — отрежь ломоть хлеба;
- уведомить — уведомь меня о письме.
Сравнив грамматическое оформление глаголов повелительного наклонения, отметим, что в их образовании прослеживаются две формы:
Отдельно отметим формы повелительного наклонения, образующиеся с помощью формообразующих частиц, которые добавляются к спрягаемой форме глагола, например:
- пусть светит солнце;
- пускай говорит;
- давай напишем;
- давайте посмотрим фильм;
- да здравствует мир.
Как правильно образовать форму повелительного наклонения глагола «стереть»? Какой вариант слова является литературным, «сотри» (с доски) или «стери»?
Понаблюдаем, как изменяется этот глагол в формах будущего времени:
- 1 лицо:я сотр-у — мы сотр-ём
- 2 лицо:ты сотр-ёшь — вы сотр-ёте
- 3 лицо:он сотр-ёт — они сотр-ут.
Как видим, в формах интересующего нас глагола «стереть» в приставке появилась беглая гласная «о», а в корне, напротив, исчезает беглая гласная «е».
От основы сотр- будущего времени с помощью формообразующего суффикса -и образуем форму повелительного наклонения данного глагола:
Слово «сотри» соответствует морфологической норме литературного языка.
Словоформа повелительного наклонения глагола «стери» является просторечной, то есть находящейся за границей русского литературного языка. Аналогично в своей речи избегаем употребления просторечных форм повелительного наклонения глаголов:
Источник
Стирать или вытирать с доски
Глагол СТИРАТЬ несовершенного вида, так как отвечает на вопрос Что делать? А вот СТЕРЕТЬ совершенный вид — Что сделать? В данном корне имеется чередование ТИР/ТЕР. Правило гласит, что если после корня следует суффикс А, следует писать И, а в остальных случаях пишется Е. Значит правильно писать: стирать с доски (в данный момент) или стереть с доски (в будущем).
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Чтобы правильно написать это слово, нужно вспомнить правило чередования гласных «е» и «и» в корне «стир», «стер».
Правило будет такое:
если после корня идет гласная «а», то пишем «стир».
Например: стирать, постирать, стиральная машина, простираться, выстирать,
Если после корня гласной «а» нет, то пишем «стер».
Стирать с доски написанное мелом лучше влажной тряпкой.
Стирать или «стерать»?
Чтобы выяснять верное написание слова, выясню его принадлежность к определенной части речи.
Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос: что делать?
По этим грамматическим признакам определю, что это глагол в неопределенной форме, о чём говорит окончание -ть. Установлю морфемный состав, чтобы выяснить, в какой части слова имеется орфографическая проблема:
Сразу становиться ясно, что в корне -тир- глагола стирать пишется буква «и», так как за корнем находится суффикс -а-, который «заказывает» её написание, как и в словах:
замирать от испуга;
упираться в землю;
Если же суффикса -а- нет в составе слова, то в корне с чередующимися гласными е//и пишется буква «е»:
замереть на месте;
блестеть на солнце;
упереться в камень.
более года назад
Ошибиться в общем-то легко, если не знать простое правило.
Тут мы имеем дело с чередованием гласных в корне ТИРТЕР.
А по правилу, если после корня сразу же стоит суффикс А, то в корне следует писать И.
Если же после корня этот суффикс отсутствует, значит мы напишем в корне Е.
1 Учитель принялся стИрАть с доски ещё до того, как я успел переписать пример.
Тут мы видим после корня суффикс-А, поэтому и напишем корень через букву -И.
2 Учитель попросил меня стЕреть с доски написанное.
Здесь суффикса -А после корня нет . Поэтому пишем через -Е.
Итак, верный вариант в нашем случае:
СтИрать.
Алиса в Стране
[267K]
Для того, чтобы узнать правильное написание заданного слова, вспоминаем правило русского языка о чередовании «е»и «и» в корнях «стер» и «стир». Правило несложное и хорошо было бы его запомнить.
Заключается оно в следующем:
- когда после корня в слове пишется буква «а», то пишем корень «стир»: стирать, стиральный порошок, выстиранный;
- когда после корня буквы «а» нет, то пишем корень «стер»: стереть.
Ответ: стИрать.
Master key 111
[73.8K]
Правильно конечно писать глагол «стирать» через гласную букву «и» проверочным словом в данном случае может выступить слово стирка или стиральная, например можно сказать «он стал стирать набранное сообщение», или же «нельзя стирать шелк в стиральной машине».
Сергей Яценко
[4.3K]
Правильно пишется,стирать. Проверочное слово стирка.
более года назад
Слово «стирать» представляет собой глагол, а по вопросу «что делать?» определяем, что он несовершенного вида. Для того чтобы выяснить написание слова, разберем его по составу.
В слове «стирать» корнем является часть слова «-тир-« (или «-тер-«), приставка здесь «с-«, окончание — «-ть», суффикс один — «-а-«. В корне слова может быть и гласная «и», и гласная «е». А теперь обратимся к правилу, которое определяет написание гласной в зависимости от следующего за корнем суффикса.
Правило гласит, что если после корня стоит суффикс «-а-«, то в корне пишется гласная «и». А это означает, что в нашем слове «стирать» корень будет «-тир-«, а не «-тер-«.
Пишем слово так: «стИрать».
Только в одном случае в корне СТИР/СТЕР пишется буква И, это когда после корня стоит А. Это и есть как раз наш случай — правильно писать эту фразу будет «стирать с доски»
Во всех остальных случаях пишем Е.
более года назад
Слово «стирать», обязательно должно писаться через гласную «и». Все потому, что в данном слове мы столкнулись с чредованием корней стер и стир, а если после этого корня идет суффикс «а» и вообще есть суффикс «а», то тогда должен писаться только исключительно корень -стир-, сто есть слово «стирать».
Красное облако
[214K]
более года назад
Правильно писать «стирать».
После корня у нас идёт гласная и не просто гласная, а буква «А» в этом случае пишем «стир» то есть «стирать» , а не «стЕрать».
Вариант с буквой «Е» является ошибочным и ошибка довольно не приятная (серьёзная).
«Кто сегодня дежурный? Пусть вытрет с доски». Эта традиционная учительская фраза, оказывается, – настоящее нарушение закона. По крайней мере, по мнению прокуратуры Мильковского района Камчатского края. В уставах двух школ их сотрудники обнаружили пункт, противоречащий закону «Об образовании». Пунктом 14 статьи 52 федерального закона запрещено привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия самих школьников или их родителей. А как же святая обязанность всех поколений школяров драить родную школу? Современных детей закон, выходит, оберегает от «грязной» работы? О проблеме – газета «Комсомольская Правда» от 26 января в статье «Прокуратура запретила школьникам убирать классы».
«С одной стороны, ничего страшного в том, что ребята убирают за собой мусор, нет, – полагает зам. председателя комитета Общества защиты потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Виктор Панин. – Но с существенной оговоркой – это должно быть добровольным делом, школа не имеет права никого к этому принуждать». Чтобы ученик взялся за тряпку и вымыл пол, полагают юристы ОЗППОУ, надо директору получить согласие родителей. Причем письменное: «Я не возражаю, чтобы мой ребенок, ученик такого-то класса, привлекался к уборке помещений в школе». И никакая прокуратура не придерется. Впрочем, юристы советуют директорам страховать себя расписками от родителей на любой случай, который не включен в образовательный стандарт: субботники, расчистка школьного двора от снега, авральные погрузочно-разгрузочные работы… По закону без этих бумажек никто не может даже попросить здорового парня отнести стопку учебников из одного кабинета в другой.
Времена наступают странные. У детей появляется все больше прав и все меньше обязанностей. Четырнадцатилетние девушки не в состоянии сами пришить себе пуговицу, парни не могут забить гвоздь. Понятно, что о чадах надо заботиться. Но когда мама таскает за десятилетним пацаном школьный портфель и усаживает его на единственное свободное место в транспорте, то можно спорить на любые деньги, что через 20 лет она же будет жаловаться на выросшего сына, который ничего не может, не умеет и ей, старушке, не помогает. «Наши дети разучились трудиться, – констатирует директор московской школы №1581 Анна Григорьевна Мехед. – Причем это мы их развратили. Они сами с удовольствием и двор убирают, и деревья на субботниках сажают. Но когда родители все стараются делать за них, они привыкают к «волшебной палочке» и считают, что все в этом мире может случиться само собой. Поэтому убирать за собой в школе (а ведь школа – дом для учеников!) надо». Анна Мехед уверена, что дежурство по классу – важное и нужное воспитательное мероприятие. Чтобы его узаконить, надо изобрести формулировку для пункта устава, к которой прокуроры-крючкотворы не смогут прицепиться. «С такими запретами можно дойти до абсурда: точил школьник карандаш, у него упала стружка – вот если он ее поднимет с пола, это будет уже уборка или еще нет? – иронизирует Мехед. – Убрать класс – святое дело. А вот привлекать учеников для каких-то более серьезных работ: чистить снег или ездить на базу за едой для столовой, снимать их для этого с уроков – нельзя».
Камчатская прокуратура не первая, где озаботились трудной судьбой дежурных по классу. За аналогичные нарушения уже наказывали директоров школ в Омске, Екатеринбурге… Есть, конечно, в штате школ уборщицы. Но, как правило, ставки у них мизерные. Бабушки с ведрами и швабрами обычно вымывают холлы, буфет, учительскую. Можно, конечно, нанять еще тетушек с тряпками за родительские деньги. Вроде как откупить отпрысков от трудовой барщины, чтобы не запачкали чада руки половой тряпкой. Но тогда почему бы не пойти дальше? Зачем вообще ходить в школу? Или в институт? При желании и аттестат, и диплом вуза можно достать по сходной цене…
А потом проветривал аудиторию, стирал с доски, расставлял стулья…
Источник