- Весна на Заречной улице (1956)
- Регистрация >>
- тексты песен
- Песня «Когда весна придёт». История создания
- Песня «Когда весна придет, не знаю» Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова. История создания
- На рабочей окраине
- Песня «Когда весна придет, не знаю». Текст
- Песня «Когда весна придет, не знаю». Слушать онлайн. Видео
- Пристроили «бесхозную мелодию». История песни из «Весны на Заречной улице»
- Пристроили «бесхозную мелодию»
- Огромный успех
- Эпилог
- 5 интересных фактов о фильме «Весна на Заречной улице»
Весна на Заречной улице (1956)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
тексты песен
Слова — А. Фатьянов
Музыка — Б. Мокроусов
У меня идет все в жизни гладко
И аварий не было пока.
Мне знакома каждая палатка,
Где нальют мне кружечку пивка.
Я, друзья, не верю обещаньям.
Обещанья — это звук пустой.
Назначайте, девушки, свиданье,
Все равно останусь холостой.
Незачем ходить, где можно ехать.
К счастью путь-дорога нелегка.
А без счастья трудно человеку,
Как в холодный день без пиджака.
Не выносят многие веселья,
Я же занят думкою одной,
Как же сделать, чтобы всю неделю
В жизни получался выходной.
Когда весна придёт.
Муз. — Б.Мокроусов
Сл. — А.Фатьянов
Когда весна придет, не знаю.
Пройдут дожди. Сойдут снега.
Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.
На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей.
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.
Теперь и сам не рад, что встретил,
Моя душа полна тобой.
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь.
Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день, и ночь горят они.
Я не хочу судьбу иную.
Мне ни на что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.
На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя!
Песня студентов МГРИ, автор Н.И.Власов (1938).
Курс окончен, по глухим селеньям
Разлетимся в дальние края.
Ты уедешь к северным оленям,
В жаркий Туркестан уеду я.
Не придешь — с веселою улыбкой
К хороводу солнечных берез,
И веселый ветер у калитки
Не развеет пепельных волос.
Я тебе в предутреннюю свежесть
Поцелуй прощальный передам.
А потом любовь и нашу нежность
Уложу в дорожный чемодан.
Дрогнет поезд, застучат вагоны,
Мимо окон промелькнет вокзал;
Буду я на каждом перегоне
Вспоминать любимые глаза.
За работой в шахтах и забоях
Будут годы незаметно мчать,
И все реже будем мы с тобою,
Письма дорогие получать.
Может статься, сердце мне подскажет:
Мне тебя захочется обнять,
Только я с лирической поклажей
Чемодан не стану открывать,
Вспомнив лес и голубую речку,
Где с тобой дружили много лет,
Полюблю красавицу-узбечку.
А тебя полюбит самоед.
Тяжело, любимая. И все же
Ты не хмурь свою густую бровь —
Наше дело общее дороже,
Чем любая частная любовь.
Источник
Песня «Когда весна придёт». История создания
27 марта — день памяти замечательного советского композитора Бориса Андреевича Мокроусова (1909—1968). Одно из самых известных его произведений — песня «Когда весна придёт, не знаю», написанная для фильма Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице». Об истории её создания рассказывает известный поэт-песенник Евгений Долматовский (1915—1994) в своей книге «Рассказы о твоих песнях».
Песня «Когда весна придет, не знаю» Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова. История создания
На рабочей окраине
Мокроусов Борис Андреевич (1909—1968), советский композитор. Опера «Чапаев» (2 редакция 1942; 3 редакция 1961), оперетта «Роза ветров» (1947), песни (св. 60), в т. ч. «Заветный камень», «Одинокая гармонь». Государственная премия СССР (1948).
По-разному складываются судьбы песен: одни поются на демонстрациях, на митингах, другие — дома в радостный и шумный час, третьи — в печальный и одинокий.
Но есть и песни, которые всем известны, но предназначены не столько для массового пения, сколько для слушания. Услышат такую песню по радио — притихнут, замрут, задумаются; подпевают не голосом, а как бы сердцем. С такими песнями можно пройти всю жизнь, молчаливо советуясь, как с близкими людьми. И они — своей сутью, своим настроением — подскажут правильное решение самых сложных, уже казавшихся неразрешимыми вопросов, по-хорошему растревожат душу для высоких и чистых поступков.
Я причисляю к таким своим личным песням-товарищам песню Алексея Фатьянова на музыку Бориса Мокроусова «Когда весна придет, не знаю». Она писалась в 1955 году, появилась в 1956-м в хорошем молодежном фильме «Весна на Заречной улице».
Песня говорит сама за себя, а вот о ее авторе хочется рассказать. Алексей Фатьянов был похож на былинного богатыря. Он пришел в Москву из глубин России, из-под Владимира, наивный, шумный, веселый, широкий, песенный. В юности стихи он писал тайно, показывал их лишь нескольким товарищам, в число которых попал я. Мы встретились в 1937 году на берегах Амура.
Фатьянов Алексей Иванович (1919—1959), русский поэт. Популярные песни (сборники «Поет гармонь», 1955, «Соловьи» опубликован 1960), поэма «Хлеб» (опубликована 1960).
Фатьянов был актером Театра Красной Армии, его актерские данные оценивались высоко, в театре его любили, но он мечтал о другом пути.
Его песенный талант расцвел в годы войны. Есть авторы, умеющие писать самые разные песни. Есть поэты, поющие свою единственно возможную песню. Таким был Фатьянов. Его песни всегда узнаешь, пусть даже музыка будет написана совсем не похожими друг на друга композиторами. Характер я направление песни определял поэт. Вот блестящая линия фронтовой лирики, работа Алексея Фатьянова и Василия Соловьева-Седого: «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Давно мы дома не были». И вслед за этими всенародно известными песнями — «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».
Пожалуй, ни с кем у Соловьева-Седого так здорово не получались песни, как с Фатьяновым. Музыка и слово сливались воедино, полностью соответствуя друг другу.
В 1955 году Алексей Фатьянов приехал в Одессу, где снималась «Весна на Заречной улице». В боевой комсомольской атмосфере создавался этот фильм. Восприимчивый Алексей Фатьянов быстро вошел в коллектив, обрел друзей. Песня получилась не сразу, поэт и композитор искали и слова и музыкальные интонации, чтобы монолог рабочего парня получился убедительным — ведь раньше героем песен Фатьянова (или, как принято говорить — лирическим героем) был по преимуществу деревенский юноша либо солдат, пришедший в армию из деревни.
Так что городской комсомолец, молодой рабочий был для поэта новой фигурой. Фатьянову удалось очень трудное, мало у кого получавшееся — о мартеновских печах, о заводской проходной он сказал так, что эти сухие слова зазвучали проникновенно, как интимная лирика. Велика и заслуга Бориса Мокроусова. Он умел создавать новые мелодии рабочей окраины. В трудном соревновании с Соловьевым-Седым, работая с Фатьяновым, он оказался на высоте.
Обратите внимание: тема безответной любви неожиданно прерывается — и сразу о мартеновских печах, о главной для человека улице. А нам кажется, что разговор о любви все еще продолжается, и не такая уж она безответная, эта любовь, если воедино сливаются все приметы юности.
Алексей Фатьянов умер, не дожив и до сорока. Не умирают его песни.
Песня «Когда весна придет, не знаю». Текст
Когда весна придет — не знаю,
Пройдут дожди, сойдут снега…
Но ты мне улица родная
И в непогоду дорога.
На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей,
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.
Теперь и сам не рад, что встретил, —
Моя душа полна тобой.
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь!
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь!
Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.
Я не хочу судьбу иную,
Мне ни за что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.
На свете много улиц разных,
Но не меняю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.
Песня «Когда весна придет, не знаю». Слушать онлайн. Видео
«Когда весна придет, не знаю» (1956). Песня Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова. Исполняет Николай Рыбников. Кадры из кинофильма «Весна на Заречной улице». 1956 г.
Источник
Пристроили «бесхозную мелодию». История песни из «Весны на Заречной улице»
Песня «На Заречной улице» (чаще ее называют «Когда весна придет, не знаю») впервые прозвучала в 1956 году — тогда в прокат вышел фильм «Весна на Заречной улице». Мелодия Бориса Мокроусова стала лейтмотивом картины, а песня в исполнении Николая Рыбникова сразу полюбилась слушателям.
Как водится, в любой истории, которая выглядит успешно, немало подводных камней. В действительности и с фильмом, и с песней, которые полюбились миллионам, все могло сложиться совершенно иначе. Прежде всего, главную роль мог исполнить другой актер. Рыбников в середине 50-х только окончил ВГИК и делал первые шаги в кинематографе («Высота», «Девушка без адреса», «Девчата» случились в его карьере уже после «Весны…»). На роль сталевара Савченко предполагался другой актер, но в итоге все же утвердили Николая Рыбникова . Чтобы вжиться в образ, артисту пришлось учиться у настоящих сталеваров на металлургическом заводе.
В картине красавец Рыбников исполняет песню «На Заречной улице» под гитару. Позднее критики напишут, что этот ход предвосхитил будущий расцвет бардовской песни. Все, что зритель обычно видит в кадре, — магия. За Николая Рыбникова , который в фильме душевно аккомпанировал себе на гитаре, в действительности играл Петр Тодоровский — известный кинорежиссер тогда работал оператором. Впоследствии ходили слухи, что Петр Ефимович был композитором главного «хита» фильма, а официальный композитор картины Борис Мокроусов лишь обработал его мелодию. Но, конечно, это не так.
Пристроили «бесхозную мелодию»
Почему же знаменитой песни могло не быть? Режиссеры Марлен Хуциев и Феликс Миронер , создатели «Весны. », обратились к известному поэту-песеннику Алексею Фатьянову с просьбой написать стихи на уже готовую мелодию. Дело в том, что композитор Борис Мокроусов еще в 1948 году (за 8 лет до выхода картины!) сочинил музыку к спектаклю «Макар Дубрава», посвященному жизни шахтеров, который сняли с репертуара Театра им. Вахтангова . Замечательная мелодия осталась как бы «бесхозной». Но прозорливый Марлен Мартынович пригласил Мокроусова в свою съемочную группу, и мотив обрел вторую — и очень долгую — жизнь.
Алексею Фатьянову музыка очень понравилась, как и сценарий к фильму, и он с радостью принялся за работу. Стихи поэт писал целое лето 1955 года, пока шли съемки картины. В поисках вдохновения он приехал в Запорожье , где снимали «Весну. », и присутствовал на съемках, чтобы стихи были настоящими. Но у Фатьянова не получалось придумать строки про профессию. Он хотел отразить в песне работу сталевара и в целом профессию рабочего. В итоге были написаны строки про «заводскую проходную, что в люди вывела меня».
Марлен Хуциев потом вспоминал, почему стихи к песне писались очень долго. Поэт Фатьянов буквально оттачивал каждое слово, каждую строчку. В итоге песня сразу же стала народной — ее слова оказались близки советскому зрителю, ведь через заводскую проходную в СССР прошли многие.
Огромный успех
После выхода в прокат картину только в кинотеатрах посмотрели более 30 миллионов зрителей, и потом долгие годы каждый показ фильма по телевизору был настоящим событием! А знаменитую композицию из фильма «Весна на Заречной улице» поют уже без малого 70 лет. Она стала не только любимой застольной песней, но и неофициальным гимном сталеваров.
Ни в Запорожье , ни в Одессе , где проходили съемки картины, не было Заречной улицы, но вскоре после выхода фильма Хуциева улицы с таким названием появились. В Запорожье также выходит газета «Улица Заречная», а на бульваре Шевченко напротив горсовета в начале XXI века установили часы, которые играют мелодию «Когда весна придет, не знаю».
Эпилог
Поэт Алексей Фатьянов умер через 3 года после выхода картины «Весна на Заречной улице» от воспаления аорты, которое случилось по халатности врача. Провожать поэта в последний путь пришли тысячи москвичей, и его гроб попеременно несли на руках. Вместо прощальных речей пели самые известные песни Фатьянова , в том числе знаменитую «Когда весна придет, не знаю».
5 интересных фактов о фильме «Весна на Заречной улице»
Фильм «Весна на Заречной улице» был «балом дебютантов». Это первая работа сценаристов и режиссёров Марлена Хуциева и Феликса Миронера , оператора Радомира Василевского , актрисы Валентины Пугачёвой . Первые большие роли в фильме сыграли Юрий Белов , Николай Рыбников , Геннадий Юхтин и Нина Иванова . Все в съемочной группе были примерно одного возраста, прекрасно понимали друг друга, и работа шла легко и весело.
Нина Иванова , сыгравшая учительницу, не была актрисой — она училась на врача и не думала связывать жизнь с кино. По дружбе она согласилась сыграть в дипломной короткометражке знакомого студента ВГИКа. Эту работу увидел режиссёр Марлен Хуциев и позвал Иванову на съёмки «Весны…». После премьеры она стала очень популярна, и режиссёры охотно звали её в свои картины. Иванова снималась до середины 70-х, но учительница Татьяна так и осталась её самой знаменитой ролью. Уйдя из кино, она сначала работала на киностудии им. Горького, потом писала сценарии и снимала сюжеты для «Ералаша», а затем вернулась к первой профессии — стала медсестрой в больнице. «Весну на Заречной улице» ни разу не смотрела…
На съёмках фильма Нина Иванова познакомилась с оператором Радомиром Василевским . Они сразу приняли решение жить вместе, хотя оператор на тот момент был женат. Он признался жене, что полюбил другую, и вместе с Ивановой переехал в Одессу … Через четыре года Иванова и Василевский сыграли свадьбу, но в браке прожили недолго. Одной из причин развода был отказ Нины Ивановой продолжить образование и поступить в институт на актёрский факультет.
Фильм о сталеварах решили снимать в Запорожье , где были знаменитые на весь СССР металлургические комбинаты. Перед началом работы Николая Рыбникова отправили учиться варить сталь. Обучал его 23-летний сталевар, который к этому времени уже получил звание почётного металлурга. У мартеновских печей актёр провёл полторы недели, отрабатывая полноценный рабочий день.
Николая Рыбникова на роль Саши Савченко взяли не сразу, потому что директор картины настаивал на утверждении другого актёра. На защиту Рыбникова встал Марлен Хуциев , у которого актёр снимался в дипломной работе, — он настоял на повторных пробах. Рыбникова вызвали ещё раз и предложили сыграть сцену признания в любви. Директор картины проникся и дал добро.
Источник