- Pascal-Паскаль
- Программирование. Строки и символы Pascal-Паскаль
- Программирование. Строки и символы Pascal-Паскаль
- Строки Pascal-Паскаль
- Описание строковой переменной Паскаля
- Действия со строками в Паскале
- Стандартные функции для работы со строками в Паскале
- Стандартные процедуры для работы со строками в Паскале
- Процедуры преобразования типов в Паскале
- Программирование
- Исходники Pascal (127)
- Справочник
- Паскаль — Урок 18: Символьный тип данных CHAR
- Символы и строки в PascalABC.NET
- Символы и основные операции над ними
- Методы типа char
- Строки
- Введение
- Индексация строк
- Ввод-вывод данных в Pascal
- Вывод данных на экран. Форматированный вывод
- Ввод данных с клавиатуры
Pascal-Паскаль
Программирование. Строки и символы Pascal-Паскаль
- Скачено бесплатно: 18435
- Куплено: 414
- Pascal-Паскаль->Программирование. Строки и символы Pascal-Паскаль
Программирование. Строки и символы Pascal-Паскаль
Строки Pascal-Паскаль
Строка представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании. Строка имеет две разновидности длины:
- Общая длина строки, которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании;
- Текущая длина строки (всегда меньше или равна общей длине), которая показывает количество смысловых символов строки в каждый конкретный момент времени.
Строка в Паскале – упорядоченная последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки в Паскале может лежать в диапазоне от 0 до 255. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти и имеет числовой код в соответствии с таблицей кодов ASCII.
Код ASCII (American Code for Information Interchange – Американский стандартный код для обмена информацией) имеет основной стандарт и его расширение. Основной стандарт использует шестнадцатеричные коды 00-7F, расширение стандарта – 80-FF. Основной стандарт является международным и используется для кодирования управляющих символов, цифр и букв латинского алфавита; в расширении стандарта используются символы псевдографики и буквы национальных алфавитов.
32 пробел | 48 0 | 64 @ | 80 P | 96 ` | 112 p |
33 ! | 49 1 | 65 A | 81 Q | 97 a | 113 q |
34 « | 50 2 | 66 B | 82 R | 98 b | 114 r |
35 # | 51 3 | 67 C | 83 S | 99 c | 115 s |
36 $ | 52 4 | 68 D | 84 T | 100 d | 116 t |
37 % | 53 5 | 69 E | 85 U | 101 e | 117 u |
38 & | 54 6 | 70 F | 86 V | 102 f | 118 v |
39 ‘ | 55 7 | 71 G | 87 W | 103 g | 119 w |
40 ( | 56 8 | 72 H | 88 X | 104 h | 120 x |
41 ) | 57 9 | 73 I | 89 Y | 105 i | 121 y |
42 * | 58 : | 74 J | 90 Z | 106 j | 122 z |
43 + | 59 ; | 75 K | 91 [ | 107 k | 123 < |
44 , | 60 | 78 N | 94 ^ | 110 n | 126 |
47 / | 63 ? | 79 O | 95 _ | 111 o | 127 |
Строковая константа Паскаля – последовательность символов, заключенная в апострофы. Например, ‘строковая константа’, ‘243’. Два следующих друг за другом апострофа (») обозначают пустую строку, т.е. строку с нулевой длиной.
Описание строковой переменной Паскаля
Для описания строковых переменных в Паскале существует предопределенный тип string.
В общем виде описание строковой переменной будет выглядеть следующим образом:
Пример описания строковой переменной в Паскале:
В приведенном выше описании строковая переменная s1 может содержать не более 10 символов, переменная s2 – не более 20 символов. Если же при описании строки ее максимальная длина не указывается, то по умолчанию принимается максимально допустимая длина, равная 255 символам (переменная smax)..
Символы в строке упорядочены, каждый из них имеет порядковый номер, начиная с первого. Имеется возможность обратиться к любому элементу строки, указав его номер, так же как это делается в одномерных массивах. Например, s1[2] позволяет обратиться ко второму символу в строке s1, при этом мы можем поменять это значение, выполнив оператор присваивания s1[2]:= ‘r’, можем вывести на экран это значение или присвоить его другой переменной.
Действия со строками в Паскале
Операция слияния (сцепления, конкатенации) применяется для соединения нескольких строк в одну, обозначается знаком «+». Операция слияния применима для любых строковых выражений, как констант, так и переменных.
Операции отношения позволяют сравнивать строки на отношение равенства (=), неравенства (<>), больше (>), меньше ( =), меньше или равно ( Пример действий со строками в Паскале:
‘строка’<>‘строки’ (верно, т.к. не совпадают последние символы);
‘Abc’ ‘век’ (отношение верно, т.к. буква ‘г’ в алфавите стоит после буквы ‘в’, а, следовательно, имеет больший код).
Стандартные функции для работы со строками в Паскале
Copy (S, poz, n) выделяет из строки S, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь S – любое строковое выражение, poz, n – целочисленные выражения.
Значение S | Выражение | Результат |
‘строка символов’ | Copy(S,3,3) | рок |
Concat (s1, s2. sn) выполняет слияние строк s1, s2. sn в одну строку.
Выражение | Результат |
Concat(‘язык’, », ‘Pascal’) | ‘язык Pascal’ |
Length(S) определяет текущую длину строкового выражения S. Результат – значение целого типа.
Значение S | Выражение | Результат |
‘(а+в)*с’ | Length(s) | 7 |
Pos(subS, S) определяет позицию первого вхождения подстроки subS в строку S. Результат – целое число, равное номеру позиции, где находится первый символ искомой подстроки. Если вхождение подстроки не обнаружено, то результат функции будет равен 0.
Значение S | Выражение | Результат |
‘предложение’ | Pos(‘е’, S) | 3 |
‘предложение’ | Pos(‘a’, S) | 0 |
Стандартные процедуры для работы со строками в Паскале
Delete (S, poz, n) удаляет из строки S, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь S – строковая переменная (в данном случае нельзя записать никакое другое строковое выражение, кроме имени строковой переменной, т.к. только с именем переменной связана область памяти, куда будет помещен результат выполнения процедуры); poz, n – любые целочисленные выражения.
Исходное значение S | Оператор процедуры | Конечное зн-е S |
‘abcdefg’ | Delete(s, 2, 3) | ‘aefg’ |
Insert(subS, S, poz) вставляет в строку S, начиная с позиции poz, подстроку subS. Здесь subS – любое строковое выражение, S – строковая переменная (именно ей будет присвоен результат выполнения процедуры), poz – целочисленное выражение.
Исходное значение S | Оператор процедуры | Конечное зн-е S |
‘рис. 2’ | Insert(‘№’, S, 6) | ‘рис. №2’ |
Процедуры преобразования типов в Паскале
Str(x, S) преобразует число x в строковый формат. Здесь x – любое числовое выражение, S – строковая переменная. В процедуре есть возможность задавать формат числа x. Например, str(x: 8: 3, S), где 8 – общее число знаков в числе x, а 3 – число знаков после запятой.
Оператор процедуры | Значение S |
Str (sin(1):6:4, S) | ‘0.0175’ |
Str (3456, S) | ‘3456’ |
Val(S, x, kod) преобразует строку символов S в число x. Здесь S – строковое выражение, x – числовая переменная (именно туда будет помещен результат), kod – целочисленная переменная (типа integer), которая равна номеру позиции в строке S, начиная с которой произошла ошибка преобразования, если преобразование прошло без ошибок, то переменная kod равна 0.
Тип X | Оператор процедуры | Значение X | Значение kod |
Real | Val(‘12.34’, x, kod) | 12.34 | 0 |
Integer | Val(‘12.34’, x, kod) | 12 | 3 |
Программирование
Исходники Pascal (127)
Справочник
Справочник по паскалю: директивы, функции, процедуры, операторы и модули по алфавиту
Источник
Паскаль — Урок 18: Символьный тип данных CHAR
Итак, продолжаем наши уроки Паскаль для начинающих. В прошлом уроке мы разобрали строковый тип данных, но там мы упомянули про символы, поэтому прежде чем глубоко изучать тип данных String, мы узнаем о типе Char. Символьный тип данных Char — тип данных, значениями которого являются одиночные символы. Данный тип может содержать всего один любой символ (Например: «*», «/», «.», «!» и другие). Каждый такой символ занимает 8 бит памяти, всего существует 256 восьмибитовых символов. Все символы, используемые символьным типом Char записаны в таблице символов ASCII (American Standart Code for Information Interchange) или Американский стандарт кода для обмена информацией.
Символьные константы заключаются в апострофы, например ‘.’, ‘*’, ‘7’, ‘s’. Также символьную константу можно записать с помощью символа — «решетки», например #185 — выведет символ под номером 185 из таблицы ASCII (это символ ‘№’).
К символьному типу применимы 5 функций: Ord, Chr, Pred, Succ и Upcase.
Функция Ord преобразовывает символ в её числовой код из таблицы ASCII. Например для символа ‘№’ она возвратит значение 185. Функция Chr обратна функции Ord. Функция Chr преобразует числовой код символа в сам символ, например, если взять числовой код 64, то функция Chr (64) возвратит символ ‘@’.
Пример программы на Паскаль с использованием функции Ord:
Пример программы на Паскаль с использованием функции Chr:
Функция Pred возвращает значение предыдущего символа из таблицы ASCII, например для символа ‘P’ (Pred (P)) эта функция возвратит символ ‘O’. Функция Succ обратная функции Pred. Для символа ‘P’ функция Succ (P) возвратит символ ‘Q’, то есть следующий символ из вышеописанной таблицы ASCII.
Пример программы на Паскаль с использованием функций Pred и Succ:
Функция UpCase применима только для строчных букв английского алфавита. Данная функция преобразует строчные английские буквы в заглавные.
Пример программы на Паскаль с использованием функции UpCase:
P.S. В данном уроке описаны исключительно функции, применимые к символьному типу, про отличие функций от процедур можно узнать в Уроке №7 — Подпрограммы.
Приложение к уроку — таблицы символов ASCII:
На сегодня урок окончен. Помните, что программирование на паскале просто и является основой для многих языков программирования.
Источник
Символы и строки в PascalABC.NET
Символы и основные операции над ними
Символы имеют тип char, занимают 2 байта и хранятся в кодировке Unicode (UTF-16).
Для преобразования символа c в код используется функция Ord(c) , для обратного преобразования кода i в символ используется функция Chr(i) .
Классический способ определить символ, следующий за данным в кодовой таблице, — это преобразовать символ в код, прибавить к коду число и потом преобразовать полученный код снова в символ:
Аналогично определяется предыдущий символ
Методы типа char
Методы, встроенные в тип char, делятся на две категории:
- проверяющие, принадлежит ли символ указанной категории: c.IsDigit , c.IsLetter , c.IsLower , c.IsUpper
- преобразующие символ: c.ToUpper , c.ToLower , c.ToDigit .
Отметим, что c.IsDigit эквивалентно (c >= ‘0’) and (c и эквивалентно c in ‘0’..’9′ Для c.IsLower , c.IsLower , c.IsUpper такой простой аналогии нет. Дело в том, что в этих методах проверяются все символы, являющиеся буквами в каком-то алфавите народов мира (в частности, английские и русские)
Отметим также, что c.IsLower возвращает True только если это буква в нижнем регистре — для не букв возвращается False .
Строки
Введение
Отметим, что для строк имеется много операций и методов, не все из которых мы рекомендуем для школьников.
Основная причина — многие методы строк в .NET считают, что строки индексируются с нуля, а в Паскале строки индексируются с 1.
Для устранения этой дилеммы при работе со школьниками мы не используем методы строк, которые работают с индексами, индексируемыми с нуля. Для них существуют эквивалентные замены внешними функциями, которые предполагают, что строки индексируются с 1.
Индексация строк
Строки в Паскале индексируются с 1. К символам строк можно обращаться по индексам — s[i] .
Символы строк можно менять:
Можно использовать индексацию с конца: s[^i] обозначает i-тый символ с конца
Источник
Ввод-вывод данных в Pascal
Компьютерные программы обрабатывают (изменяют) различные данные. Программа получает данные, что-то делает с ними и выводит их в измененной форме или выводит другие данные.
Следовательно, любой язык программирования должен иметь инструменты как для ввода данных, так и их вывода. В Паскале ввод осуществляется с помощью процедур read() и readln() , а вывод — благодаря write() и writeln() . Процедуры, которые имеют окончание ln , после своего выполнения переводят указатель на новую строку.
Откуда или с помощью чего можно ввести данные в программу? Обычно это можно сделать с помощью клавиатуры или из файлов.
Куда можно вывести данные? На экран, в файл, на принтер и др.
Стандартным устройством ввода является клавиатура, а вывода — монитор. Стандартные — значит «работающие по-умолчанию»; т.е. если не указано ничего иного, то программа будет считывать данные с клавиатуры, а выводить их на монитор. Вместе клавиатуру и монитор называют консолью. Таким образом консоль представляет собой стандартное устройство ввода-вывода.
Вывод данных на экран. Форматированный вывод
Вывод данных на экран и в файл в языке программирования Pascal осуществляется с помощью процедур write ( ) и writeln ( ) . Здесь будет рассмотрен вывод только на экран.
Допустим, нам требуется отобразить на экране пару фраз. Если мы хотим, чтобы каждая из них начиналась с новой строки, то надо использовать writeln() , если нет – то write() .
Write() чаще используется, когда надо вывести для пользователя сообщение на экран, после чего получить данные, не переводя курсора на новую строку. Например, выводим на экран «Введи число: » и не переводим курсор на новую строку, а ждем ввода.
Еще один пример. В памяти компьютера хранятся данные. Из программы мы обращаемся к ним с помощью переменных num, fl и st. Вывести их значения на экран можно по-разному.
Во втором случае мы видим, что процедуры вывода (как write() так writeln() ) позволяют конструировать выводимую информацию из различных компонент (строк-констант и переменных).
В третьем случае был осуществлен так называемый форматированный вывод. При этом для выводимого значения указывается ширина поля вывода (количество знакомест). Если мы выводим вещественное (дробное) число, то вторым числом через двоеточие указывается количество знаков после запятой. Если для вещественных чисел не осуществлять форматирование, то они отобразятся так, как определено для данного компьютера. Если указать только число знакомест без фиксирования дробной части, то вывод будет в экспоненциальной форме.
Ввод данных с клавиатуры
Ввод данных в языке программирования Паскаль обеспечивается процедурами read() и readln() . Ввод данных осуществляется либо с клавиатуры, либо из файла. Здесь рассматривается только ввод с клавиатуры.
Когда данные вводятся, то они помещаются в ячейки памяти, доступ к которым обеспечивается с помощью механизма переменных. Поэтому, когда в программе на Pascal используется процедура read() (или readln() ), то в качестве фактического параметра (аргумента) ей передается имя переменной, которая будет связана с вводимыми данными. Потом эти данные можно будет использовать в программе или просто вывести на экран.
В процедуры ввода можно передавать не один фактический параметр, а множество.
При вводе данных их разделяют пробелом, табуляцией или переходом на новую строку (Enter). Данные символьного типа не разделяются или разделяются переходом на новую строку.
Существуют особенности ввода данных с помощью операторов read() и readln() . Если используются подряд несколько операторов read() , то вводимые данные можно разделять всеми допустимыми способами. При использовании нескольких вызовов readln() каждый последующий срабатывает только после нажатия Enter. Программа ниже иллюстрирует это. Комментарии поясняют последовательность возможных действий при вводе данных.
Источник