Тот кто чистит обувь профессия

Тот кто чистит обувь профессия

С уть профессии

Бутблекер (bootblacker) — чистильщик обуви. Профессия, представители которой оказывают прохожим услуги по чистке обуви (обычно гуталином).

Процесс очистки практически всегда выполняется на улице и с помощью специального стенда. В странах Запада чистильщиков обуви часто называли «обувными чистильщиками-мальчиками» (англ. shoe shine boy), поскольку выполнением этой работы часто (хотя и не исключительно) занимались дети и подростки мужского пола.

Чистильщик вставлял в ботинок картонки, что бы ненароком не запачкать носки, затем специальной щеточкой смахивал пыль. Наносил крем на ботинок, иногда для получения нужного оттенка смешивал несколько кремов и быстрыми движениями рук с помощью щеток втирал крем в кожу ботинка. Заключительным штрихом было натирание до блеска специальной бархоткой.

Ассирийский чистильщик обуви

Как массовая профессия уличная очистка обуви за деньги появилась в XVIII веке, поскольку гуталин не имел широкого коммерческого распространения вплоть до начала XX века. Масштабы деятельности чистильщиков обуви достигли наибольшего размаха в конце XIX века на улицах британских и американских городов.

Эта профессия встречается в основном, как «аттракцион» для туристов на ярмарочных мероприятиях. Одним из немногих людей в Европе, зарабатывающих профессиональной уличной чисткой обуви себе на жизнь, является житель Франкфурта Томас Ганик, деятельность которого привлекала крупные немецкие СМИ.

Мальчик — чистильщик обуви из США

В развитых странах Запада в настоящее время эта профессия уже практически исчезла, а вот в Турции и Египте профессия чистильщика до сих пор существует, хоть и в очень маленьком количестве, но все равно радует клиентов чистой обувью.
С другой стороны, во многих странах Азии и Латинской Америки такая форма деятельности продолжает существовать до сих пор; ныне она особенно широко распространена в Афганистане, где этим занимаются после школы многие сироты и дети из бедных семей.
В Индии, эта профессия также достаточно распространена, причём в этой стране существует даже профсоюз чистильщиков обуви, а на осуществление такой деятельности требуется получить специальную лицензию. Вместе с тем в Индии имеет массовое распространение и нелегальная чистка обуви детьми.

Памятник чистильщику обуви в Нижнем Новгороде

Источник

Чистильщик обуви

  • О фильме Эдисона см. Чистильщик обуви (фильм)

Чистильщик обуви — профессия, представители которой оказывают прохожим услуги по чистке обуви (обычно гуталином). Процесс очистки практически всегда выполняется на улице и с помощью специального стенда. В странах Запада чистильщиков обуви часто называли «обувными чистильщиками-мальчиками» (англ. shoe shine boy), поскольку выполнением этой работы часто (хотя и не исключительно) занимались дети и подростки мужского пола.

Как профессия уличная очистка обуви за деньги появилась в XVIII веке, поскольку гуталин не имел широкого коммерческого распространения вплоть до начала XX века. К тому же улицы городов еще не были свободны от грязи, поэтому даже начищенные дома туфли теряли красивый внешний вид после нескольких минут пешей ходьбы по улице. На помощь как раз и приходили чистильщики, которые чаще всего работали у заведений с большой посещаемостью, где был важен внешний вид. Масштабы деятельности чистильщиков обуви достигли наибольшего размаха в конце XIX века на улицах британских и американских городов. В развитых странах Запада в настоящее время эта профессия уже практически исчезла, встречаясь в основном как «аттракцион» для туристов на ярмарочных мероприятиях. Одним из немногих людей в Европе, зарабатывающих профессиональной уличной чисткой обуви себе на жизнь, является житель Франкфурта Томас Ганик, деятельность которого привлекала крупные немецкие СМИ.

С другой стороны, во многих странах Азии и Латинской Америки такая форма деятельности продолжает существовать до сих пор; ныне она особенно широко распространена в Афганистане, где этим занимаются после школы многие сироты и дети из бедных семей, иногда зарабатывая порядка 1 фунта стерлингов в день. В Индии эта профессия также достаточно распространена, причём в этой стране существует даже профсоюз чистильщиков обуви, а на осуществление такой деятельности требуется получить специальную лицензию. Вместе с тем в Индии имеет массовое распространение и нелегальная чистка обуви детьми, занимающимися этим по принуждению и получающими до 10 рупий с одного клиента; правительство страны подвергается критике за игнорирование проблемы подобной формы подневольного детского труда.

Многие деятели, ставшие впоследствии известными в тех или иных областях, в течение какого-то периода в отрочестве работали чистильщиками обуви, из-за чего эта профессия стала как минимум в США важным культурным стереотипом, нашедшим отражение в различных произведениях искусства и массовой культуре.

Связанные понятия

О других видах настенных надписей см. статью Граффити.Спрей-арт (англ. spray art) — одна из разновидностей граффи́ти (итал. graffiti), нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной краски.

Сникерхед (англ. sneakerhead) — человек, коллекционирующий кроссовки. Он в курсе всех новинок в индустрии кроссовок и точно знает, как отличить поддельную пару от настоящей.

Содержание кур в качестве домашних питомцев практиковалось довольно давно, и стало особенно популярным в 2000-х годах среди жителей города и села. Куры довольно развитые птицы, известны своим интеллектом, легко обучаются и очень ласковые.

Источник

Вымирающие профессии: чистильщик обуви

Несмотря на то, что люди не одну тысячу лет передвигались не босиком, профессия чистильщика обуви появилась к середине 19 века в Европе. Тогда на Запад ворвалась новая мода в одежде и обуви, которая все более соответствовала капиталистическому укладу. Первые рабочие появились в Великобритании и Франции, они обслуживали своих клиентов на улицах больших городов, в основном в центральной части, так как именно там располагались банки, офисы, дорогие магазины. К слову, именно чистильщик обуви по имени Гаврош стал символом Французской революции 19 века

Наиболее активное развитие эта профессия получила в Соединенных Штатах Америки, именно здесь были изобретены первые автоматы по чистке обуви и созданы профсоюзы

Рост массового производства обуви, появление легкого спортивного стиля, свел к нулю спрос на чистильщиков обуви. Тем не менее, этот вид сервиса до сих пор развит в странах Латинской Америки, Афганистане, Пакистане, Индии. Здесь до сих пор на улицах малых и крупных городов можно встретить так называемых бутблекеров

В России чистильщики обуви появились позже, в 20 веке. В 1914 году на территорию Российской Империи хлынули ассирийские беженцы. Русского языка они не знали, однако по пути через Баку они видели как армяне и евреи (в основном дети) работают чистильщиками обуви. Так беженцы стали работать на улицах Москвы и Петербурга. Зачастую их заработок был единственным источником дохода для всей семьи. Ассирийцы преобразовали образ рабочего, теперь это не мальчишка в кепке, клетчатой рубашке, а сидящий по-турецки человек в кожаном фартуке и тюбетейке

В середине 20 века чистка обуви совмещалась с ремонтом обуви. Исчезновению профессии по одной из версий поспособствовало производство обувных губок в коробочках. И чистка обуви стала для советского человека буржуазной роскошью

Источник

Исчезающие профессии: они чистили обувь до зеркального блеска, их называли «айсоры»

Говорят, несколько лет назад будки чистильщиков обуви в городе еще были. Я и сама помню: у метро «Аэропорт», возле самого выхода на Ленинградский проспект, стояла такая, прижавшись к забору, — шнурки, стельки, все для чистки. И кому мешала?

В 1960 — 1980-х такие будочки стояли везде, успели запомниться многим. Например, у Никитских ворот, напротив памятника Тимирязеву. Или на Пушкинской площади, возле магазина «Армения». Последняя, вернее, работавший в ней дядя Гриша, прославилась в 1970 году благодаря фотографу и журналисту Юрию Росту, опубликовавшему портрет героя. Рост вспоминал:

«Ты садился на детский стульчик, ставил ногу на деревянный пьедестал с выемкой для каблука, и он начинал. Сначала вставлял картонные “щечки”, чтоб не испачкать ваксой носки, потом немыслимой пышности (“из скунса – это такая африканская обезьяна”) щетками смахивал пыль, потом гуталином (“на три четверти заграничным”) мазал без особой, впрочем, щедрости твои башмаки и другими щетками, верно, уже из европейской обезьяны, наводил колокольный блеск».

Как виртуозы-барабанщики, они орудовали двумя щетками сразу, говорили без остановки, сверкали черными глазами. Иногда их называли «айсорами» — слово непонятное, но красивое. Позже оказалось, что так называли ассирийцев.

Массовое пришествие ассирийцев в Россию случилось в конце 1910-х — начале 1920-х годов. Они тогда, спасаясь от османского геноцида, стали расселяться по всему миру. Уже при советской власти, с разрешения Крупской, на собственные средства ими был построен дом в 3-м Самотечном переулке. Позже селились на Пресне, в Среднем Трехгорном переулке, 7.

Ассирийцы заняли в России свою нишу — чистка и ремонт обуви. В 1928 году создали артель «Московский чистильщик». Власти выделили участки под киоски. Работали семьями. Гуталин варили сами: мелкая печная сажа, воск, скипидар. Запах стоял для непривычного человека невыносимый. Процесс чистки включал несколько этапов. Одной щеткой наносили гуталин на ботинки, другой — втирали. Бархоткой полировали до зеркального блеска. У каждой семьи были свои профессиональные секреты, которые посторонним не выдавались.

Газета «Правда» сообщала 20 июля 1935 года: «В Москве всего 450 чистильщиков обуви, 250 из них объединены в артель». В 1989 году артель была распущена, а ее члены стали индивидуальными предпринимателями. А затем, медленно, потихоньку, будки чистильщиков стали исчезать с улиц, пока не исчезли совсем. Автоматы для чистки обуви устанавливают в торговых центрах.

«Я не скорблю о приметах старого города. Лишь констатирую, что многие исчезли бесследно, как будка чистильщика дяди Гриши у магазина «Армения». Он был необязательной деталью городской жизни. Но без него образ Пушкинской площади утратил почти домашнее тепло» (Юрий Рост).

Источник

Бутблекер — идея бизнеса на улицах большого города

Трудно спорить с общим мнением, что в большом городе множество возможностей для бизнеса и для того чтобы найти своего клиента, покупателя. Но не стоит забывать, что сейчас все рыночные ниши заняты, поделены и хорошо освоены, и малому предпринимателю всё труднее найти своего потенциального потребителя.

О бизнесе чистильщика обуви в новом формате, как идея бизнеса в большом городе в России, будет рассказано в этой статье, как показательный пример того, что иногда старые идеи могут принести и неплохой доход.

Немного истории

Профессия чистильщик обуви, несмотря на то, что люди не одну тысячу лет до этого ходили не босиком, появилась всего лишь в середине 19 века. Это было связано с модой на новый стиль одежды и обуви, который всё более и более соответствовал новому капиталистическому укладу жизни в европейских странах. Кроме этого, появление новых технологий обработки кожи, появление кожзаменителей обусловило выход на рынок средств ухода за ними. Так появление гуталина, первого по настоящему чистящего средства для обуви, было обязано тому, что возникла необходимость чистки фасонной обуви из натуральной кожи.

Первые чистильщики обуви появились в Великобритании, Франции и других странах Европы, которые обслуживали своих клиентов на улицах крупных городов. Кстати, именно чистильщик обуви по имени Гаврош был символом Французской Революции 19 века. Чистильщики работали чаще всего в так называемых присутственных местах, т. е. в центральной части города, где располагались обычно конторы, офисы, банки.

К тому же, мода на посещение разнообразных театральных и музыкальных салонов, а позднее и кинотеатров, потребовало соблюдение особого этикета и в первую очередь — чистой обуви. Бурное развитие бизнеса чистильщиков обуви получила в Америке (в США), где даже были свои профсоюзы. Именно в Америке впервые были сделаны автоматы по чистке обуви. Стоит, например, вспомнить кадры из советского фильма «Начальник Чукотки», когда главный герой фильма попал в Сан -Франциско (дело происходило в 20-х годах) и впервые столкнулся с чудесами капиталистической экономики – аппаратом по чистке обуви, стоящий прямо на улице.

С ростом массового производства обуви, смена приоритетов моды в частности, преобладание легкого спортивного стиля, спрос на услуги чистильщиков обуви постепенно в Европе и Америке сошёл на нет. Тем не менее, довольно прилично развит этот тип сервиса в странах Латинской Америки, особенно в странах Среднего Востока (Афганистан, Пакистан, Иран Ирак,) и в Индии, где почти на каждом углу больших и малых городов можно встретить чистильщика обуви, где профессия бутблекер считается по прежнему почётной.

Как открыть бутблекерсий бизнес и с чего начать

Успех дела по чистки обуви, как бизнес-идея на улице, во многом зависит от нескольких важных факторов, таких как:

  1. Целевой сегмент клиентов. Основу этого сегмента потребителей будут составлять люди так или иначе, связанные с бизнесом, с работой на госслужбе или в коммерческих учреждениях, где требуется деловой дресс-код, и чистая обувь занимает в нём не последнее место. Также к целевому сегменту клиентов можно отнести всех тех, кто посещает публичные места, связанные с проведением культурных мероприятий, где также требуется определённый выдержанный строгий стиль одежды. Это кинотеатры, театральные салоны, выставки или конференц-залы, а также некоторые учебные заведения, например, военные училища, где появление курсанта в грязной обуви просто немыслимо.
  2. Место расположения. Исходя из того, что целевая аудитория связана с посещением офисов и учреждений, банков, то приоритетным местом размещения точки чистильщика обуви или установки автомата, будут именно деловой центр города или места, где наибольшая концентрация культурных учреждений. Также местом размещения для охвата наибольшего траффика клиентов могут быть автовокзалы, жд вокзалы, аэропорты, где чистая обувь не менее востребована, чем при посещении Эрмитажа, местного оперного театра или банка.
  3. Ценовая политика. Цена предоставляемых услуг, от которой зависит выручка предпринимателя, формируется тем, каким образом осуществляется чистка обуви. Так, ручная чистка находится в ценовом диапазоне от 200 до 1500 рублей, в зависимости от типа обуви — простые ли это ботинки государственного служащего или же это модельная замшевая обувь светской дамы, посещающей премьеру в театре. Если использовать автоматическую чистку обуви, то цена услуг будет находиться в переделах от 30 до 50 рублей.

Кроме этого, можно одним из форматов подобного бизнеса использовать установку чистящих автоматов непосредственно в учреждениях.

К основным достоинствам бизнеса по чистке обуви можно отнести следующие:

  • мобильность – можно переориентироваться на любую клиентскую группу почти мгновенно, заменив только чистящие средства. Также можно использовать передвижной мобильный вариант точки, сопровождая какие-либо массовые мероприятия, например, какие то концерты, выставки или официальные встречи.
  • отсутствие конкурентов. Это важное преимущество, так как сейчас мало кому придёт в голову, что на чистке обуви можно вообще что-то заработать.
  • работать в этом бизнесе можно как самому, так и привлекая наёмных работников.
  • отсутствие необходимости получать разрешения и лицензии на ведение подобного рода предпринимательской деятельности.

Стоимость открытия

Для того чтобы окончательно просчитать весь бизнес — план по открытию бизнеса по чистке обуви, необходимо учесть все первоначальные затраты.
Исходя из имеющегося предварительного анализа опыта ведения подобного формата бизнеса, в состав начальных расходов (инвестиции) необходимо включить:

  • регистрация ИП и постановка на налоговый учёт — 10000 рублей.
  • расходные материалы — кремы, полироли, пасты, протирочная ветошь, щётки — из расчёта 3000 рублей на каждые 50 — 60 клиентов.
  • приобретение рабочего места — т. е. специальное кресло для клиента — 10 — 20000 рублей.
  • расходы на рекламу (ежемесячно) – от 5000 рублей.
  • транспортные расходы в случае организации мобильной точки – 3000 руб. в месяц.

Таким образом, суммы первоначальных вложений плюс расходы на первый месяц работы могут составить порядка 31000 рублей минимум.

Если же предполагается установка автоматической системы чистки обуви такие, например, как Harder (Германия) или отечественных фирм АМИДА, Eco Line, то следует предусмотреть ещё сумму в 40 — 50 тысяч рублей.

Что касается того, как и где приобрести подобный набор материалов и оборудования, то всё это можно купить через интернет-магазины, причём вся доставка обойдётся не более чем в 3 – 5 тысяч рублей .

Примерный расчёт бизнес-плана

Для полного представления, сколько можно заработать на бизнесе по чистке обуви, необходимо сделать предварительный расчёт.

Для начала нужны исходные данные:

  • цена услуги по ручной чистке обуви в среднем — 300 рублей.
  • число клиентов в течение дня с учётом среднего траффика в деловой части города — 30 ( среднее время обслуживания одного клиента 10 — 15 минут, т. е. чистой работы примерно 5 — 5.5 часов в рабочий день).
  • учитываем коэффициент сезонности и погодный фактор — 30%, влияющий на снижение выручки.

Таким образом, получаем первую оценку валовой выручки, которая составит: 300 рублей (средний чек) х 30 клиентов в день = 9000 рублей в день.

С учётом поправки коэффициента сезонности получаем окончательную сумму дневной выручки в 6000 рублей в день.

Если принять, что в течение месяца будет использовано только 20 рабочих дней (рабочий график офисов и учреждений), то валовая выручка в месяц составит 120000 рублей.

Теперь осталось посчитать расходы в месяц.

  • расходые материалы из расчёта 3000 рублей на каждые 50 человек при числе клиентов в месяц 600 (30 чел. в день х 20 дней = 600), составят 36000 рублей.
  • транспорт – 3000 руб.
  • реклама – 5000 руб.
  • налоги (при УСН — 6 %) – не более 6000 рублей в месяц.
  • расходы на персонал (если предусматривается найм) – 25000 рублей.

Итого, ежемесячных расходов — 76000 рублей.

Теперь можно вывести окончательную сумму потенциальной прибыли в месяц от бизнеса по чистке обуви.

Прибыль = Выручка – расходы = 120000 – 71000 = 44000 рублей в месяц.

Вот на эту цифру можно уже ориентироваться для того, чтобы выбрать свою стратегию ведения бизнеса. Правда придётся учесть ещё и дополнительные местные факторы, но это уже следует делать при более детальном анализе по конкретному городу.

Маркетинговая кампания

Среди маркетинговых инструментов, которые более всего подходят для подобного рода бизнеса, как чистка обуви, такие как :

  1. рекламная акция непосредственно в месте обслуживания с раздачей визитных карточек и небольших буклетов.
  2. рассылка или расклейка объявлений в офисах и прочих учреждениях города.
  3. реклама через интернет-сайт, профиль в Инстаграм и прочие соц. сети.

Во многом методы маркетинга зависят от того, на какого клиента ориентирован будет дальше бизнес – на группу стабильных клиентов каких-то учреждений, или же на массовый трафик клиентов, с разовым обслуживанием.

Возможные риски

Кроме преимуществ бизнеса по чистке обуви также следует учесть и риски. К таковым относятся :

  • сезонный фактор. Естественно, что самыми прибыльными для чистильщика являются сезоны, связанные с грязью и снегом — это весна и осень. А в летний сезон придётся оказывать услуги клиентам, преимущественно посещающих какие-либо культурные или строго официальные мероприятия.
  • риск того, что многие учреждения могут сами начать устанавливать аппараты по чистке обуви, что несколько уменьшит объём рынка.

Несмотря на то, что рынок бутблекера неконкурентный и даже в чём-то для нашего времени экзотический, однако стоит опасаться того, что по мере роста бизнеса, получения неплохой прибыли у некоторых возникнет желание повторить подобную успешную бизнес-модель. Поэтому необходимо постоянно отслеживать рынок.

Источник

Читайте также:  Как чистить алюминиевую кастрюлю внутри
Оцените статью