Ответы на вопросы наших читателей
Вопросы, связанные с постом
Вопрос: Когда нужно делать намерение для поста? И как быть, если забыл сделать намерение?
Ответ: Согласно шафиитскому мазхабу намерение для обязательного поста необходимо делать в ночное время суток, т. е. его можно делать на протяжении всего промежутка времени с момента захода солнца до второго (истинного) рассвета, при котором и наступает время утренней молитвы. Поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пост того, кто не вознамерится соблюдать его до наступления времени утренней молитвы, недействителен» («Сунан ад-дарукутни», № 2/172; «аль-Байхаки», № 4/202).
من لم يبيت الصيام قبل الفجر فلا صيام له
Намерение для желательного поста можно делать до зенита, т. е. примерно за час до наступления времени обеденной молитвы. Разумеется, если не совершено что-либо, что нарушает пост. Подобный несостоявшийся пост в будущем необходимо возместить.
Пост того, кто не намерился поститься, пусть даже по забывчивости, не засчитывается. Но вместе с этим он обязан остерегаться всего того, что нарушает пост, проявляя почтение к священному месяцу. Согласно ханафитскому мазхабу намерение даже для обязательного поста месяца Рамадан можно делать даже за час до наступления времени обеденной молитвы. Некоторые богословы допускают возможность сделать намерение для поста согласно ханафитскому мазхабу тому, кто забыл сделать намерение до наступления времени утренней молитвы. Поэтому можно воспользоваться и этой возможностью.
Вопрос: Нарушается ли пост, если по забывчивости покушал что-то или выпил воду?
Ответ: Пост нарушает только целенаправленный и по своему желанию, а не припринуждению, приём пищи, какой бы малой она ни была. Приём лекарств тоже нарушает пост. Но если съел или выпил что-либо, забыв, что постишься, даже если досыта, пост не нарушается. Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто съест или выпьет что-либо, забыв, что он соблюдает пост, пусть продолжает поститься, поистине его накормил и напоил Аллах» («Сахих аль-Бухари», № 1831; «Сахих Муслим», № 1155).
من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه
Вопрос: Можно ли чистить зубы во время поста?
Ответ: Чистить зубы во время поста не запрещено. Однако во время чистки зубов надо быть предельно осторожным, чтобы не проглотить ни воду, ни пасту, иначе пост нарушается. Если у постящегося между зубами остались остатки пищи и их не удаётся извлечь, пост не нарушается, а если есть возможность очистить ротовую полость, в частности между зубами, от остатков пищи и постящийся не сделает этого, его пост нарушается. Пост не нарушается, если человека вынудили, например, под угрозой расправы, съесть или выпить что-либо.
Вопрос: Нарушается ли пост, если кровоточат дёсны?
Ответ: Глотание собственной слюны, разумеется, не нарушает пост. А у того, кто проглотит слюну, с которой смешалось ещё что-нибудь, например, кровь из дёсен, пост нарушается, даже если прошло время и слюна вновь приобрела свои специфические свойства, такие как вкус, запах и цвет. А чтобы пост не нарушился, надо прополоскать рот чистой водой и выплюнуть её всю без остатка, чтобы ни одна капля воды не прошла за границу гортани. У того человека, который страдает болезнью, при которой дёсны постоянно кровоточат, пост не нарушается, поскольку остеречься от проглатывания крови крайне затруднительно.
Вопрос: Как быть беременным и кормящим матерям, должны ли они поститься?
Ответ: Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке так, что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост.
Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например, язвы желудка, тоже разрешено разговляться. Поститься обязательно только тем, кто физически в состоянии делать это.
Вопрос: Нарушают ли пост уколы?
Ответ: Укол, будь он внутримышечный или внутривенный, не нарушает пост. Потому что пост нарушается при проникновении чего-либо внутрь (а именно в полость) исключительно из естественных отверстий человека. Естественными отверстиями человека являются: рот, нос, уши, половые органы и задний проход. Капельницы так же не нарушают пост. Однако есть богословы, которые утверждают, что если человек не по болезни, а просто для комфортного соблюдения поста ставит капельницы с глюкозой, пост нарушается.
Вопрос: Можно ли купаться во время поста?
Ответ: Купаться во время поста, конечно же, можно, но при этом надо быть предельно осторожным, чтобы вода не проникла в рот (не перешла границы гортани), нос (не дошла до гайморальных пазух) или уши. Если купание обязательное, например, после близости с супругой, то проникновение воды, без Вашего усердия для этого, к примеру, в уши, не нарушает поста. А также не нарушается если купание желательное как в пятничный день так как соблюдение данных видов чистоты с нас требует шариат.
Всё вышеперечисленное относиться к случаям, когда постящийся купается под проточной водой, например, под душем в ванной.
Однако, если человек, который соблюдает пост, погрузиться в воду во время купания, в бассейн к примеру, и вода попала в его уши, то его пост однозначно нарушается, будь то обязательное купание или желательное или просто для охлаждения тела.
На вопросы ответил Мухаммад-Амин Магомедрасулов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Во время уразы можно чистить зубы утром
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Вопросы, касающиеся личной гигиены постящегося в светлое время суток
Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту? Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку? Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?
Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту?
Как известно, мусульмане имеют такое средство для очистки зубов, как сивак (мисвак), использовать который (согласно ханафитскому мазхабу) не порицается. Один из сподвижников сказал: «Я видел, что не считал возможным, — Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чистящим рот сиваком во время поста».
Что же касается чистки зубов простой щеткой, то, вероятно, по аналогии с сиваком это не порицается.
Другое дело – использование зубной пасты. В этом случае необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер (либо на раннее утро). Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний говорит в Коране: «. На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, — Аллах Прощающ, Милосерд!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».
(Совет Исламской академии фикха при Организации Исламская Конференция)
(Духовное управление мусульман Нижегородской области)
Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку?
Все богословы однозначно придерживаются отрицательной позиции, поскольку при ее жевании выделяются вкусовые элементы, которые жвачка, несомненно, содержит. К тому же употребление жевательной резинки (особенно длительное) наносит организму немалый вред, т.к. при ее жевании выделяется желудочный сок, призванный способствовать процессу пищеварения. Не находя же в желудке еды он начинает разъедать сам желудок. Таким образом, после жвачки следует принимать какую-либо пищу, и, следовательно, во время поста ее употребление особенно опасно.
(Духовное управление мусульман Нижегородской области)
Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?
Это разрешается. В этом нет ничего плохого. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), постясь поливал голову водой, спасаясь от жажды. Постясь же один из сподвижников смачивал свою одежду водой, чтобы ослабить воздействие жары или жажды. Влага не влияет на пост – ведь она не вода, попадающая в желудок.
(шейх Ибн Усаймин)
Добавим, что, применив суждение по аналогии (кыяс), следует, что можно принимать не только прохладную ванну, в целях противодействия жаре, но и теплую, чтобы ослабить воздействие холода (в особенности, в холодные дни). Однако, при этом следует отметить, что ходить в баню или сауну, где человек будет сильно потеть, во время поста порицается. Если же баня служит для того, чтобы просто помыться, то это, как уже было отмечено выше, разрешается. То есть, под запрет попадают не места для мытья, а процесс потения, который при соблюдении поста оказывает на организм негативное влияние. Также следует отметить, что не рекомендуется во время поста ходить в бассейн с целью купания там, поскольку во время купания сложно предохраниться от попадания воды внутрь. Если же этого удастся избежать, то это не запрещается.
(Духовное управление мусульман Нижегородской области)
Если женщина очистилась после месячных непосредственно после восхода зари, должна ли она воздерживаться и поститься в этот день? Засчитывается ли этот день или за него она должна совершить внеурочный пост?
Если крововыделение прекратилось во время восхода зари или несколько раньше, то ее пост считается правильным и вознаграждается также, как выполнение обязанности, даже если она и совершила полное омовение (гусль) лишь после того, как наступило утро. Если же крововыделение прекратилось лишь тогда, когда наступило утро, то она должна в этот день воздерживаться от запрещаемого. Она не вознаграждается за него, более того – совершает внеурочный пост после Рамадана, а Аллах знает лучше.
Источник
Нарушается ли пост при чистке зубов мисваком или зубной щёткой?
Желательно чистить зубы (ротовую полость) мисваком (зубочисткой) в любое время, в том числе и во время поста. Но есть случаи, когда чистка зубов мисваком крайне желательна (сунна муаккад). К таким случаям относится чистка зубов перед намазом, малым и полным омовением и другими поклонениями.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي أَوْ عَلَى النَّاسِ لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ مَعَ كُلِّ صَلَاةٍ
«Если бы не считал я, что для моей общины (или для людей) это будет тяжело, то обязательно велел бы им чистить зубы мисваком (зубочисткой) перед каждым намазом». (Бухари, 887; Муслим, 252)
В другой версии этого хадиса, которую передаёт имам Аль-Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ وُضُوءٍ
«Если бы не считал я, что для моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им чистить зубы мисваком (зубочисткой) перед каждым малым омовением».
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) также передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
السِّوَاكُ مَطْهَرَةٌ لِلْفَمِ مَرْضَاةٌ لِلرَّبِّ
«Использование мисвака для чистки зубов очищает рот и вызывает довольство Господа». (Ан-Насаи, 5; Ибн Хузайма, 135; Ибн Хиббан, 1067)
Эти хадисы указывают на желательность постоянной чистки зубов (ротовой полости) мисваком. Ведь в этих хадисах Посланник Аллаха ﷺ не делает исключения для тех, кто соблюдает пост. Более того, обобщение в этих хадисах охватывает и постящихся, и тех, кто не соблюдает пост.
Это мнение также подтверждает хадис, который передаёт ‘Амир ибн Раби’а (да будет доволен им Аллах) от своего отца:
رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا لَا أُحْصِي يَتَسَوَّكُ وَهُوَ صَائِمٌ
«Я несчётное количество раз видел, как Пророк ﷺ чистит зубы мисиваком, когда он постился». (Тирмизи, 725; Абу Дауд, 2364; Ибн Хузайма, 2007)
Однако учёные шафиитского мазхаба посчитали, что постящемуся нежелательно (караха) чистить зубы мисваком во второй половине дня. Доводом в пользу этого мнения они приводят хадис, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الصِّيَامُ جُنَّةٌ؛ فَلا يَرْفُثْ وَلا يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّي صَائِمٌ مَرَّتَيْنِ؛ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ الله تَعَالَى مِنْ رِيحِ المِسْكِ، يَتْرُكُ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِي، الصِّيَامُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، وَالحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا
«Пост является щитом, и пусть (постящийся) избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет: “Поистине, я пощусь!” Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса, [и Аллах говорит]: “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”». (Бухари, 1894; Муслим, 1151)
Посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе восхвалил запах изо рта постящегося, поэтому верующему не следует, используя зубную щётку, устранять такой благодатный запах, который приятнее для Всевышнего, чем благоухание мускуса.
Известный учёный шафиитского мазхаба Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Нет нежелательности (караха) в том, чтобы чистить зубы мисваком в любых обстоятельствах, за исключением послеполуденного времени (до захода солнца) для тех, кто соблюдает пост, даже если это желательный пост.
Такое решение принято, исходя из хадиса, который передаётся в обоих сборниках достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима: «Поистине, халуф изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса«.
Халуф – это изменение запаха изо рта, здесь подразумевается халуф (запах), который исходит изо рта постящегося после полудня, ведь в другом хадисе сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Моей умме в месяце Рамадан дарованы пять благ, которые не были дарованы предыдущим общинам…» и добавил: «Что касается второго блага, то это запах изо рта постящегося, который ко времени масаъ (к вечеру) приятнее Аллаху, чем запах мускуса«.
Масаъ – это время после полудня. Тот факт, что этот запах приятнее мускуса, требует его сохранения, следовательно, устранение этого запаха нежелательно (караха). Нежелательность же прекращается после захода солнца, потому что после захода человек не считается соблюдающим пост.
Из всего вышеприведённого вытекает, что для человека, который по какой-то причине должен воздержаться от всего, что нарушает пост (но на самом деле не соблюдает пост), например, забыл сделать намерение на пост, нет нежелательности чистить зубы мисваком после полудня. Потому что такой человек на самом деле не является постящимся. Смысл нежелательности чистить зубы мисваком именно после полудня заключается в том, что изменение запаха изо рта происходит именно в это время».
Всё вышеприведённое касается случаев, когда при чистке зубов мисваком постящийся не проглотил кусочек мисвака или влагу от смоченного в воде мисвака – в таком случае пост нарушается, поэтому постящемуся лучше не использовать мисвак, если есть опасение нарушения поста.
Такое же решение действительно и относительно чистки зубов щёткой. Если зубы чистятся только щёткой, без использования зубной пасты, то пост не нарушается. Если зубы чистятся щёткой и с пастой, то пост также не нарушается, если постящийся не проглотил пасту, однако чистить зубы пастой нежелательно, так как существует вероятность нарушения поста, ибо при чистке зубов велика вероятность проглатывания пасты или воды.
Если каким-то образом паста, вода или кровь были проглочены, то пост нарушается. Поэтому во время поста для гигиены полости рта лучше и безопаснее всего использовать мисвак.
Из всего вышеприведённого следует, что использование мисвака во время поста разрешено и не нарушает пост, если постящийся ничего не проглотил, но рекомендуется использовать его только утром и днём до наступления времени полуденного намаза. А после полудня постящемуся нежелательно чистить зубы мисваком.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Источник