Стираем с доски или сотрет с доски

Как правильно: «сотри» или «стери» (c доски)?

Правильно ска­жем «сотри», упо­тре­бив в речи фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть». Слово «сте­ри» не соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме лите­ра­тур­но­го рус­ско­го языка.

Чтобы выска­зать прось­бу, поже­ла­ние или при­каз, в речи упо­треб­ля­ют­ся гла­го­лы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

  • свя­зать — свя­жи берет;
  • класть — кла­ди вещи на место;
  • отре­зать — отрежь ломоть хлеба;
  • уве­до­мить — уве­домь меня о пись­ме.

Сравнив грам­ма­ти­че­ское оформ­ле­ние гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, отме­тим, что в их обра­зо­ва­нии про­сле­жи­ва­ют­ся две формы:

  1. часть гла­го­лов име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс (не пор­ти);
  2. в мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых сло­во­форм ука­жем нуле­вой суф­фикс (съешь, нари­суй).

Отдельно отме­тим фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, обра­зу­ю­щи­е­ся с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц, кото­рые добав­ля­ют­ся к спря­га­е­мой фор­ме гла­го­ла, например:

Как пра­виль­но обра­зо­вать фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть»? Какой вари­ант сло­ва явля­ет­ся лите­ра­тур­ным, «сотри» (с дос­ки) или «сте­ри»?

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся этот гла­гол в фор­мах буду­ще­го времени:

  • 1 лицо:я сотр-у — мы сотр-ём
  • 2 лицо:ты сотр-ёшь — вы сотр-ёте
  • 3 лицо:он сотр-ёт — они сотр-ут.

Как видим, в фор­мах инте­ре­су­ю­ще­го нас гла­го­ла «сте­реть» в при­став­ке появи­лась бег­лая глас­ная «о», а в корне, напро­тив, исче­за­ет бег­лая глас­ная «е».

От осно­вы сотр- буду­ще­го вре­ме­ни с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са обра­зу­ем фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния дан­но­го глагола:

Словоформа пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­ри» явля­ет­ся про­сто­реч­ной, то есть нахо­дя­щей­ся за гра­ни­цей рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Аналогично в сво­ей речи избе­га­ем упо­треб­ле­ния про­сто­реч­ных форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

Источник

Как правильно: «сотри» или «стери» (c доски)?

Правильно ска­жем «сотри», упо­тре­бив в речи фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть». Слово «сте­ри» не соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме лите­ра­тур­но­го рус­ско­го язы­ка.

Чтобы выска­зать прось­бу, поже­ла­ние или при­каз, в речи упо­треб­ля­ют­ся гла­го­лы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, напри­мер:

  • свя­зать — свя­жи берет,
  • класть — кла­ди вещи на место,
  • отре­зать — отрежь ломоть хле­ба,
  • уве­до­мить — уве­домь меня о пись­ме.

Сравнив грам­ма­ти­че­ское оформ­ле­ние гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, отме­тим, что в их обра­зо­ва­нии про­сле­жи­ва­ют­ся две фор­мы:

  1. часть гла­го­лов име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -и (не пор­ти),
  2. в мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых сло­во­форм ука­жем нуле­вой суф­фикс (съешь, нари­суй).

Отдельно отме­тим фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, обра­зу­ю­щи­е­ся с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц, кото­рые добав­ля­ют­ся к спря­га­е­мой фор­ме гла­го­ла, напри­мер:

  • пусть све­тит солн­це,
  • пус­кай гово­рит,
  • давай напи­шем,
  • давай­те посмот­рим фильм,
  • да здрав­ству­ет мир.

Как пра­виль­но обра­зо­вать фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть»? Какой вари­ант сло­ва явля­ет­ся лите­ра­тур­ным, «сотри» (с дос­ки) или «сте­ри»?

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся этот гла­гол в фор­мах буду­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо: я сотр-у — мы сотр-ём
  • 2 лицо: ты сотр-ёшь — вы сотр-ёте
  • 3 лицо: он сотр-ёт — они сотр-ут.

Как видим, в фор­мах инте­ре­су­ю­ще­го нас гла­го­ла «сте­реть» в при­став­ке появи­лась бег­лая глас­ная «о», а в корне, напро­тив, исче­за­ет бег­лая глас­ная «е».

От осно­вы сотр- буду­ще­го вре­ме­ни с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и обра­зу­ем фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния дан­но­го гла­го­ла:

  • (что сде­лай?) сотри с дос­ки,
  • сотри со сто­ла,
  • сотри с лобо­во­го стек­ла.

Слово «сотри» соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Словоформа пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­ри» явля­ет­ся про­сто­реч­ной, то есть нахо­дя­щей­ся за гра­ни­цей рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Аналогично в сво­ей речи избе­га­ем упо­треб­ле­ния про­сто­реч­ных форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов:

  • взглянь вме­сто лит. взгля­ни,
  • выдь вме­сто лит. вый­ди,
  • положь вме­сто лит. поло­жи,
  • обой­ми вме­сто лит. обни­ми,
  • поди вме­сто лит. пой­ди,
  • едь, езжай вме­сто лит. поез­жай,
  • сло­ви вме­сто лит. пой­май,
  • ложи вме­сто лит. кла­ди.

Источник

«Сотри» или «стери» (c доски), как правильно?

Правильно ска­жем «сотри», упо­тре­бив в речи фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть». Слово «сте­ри» не соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме лите­ра­тур­но­го рус­ско­го язы­ка.

Чтобы выска­зать прось­бу, поже­ла­ние или при­каз, в речи упо­треб­ля­ют­ся гла­го­лы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, напри­мер:

  • свя­зать — свя­жи берет;
  • класть — кла­ди вещи на место;
  • отре­зать — отрежь ломоть хле­ба;
  • уве­до­мить — уве­домь меня о пись­ме.

Сравнив грам­ма­ти­че­ское оформ­ле­ние гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, отме­тим, что в их обра­зо­ва­нии про­сле­жи­ва­ют­ся две фор­мы:

  • часть гла­го­лов име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс (не пор­ти);
  • в мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых сло­во­форм ука­жем нуле­вой суф­фикс (съешь, нари­суй).

    Отдельно отме­тим фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, обра­зу­ю­щи­е­ся с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц, кото­рые добав­ля­ют­ся к спря­га­е­мой фор­ме гла­го­ла, напри­мер:

    • пусть све­тит солн­це;
    • пус­кай гово­рит;
    • давай напи­шем;
    • давай­те посмот­рим фильм;
    • да здрав­ству­ет мир.

    Как пра­виль­но обра­зо­вать фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть»? Какой вари­ант сло­ва явля­ет­ся лите­ра­тур­ным, «сотри» (с дос­ки) или «сте­ри»?

    Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся этот гла­гол в фор­мах буду­ще­го вре­ме­ни:

    • 1 лицо:я сотр-у — мы сотр-ём
    • 2 лицо:ты сотр-ёшь — вы сотр-ёте
    • 3 лицо:он сотр-ёт — они сотр-ут.

    Как видим, в фор­мах инте­ре­су­ю­ще­го нас гла­го­ла «сте­реть» в при­став­ке появи­лась бег­лая глас­ная «о», а в корне, напро­тив, исче­за­ет бег­лая глас­ная «е».

    От осно­вы сотр- буду­ще­го вре­ме­ни с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са обра­зу­ем фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния дан­но­го гла­го­ла:

    Слово «сотри» соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме лите­ра­тур­но­го язы­ка.

    Словоформа пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­ри» явля­ет­ся про­сто­реч­ной, то есть нахо­дя­щей­ся за гра­ни­цей рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Аналогично в сво­ей речи избе­га­ем упо­треб­ле­ния про­сто­реч­ных форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов:

    Источник

    Стирать или вытирать с доски

    Глагол СТИРАТЬ несовершенного вида, так как отвечает на вопрос Что делать? А вот СТЕРЕТЬ совершенный вид — Что сделать? В данном корне имеется чередование ТИР/ТЕР. Правило гласит, что если после корня следует суффикс А, следует писать И, а в остальных случаях пишется Е. Значит правильно писать: стирать с доски (в данный момент) или стереть с доски (в будущем).

    автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

    Чтобы правильно написать это слово, нужно вспомнить правило чередования гласных «е» и «и» в корне «стир», «стер».

    Правило будет такое:

    если после корня идет гласная «а», то пишем «стир».

    Например: стирать, постирать, стиральная машина, простираться, выстирать,

    Если после корня гласной «а» нет, то пишем «стер».

    Стирать с доски написанное мелом лучше влажной тряпкой.

    Стирать или «стерать»?

    Чтобы выяснять верное написание слова, выясню его принадлежность к определенной части речи.

    Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос: что делать?

    По этим грамматическим признакам определю, что это глагол в неопределенной форме, о чём говорит окончание -ть. Установлю морфемный состав, чтобы выяснить, в какой части слова имеется орфографическая проблема:

    Сразу становиться ясно, что в корне -тир- глагола стирать пишется буква «и», так как за корнем находится суффикс -а-, который «заказывает» её написание, как и в словах:

    замирать от испуга;

    упираться в землю;

    Если же суффикса -а- нет в составе слова, то в корне с чередующимися гласными е//и пишется буква «е»:

    замереть на месте;

    блестеть на солнце;

    упереться в камень.

    более года назад

    Ошибиться в общем-то легко, если не знать простое правило.

    Тут мы имеем дело с чередованием гласных в корне ТИРТЕР.

    А по правилу, если после корня сразу же стоит суффикс А, то в корне следует писать И.

    Если же после корня этот суффикс отсутствует, значит мы напишем в корне Е.

    1 Учитель принялся стИрАть с доски ещё до того, как я успел переписать пример.

    Тут мы видим после корня суффикс-А, поэтому и напишем корень через букву -И.

    2 Учитель попросил меня стЕреть с доски написанное.

    Здесь суффикса -А после корня нет . Поэтому пишем через -Е.

    Итак, верный вариант в нашем случае:

    СтИрать.

    Алиса в Стран­е
    [267K]

    Для того, чтобы узнать правильное написание заданного слова, вспоминаем правило русского языка о чередовании «е»и «и» в корнях «стер» и «стир». Правило несложное и хорошо было бы его запомнить.

    Заключается оно в следующем:

    • когда после корня в слове пишется буква «а», то пишем корень «стир»: стирать, стиральный порошок, выстиранный;
    • когда после корня буквы «а» нет, то пишем корень «стер»: стереть.

    Ответ: стИрать.

    Maste­r key 111
    [73.8K]

    Правильно конечно писать глагол «стирать» через гласную букву «и» проверочным словом в данном случае может выступить слово стирка или стиральная, например можно сказать «он стал стирать набранное сообщение», или же «нельзя стирать шелк в стиральной машине».

    Серге­й Яценк­о
    [4.3K]

    Правильно пишется,стирать. Проверочное слово стирка.

    более года назад

    Слово «стирать» представляет собой глагол, а по вопросу «что делать?» определяем, что он несовершенного вида. Для того чтобы выяснить написание слова, разберем его по составу.

    В слове «стирать» корнем является часть слова «-тир-« (или «-тер-«), приставка здесь «с-«, окончание — «-ть», суффикс один — «-а-«. В корне слова может быть и гласная «и», и гласная «е». А теперь обратимся к правилу, которое определяет написание гласной в зависимости от следующего за корнем суффикса.

    Правило гласит, что если после корня стоит суффикс «-а-«, то в корне пишется гласная «и». А это означает, что в нашем слове «стирать» корень будет «-тир-«, а не «-тер-«.

    Пишем слово так: «стИрать».

    Только в одном случае в корне СТИР/СТЕР пишется буква И, это когда после корня стоит А. Это и есть как раз наш случай — правильно писать эту фразу будет «стирать с доски»

    Во всех остальных случаях пишем Е.

    более года назад

    Слово «стирать», обязательно должно писаться через гласную «и». Все потому, что в данном слове мы столкнулись с чредованием корней стер и стир, а если после этого корня идет суффикс «а» и вообще есть суффикс «а», то тогда должен писаться только исключительно корень -стир-, сто есть слово «стирать».

    Красн­ое облак­о
    [214K]

    более года назад

    Правильно писать «стирать».

    После корня у нас идёт гласная и не просто гласная, а буква «А» в этом случае пишем «стир» то есть «стирать» , а не «стЕрать».

    Вариант с буквой «Е» является ошибочным и ошибка довольно не приятная (серьёзная).

    «Кто сегодня дежурный? Пусть вытрет с доски». Эта традиционная учительская фраза, оказывается, – настоящее нарушение закона. По крайней мере, по мнению прокуратуры Мильковского района Камчатского края. В уставах двух школ их сотрудники обнаружили пункт, противоречащий закону «Об образовании». Пунктом 14 статьи 52 федерального закона запрещено привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия самих школьников или их родителей. А как же святая обязанность всех поколений школяров драить родную школу? Современных детей закон, выходит, оберегает от «грязной» работы? О проблеме – газета «Комсомольская Правда» от 26 января в статье «Прокуратура запретила школьникам убирать классы».

    «С одной стороны, ничего страшного в том, что ребята убирают за собой мусор, нет, – полагает зам. председателя комитета Общества защиты потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Виктор Панин. – Но с существенной оговоркой – это должно быть добровольным делом, школа не имеет права никого к этому принуждать». Чтобы ученик взялся за тряпку и вымыл пол, полагают юристы ОЗППОУ, надо директору получить согласие родителей. Причем письменное: «Я не возражаю, чтобы мой ребенок, ученик такого-то класса, привлекался к уборке помещений в школе». И никакая прокуратура не придерется. Впрочем, юристы советуют директорам страховать себя расписками от родителей на любой случай, который не включен в образовательный стандарт: субботники, расчистка школьного двора от снега, авральные погрузочно-разгрузочные работы… По закону без этих бумажек никто не может даже попросить здорового парня отнести стопку учебников из одного кабинета в другой.

    Времена наступают странные. У детей появляется все больше прав и все меньше обязанностей. Четырнадцатилетние девушки не в состоянии сами пришить себе пуговицу, парни не могут забить гвоздь. Понятно, что о чадах надо заботиться. Но когда мама таскает за десятилетним пацаном школьный портфель и усаживает его на единственное свободное место в транспорте, то можно спорить на любые деньги, что через 20 лет она же будет жаловаться на выросшего сына, который ничего не может, не умеет и ей, старушке, не помогает. «Наши дети разучились трудиться, – констатирует директор московской школы №1581 Анна Григорьевна Мехед. – Причем это мы их развратили. Они сами с удовольствием и двор убирают, и деревья на субботниках сажают. Но когда родители все стараются делать за них, они привыкают к «волшебной палочке» и считают, что все в этом мире может случиться само собой. Поэтому убирать за собой в школе (а ведь школа – дом для учеников!) надо». Анна Мехед уверена, что дежурство по классу – важное и нужное воспитательное мероприятие. Чтобы его узаконить, надо изобрести формулировку для пункта устава, к которой прокуроры-крючкотворы не смогут прицепиться. «С такими запретами можно дойти до абсурда: точил школьник карандаш, у него упала стружка – вот если он ее поднимет с пола, это будет уже уборка или еще нет? – иронизирует Мехед. – Убрать класс – святое дело. А вот привлекать учеников для каких-то более серьезных работ: чистить снег или ездить на базу за едой для столовой, снимать их для этого с уроков – нельзя».

    Камчатская прокуратура не первая, где озаботились трудной судьбой дежурных по классу. За аналогичные нарушения уже наказывали директоров школ в Омске, Екатеринбурге… Есть, конечно, в штате школ уборщицы. Но, как правило, ставки у них мизерные. Бабушки с ведрами и швабрами обычно вымывают холлы, буфет, учительскую. Можно, конечно, нанять еще тетушек с тряпками за родительские деньги. Вроде как откупить отпрысков от трудовой барщины, чтобы не запачкали чада руки половой тряпкой. Но тогда почему бы не пойти дальше? Зачем вообще ходить в школу? Или в институт? При желании и аттестат, и диплом вуза можно достать по сходной цене…

    А потом проветривал аудиторию, стирал с доски, расставлял стулья…

    Источник

    Читайте также:  Как вывести пятно от сливочного масла с куртки
  • Оцените статью