Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ
Цели урока:
- Повторить, расширить и обобщить знания по теме;
- Развивать навыки владения изобразительно-выразительными средствами;
- Научить решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени.
Оборудование:
- Папки с опорными таблицами, текстом;
- Компьютер, презентация.
I. Добрый день. Тема нашего урока “Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ”. Слайд №1.
Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений.
II. Повторение и углубление ранее изученного материала.
Слайд №2 (работа по схеме).
Средства художественной выразительности
Тропы | Фигуры речи |
Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. | Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста. |
Эпитет. | |
Сравнение. | Антитеза. |
Метафора. | Инверсия. |
Олицетворение. | Градация. |
Гипербола. | Анафора. |
Литота. | Эпифора. |
Перифраза. | Оксюморон. |
Метонимия. | Синтаксический параллелизм. |
Синекдоха. | Парцелляция. |
Ирония. | Лексический повтор. |
Эллипсис. | |
Бессоюзие. Многосоюзие. | |
Риторические фигуры: | |
Обращение. | |
Восклицание. | |
Вопрос. | |
Умолчание. |
1. Работа по схеме:
- Какие средства художественной выразительности вам известны?
- Что такое тропы? Назовите их.
- Какие стилистические фигуры, или фигуры речи, вам известны? Назовите их.
(В древности фигуры речи называли “узорами красноречия”. Фигур речи насчитывается не один десяток, но все они сходны в том, что представляют собой отступление от обыденной формы, изощренное сочетание слов).
2. Работа по памяткам.
Тропы, фигуры речи. (Памятки раздаются каждому ученику).
Взаимоопрос. (В течение 3 минут учащиеся задают вопросы по определению фигур речи и тропов. Что такое метафора, сравнение, олицетворение, анафора, синтаксический параллелизм, антитеза, оксюморон?)
III. Тренировочные упражнения на закрепление.
1. Какой троп используется в тексте?
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
2. Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье…
3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)
- Гипербола;
- Градация;
- Риторическое восклицание;
- Сравнение.
4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)
- Антитеза;
- Многосоюзие;
- Перифраза;
- Метафора.
5. Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)
- Метафора;
- Олицетворение;
- Сравнение;
- Градация.
Ответы к заданию : 1)3; 2)2; 3)2; 4)2; 5)2.
IV. Найдите соответствие.
1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере.
1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов) | А. Вопросно-ответное единство. |
2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин) | Б. Гипербола. |
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? | В.Многосоюзие. |
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. (С. Есенин) | Г. Риторический вопрос. |
Д. Сравнение. |
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д.
2. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере:
1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев) | А. Градация. |
2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин) | Б. Инверсия. |
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжкой – та бежать. (К.И. Чуковский) | В. Оксюморон. |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? (С.Есенин) | Г. Риторическое обращение. |
Д. Синтаксический параллелизм. |
Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-Г.
3. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере?
1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский) | А. Историзмы. |
2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у него (Петра I ) теперь триста человек. (А.Н.Толстой) | Б. Лексический повтор. |
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М.Ю. Лермонтов) | В. Олицетворение. |
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет) | Г. Фразеологизм. |
Д. Эпитет. |
Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д.
V. Работа с текстом.
(Текст с заданиями раздается учащимся).
1. Чтение текста.
(1) Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесет. (2) Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3) И лишь одно спросил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. (4) Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежным добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.
(5) Берегите матерей, люди! (6) Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может – говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет.
2. Выполнение заданий к тексту.
- В каком предложении (ях) текста наиболее полна отражена основная мысль текста. Сформулируйте ее. (5-6) Берегите матерей! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может
- Какой (ие) тип (ы) речи представлен (ы)в тексте.
— Рассуждение и описание;
— Рассуждение и повествование;
— Рассуждение;
— Повествование.
- Укажите способ образования слова утешению (предложение 4)
- Из предложения 3 выпишите частицы.
- Из предложения 3 выпишите подчинительные словосочетание со связью согласование.
- Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Текст В.Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает задуматься над мнением опытного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью ______ (Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают _______ (“человек выбирает жизнь”, “возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми”). Описать собственную жизнь, а также отношение матери к своему ребенку автору удалось благодаря использованию _____ (предложения 2,4). Текст делается более понятным вследствие использования в нем ______ (“просить судьбу”, “доброе сердце”).
Список терминов:
- Метафоры;
- Сравнение;
- Эпитет;
- Ряды однородных членов;
- Риторические восклицания;
- Умолчание;
- Градация;
- Устойчивые выражения;
- Синтаксический параллелизм;
- Анафора.
VI. Компьютерная презентация. “Берегите матерей!”
VII. Домашнее задание.
- Выучить определения стилистических фигур и тропов;
- Подобрать примеры стилистических фигур и тропов (5 примеров);
- Решение тесовых заданий из книги КИМов (вариант 1-3),задание В8.
Источник
Изобразительные средства языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnye_sredstva_-_test.docx | 23.85 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Изобразительные средства языка.
- В каком случае дано неправильное определение тропа?
A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с друг им.
- В каком случае дано неправильное определение фигуры?
A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
- В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?
A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
- Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».
А) метафора Б) перифраз В) гипербола Г) литота
- Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади »
А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия
- Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».
А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота
7. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды»
А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение
8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».
А) метафора Б) метонимия В) перифраз Г) гипербола
9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза
10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».
А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон
11. Определите, какое средство выразительности использовано
- Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам.
- Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста.
- Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!
- Шепот, робкое дыханье, трели соловья…
А. историзмы Б. Лексический повтор В. Олицетворение Г. Фразеологизмы Д. Эпитет
11. Определите, какое средство выразительности использовано
- Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
- Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
- Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?
- Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве.
А. Вопросо-ответная форма изложения. Б. Гипербола. В.Многосоюзие.
Г.Риторический вопрос. Д. Сравнение
13. Определите, какое средство выразительности использовано
- Вывели лошадей, не понравились они мне.
- Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
- Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку — та бежать.
- Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
А. Градация Б. Инверсия В. Оксюморон
Г. Риторическое обращение Д. Синтаксический параллелизм
14. Определите, какое средство выразительности использовано
- Здесь барство дикое, без чувства, без Закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.
- Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман…
- О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.
- Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
А.Антитеза Б. Лексический повтор В. Многосоюзие Г. Риторическое восклицание Д. Эпитет
15. Определите, какое средство выразительности использовано
- Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени.
- Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
- Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ.
- Я твой — я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья.
А. Анафора Б. Градация В. Лексический повтор Г. Риторический вопрос Д. Сарказм
16. Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства. »?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).
Список терминов :
1) метафора
2) фразеологизм
3) ключевые слова
4) синтаксический параллелизм
5) риторический вопрос
6) цитация
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот
Источник